Скончался Христо — культовый художник не дожил до своей акции «Обернутая Триумфальная арка», перенесенной из-за коронавируса
Знаменитый художник Христо, вместе со своей супругой Жанной-Клод создававший грандиозные художественные объекты в общественных пространствах, скончался 31 мая в Нью-Йорке. Ему было 84 года. В официальном заявлении по поводу кончины говорится, что тот ушел «от естественных причин».
Христо Владимиров Явашев, известный в художественной среде как Христо, был родом из Болгарии, его путь к славе пролегал через Прагу, Вену, Женеву, Париж, где он встретил свою будущую жену, и, наконец, Нью-Йорк, где прожил 56 лет. Жанна-Клод скончалась в 2009 году.
В заявлении о смерти говорится, что своим творчеством Христо расширял границы привычного — в живописи, скульптуре и архитектуре.

Фото: instagram.com/christojeanneclaude/
В этом году в Париже планировалась его грандиозная художественная акция — «Обернутая Триумфальная арка». Согласно замыслу, памятник архитектуры должны были полностью завернуть в перерабатываемый полипропилен. Эта акция должна была стать первой для художника в череде себе подобных после ухода его жены: ранее они вместе «упаковывали» Рейхстаг, Новый мост в Париже и монументы в Милане (по их мнению, это позволяло зрителю отвлечься от деталей и воспринимать здание в целом как объект искусства). Однако акция переносилась: изначально ожидалось, что она пройдет в апреле 2020 года. Потом сроки сдвинулись на октябрь, а потом, из-за коронавируса, и вовсе на следующий год.
В заявлении о смерти говорится, что в память о художнике Триумфальная арка в Париже все равно будет обернута, — в октябре 2021 года.
Среди других известных художественных акций Христо — «Стена из нефтяных баррелей. Железный занавес» (в 1961-1962 году на парижская улочка была перегорожена стеной из нефтяных бочек), «Окружённые острова. Бискайский залив. Большой Майами. Флорида» (в 1980-е одиннадцать искусственных островов в Бискайском заливе были окружены розовой тканью), «Зонтики. Япония — США» (в 1991 году в Японии и Калифорнии открылись 3100 зонтиков высотой шесть метров и диаметром в девять метров) и «Мастаба» (тип гробницы в Древнем Египте в форме усеченной пирамиды — Прим.ред.) — гигантская плавающая конструкция из разноцветных бочек в лондонском Гайд-парке (2018).
[Изображение недоступно]
«Фонтанка.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.