‘ото: јлина ÷иопа/Ђ‘онтанка.руї

 ак они вид€т нас: Ђ‘онтанкаї побывала на первой посткоронавирусной выставке

11 июн€ 2020, 10:57
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

÷ентральный выставочный зал «ћанеж» вместил 80 лет нашей истории глазами иностранцев и теперь ждет разрешени€ на открытие проекта. ‘отографии иностранных репортеров международного агентства Magnum показывают —оветский —оюз и –оссию с 1940-х и до эпидемии коронавируса.

¬ «ћанеже», как говор€т миллениалы, — «выставка Ўредингера» — «»ной взгл€д. ѕортрет страны в объективе агентства Magnum». ќна вроде бы и полностью готова, оформлена до последней этикетки, — и ее в то же врем€ дл€ общества ее как бы нет, потому посещение запрещено. ¬ыставочный зал — «на низком старте»: как только в ѕетербурге разрешат работу культурных пространств, «ћанеж» хочет быть одним из первых. ≈го огромна€ площадь и раньше позвол€ла посетител€м не встречатьс€ нос к носу. “еперь в помощь — еще и новые меры безопасности (опубликованы на сайте).

”же известно, что не будет билетов на входе (только онлайн), организуют временные слоты на вход в 70 человек в час (правда, без лимита времени нахождени€ в зале), пуст€т только в маске и перчатках, экскурсий не предполагаетс€ (кроме аудиогида в виде приложени€ в вашем телефоне). ƒа и выставка сама выстроена так, что посетители идут по ней в одном направлении (по крайней мере, на первом этаже). Ќа вс€кий случай, перед входом в лабиринт выставочного пространства на полу даже нанесли маркеры, напоминающие о необходимости соблюдать дистанцию. ¬от только даты открыти€ пока нет.  ак говоритс€, следите за новост€ми.

ѕровести вернисаж планировалось еще в середине апрел€. –азгоравша€с€ эпидеми€ не помешала распечатанным фотографи€м добратьс€ из ѕарижа до ѕетербурга. »х не пересылали интернет-файлами согласно принципам агентства: печать снимков дл€ выставок проходит при соблюдении определенных технологий, под наблюдением авторов. Ќо если в ближайшее врем€ экспозицию не откроют, публика рискует ее так и не увидеть «живьем» (онлайн-программа будет точно): согласно первоначальному плану, «ћанеж» должен вернуть работы во французскую столицу в августе. ѕравда, есть шанс, что это решение скорректируют. ¬едь было бы очень обидно: подготовка к проекту, созданному специально дл€ ѕетербурга, велась целых два года.

»з огромного массива фотографий главное выбирала куратор Ќина √омиашвили — фотограф, галерист, выпускница отделени€ фотографии нью-йоркского университета, создательница одной из первых фотогалерей в ћоскве «ѕобеда». ј ко всему прочему — актриса (выпускница курса јлексе€ Ѕаталова) и дочь актера јрчила √омиашвили, которого не меньше, чем полстраны, считают лучшим ќстапом Ѕендером.

ѕо словам организаторов, это перва€ выставка агентства Magnum о –оссии, хоть и не перва€ — в ее границах. »стори€ страны уложилась немногим более чем в 250 фотографий, посетитель проходит ее по красной ковровой дорожке среди асфальтово-серых стен.

¬ыставка выстроена хронологически — и в то же врем€ по авторам (правда, некоторые из них приезжали в —оветский —оюз не единожды, поэтому повтор€ютс€). ѕервый зал (в центре, боковые галереи не задействованы) посв€щен поездке соосновател€ агентства — основоположника военной фотожурналистики –оберта  апы — и писател€, лауреата Ќобелевской премии по литературе, ƒжона —тейнбека.

“уристы на  расной площади. ћосква, ———–, 1947
“уристы на  расной площади. ћосква, ———–, 1947

‘ото: © –оберт  апа © International Center of Photography/ Magnum Photos

Ќа одном из снимков легенды вместе:  апа и —тейнбек в 1947-м проехали по странам ———–, а по итогам поездки вышла книга «–усский дневник». Ќа кадрах, отобранных дл€ выставки в «ћанеже», — фонтан с фигурками детей на фоне руин разбомбленного —талинграда, уничтоженный войной квартал  иева, очередь на  расной площади (веро€тно, в мавзолей), грузинские музыканты, ловл€ осетра на ¬олге. »ными словами, т€жело пострадавша€, но полна€ надежды страна.  ак символ этого возрождени€ воспринимаетс€ снимок, кстати, цветной, на котором — две женщины с малышом на скамейке в московском садике.

1950-е на выставке отражают начало космической эры: в 1957-м, когда был запущен первый спутник с Ѕайконура,  расную площадь украсило световое панно с ракетой и надписью «———– — оплот мира». “ут же — « ухонные дебаты» ’рущева с Ќиксоном (фотограф — Ёллиотт Ёрвитт), √алина ”ланова, Ѕорис ѕастернак. » простой репортажный снимок с одной из московских улиц — две девушки беседуют, особо не рису€сь на публику, а на них с интересом и полуулыбкой смотрит один из проход€щих мимо военных. Ёто работа еще одного культового фотографа и соосновател€ агентства — јнри  артье-Ѕрессона.

ѕринцип Ѕрессона «не режиссировать» стал главным дл€ всех фотографов Magnum, добавив к себе еще один: не кадрировать. ћожет быть, поэтому так интересно смотреть снимки той эры, когда дл€ советских фотокорреспондентов постановка была нормой: главное — передать идею. ѕричем вполне конкретную.

—нимки 1960-х — словно иллюстраци€ тезиса о том, что –осси€ — сама€ читающа€ страна. «десь читают все: пассажиры метро — поголовно (невольна€ ассоциаци€: замени книги на телефоны — и будет современна€ подземка), девушки на природе, прохожие на улицах. Ќачинаешь верить в правдивость комедии про Ўурика и Ћидочку, готовившихс€ к сессии. ј кто не читает — тот играет в шахматы. ¬ общем, в серии «–усские»  онстантина ћаноса — кака€-то пр€мо образцова€ страна. » в то же врем€ это пространство интеллигентов: снимки »нге ћорат показывают мастерскую Ёрнста Ќеизвестного, плотно увешанную картинами ленинградскую квартиру Ћьва  ассил€, »осифа Ѕродского на стене ѕетропавловской крепости и јндре€ ¬ознесенского.

«ан€ти€ гимнастикой дл€ отдыхающих в санатории в —очи. ———–,  1963
«ан€ти€ гимнастикой дл€ отдыхающих в санатории в —очи. ———–, 1963

‘ото: © Ѕерт √линн/ Magnum Photos

Ѕезусловно, каждый автор привносит в свои снимки немного себ€. ћорат, супруга драматурга јртура ћиллера, страстна€ путешественница, перед поездками в страны изучала их €зыки, включа€ русский. ¬идевша€ и показывавша€ страну без пропаганды, без «советскости», она написала книгу «¬ –оссии» (1969).

«‘отографи€ — удивительное €вление, — писала ћорат. — ƒовер€ешь глазам, а в итоге обнажаешь душу».

ƒальше — больше: слайды с открыти€ первого завода Pepsi в –оссии, ќлимпиада-80 с ее грандиозной церемонией открыти€ (кстати, один из кадров фотографа –аймона ƒепардона вынесен на фасад ћанежа в виде разрезанного на части плаката). » уже совсем «пир духа»: отдающа€ добросовестным трэшем сери€ ‘ердинандо Ўанна «ћодники Ћенинграда», сери€  арла ƒе  ейзера Homo Soveticus, где в одном кадре сход€тс€ сломавшийс€ на дороге «ћосквич», вывеска «—лава городу-герою Ћенинграду!» и невеста, идуща€ по парапету.

¬торой этаж выставки не предполагает четкого маршрута: пройд€ за раздел с фотоальбомами от книжного «ѕодписные издани€» (его посещать нельз€ будет и после открыти€, по крайней мере, первое врем€), посетитель попадет в 1990-е. “ут и выборы, и политика, и религи€, и война в „ечне.   2000-м взгл€д от многообрази€ устает уже настолько, что не понимаешь: либо наше врем€ еще не способно сформировать какой-то образ, который бы стал его символом, либо дистанци€ недостаточно велика. ƒа,  олыма. “юрьмы в —ибири. Ўаманы в “уве. √еометри€ дворов и дверей. Ќо где — мы?

–абочие вешают предвыборные плакаты с изображением Ѕориса ≈льцина напротив  расной площади. ћосква, –осси€, 1996
–абочие вешают предвыборные плакаты с изображением Ѕориса ≈льцина напротив  расной площади. ћосква, –осси€, 1996

‘ото: © “омас ’епкер/ Magnum Photos

¬незапно «точка» нарисовалась сама собой: уже когда бушевал коронавирус, к экспозиции добавились фотографии 2020 года — ставшие знаменитыми снимки врачей после суток дежурства и пациентов, сделанные Ќанной ’айтманн, самым молодым из авторов (она родилась в 1994-м). Ёто последнее, что предстоит увидеть посетителю перед возвращением в сегодн€шнюю реальность.   слову — «ћанеж» сделал бесплатным вход дл€ всех медработников до конца года.

«Ёто не документальна€ выставка в привычном смысле слова: здесь не отображаютс€ важнейшие событи€ истории, — рассказал директор «ћанежа» ѕавел ѕригара. — Ёто отстраненный взгл€д людей, которые не погружены в контекст, который мы прожили, с нашим воспри€тием нашей истории, с нашими школьными программами, с некими идеологическими моментами. ќни просто видели жизнь, наблюдали за этой жизнью. Ёти два важнейших принципа — когда нельз€ заниматьс€ постановкой, категорически, и нельз€ кадрировать изображение, мен€ть его композицию, — дают ощущение абсолютной правдивости — с одной стороны. ј с другой стороны, это тот случай, когда наша повседневность превращаетс€ по сути в искусство. Ёто очень интересное отражение: мгновение — и ты становишьс€ частью вечности».

Ќапомним, пока неизвестно, когда публика сможет «вживую» попасть на эту выставку. Ќо в онлайне пройдет ее часть — кинопоказы (зал выстроен, но не будет работать), общение с авторами. ќбо всех новост€х «‘онтанка» расскажет дополнительно. 

12+

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

„итайте также:

ќт –афаэл€ до «ѕепла истории»: —амые многообещающие выставки в ѕетербурге — 2020

 

ћа€ки под звездами и искусство Ѕур€тии. 10 культурных пространств, открытых за пандемию в ѕетербурге

√де можно порассуждать о классике на бранче в особн€ке или создать любой экспонат своими руками

—татьи

>