‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

Ђѕусть ќксимирон и √нойный придут сюда вы€сн€ть отношени€ї. „то увид€т посетители музе€ Ѕродского

27 €нвар€ 2020, 19:31
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ћузей »осифа Ѕродского в ѕетербурге начнет принимать посетителей с 1-2 феврал€. «‘онтанка» первой прошлась с экскурсией по «ѕолутора комнатам» и узнала, на что похож стиль «ностальгической ветхости», чем квартира напоминает американское жилище поэта, и как будет выгл€деть музей, когда здесь закончитс€ ремонт.

„астный музей »осифа Ѕродского в петербургском ƒоме ћурузи начнЄт принимать посетителей досрочно. «ѕолторы комнаты» откроют двери дл€ горожан ещЄ до того, как в квартире поэта завершитс€ реставраци€. –уководство проекта прин€ло это решение, чтобы про€вить «информационную открытость»: в течение 2020 года гости смогут увидеть, как на их глазах преображаетс€ пространство, восстанавливаютс€ лепнина и паркет.

ѕервых гостей примут уже 1-2 феврал€: четыре группы по 15 человек бесплатно попадут в ƒом ћурузи по предварительной записи в Instagram. «‘онтанка» прошлась по музею, увидела, услышала и записала все что будут показывать экскурсантам.

1. Ќовое пространство музе€: печи, лепнина и старинный кирпич

¬ 2018 году «ѕолторы комнаты» приросли новым пространством — инвестор музе€, бизнесмен ћаксим Ћевченко, присоединилс€ к ‘онду создани€ музе€ »осифа Ѕродского выкупил четырехкомнатную квартиру на втором этаже ƒома ћурузи. ќна расположена на той же лестничной площадке, что и коммуналка Ѕродского. »менно в это пространство первым делом попадают гости экспозиции.

Ѕывша€ квартира площадью 200 квадратных метров превращена в анфиладу, с обоих концов ограниченную зеркалами и похожую то ли на модное кафе, то ли на лоундж-зону. —тены здесь — кирпичные, с ними контрастируют белоснежные потолки, на полу — скромное покрытие из фанеры. »з такого же материала сделаны рабочие столы, за которыми можно почитать или поработать с ноутбуками. √ост€м также не возбран€етс€ порелаксировать в удобных креслах у камина или полистать книги из вместительного стеллажа.



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

«Ќад интерьером работал архитектор јлександр Ѕродский, чей стиль порой характеризуют как «ностальгическую ветхость», — рассказывает «‘онтанке» руководитель проекта «Ѕродский.ќнлайн» ѕавел  отл€р. — —тены из неоштукатуренного кирпича он решил оставить неслучайно: прежние владельцы квартиры сбили оригинальную штукатуру во врем€ капитального ремонта в двухтыс€чные годы, так что теперь мы показываем родные стены ƒома ћурузи. «десь есть и биографическа€ параллель — по нью-йоркскому адресу, где Ѕродский прожил дольше всего, на ћортон-стрит, стены также были из неоштукатуренного кирпича».

2.  ниги, пластинки, рисунки — как у Ѕродского

Ћепнина на потолках анфилады — ровесница самого здани€ 1870-х годов постройки, а вот изразцова€ печь по€вилась чуть позже, в самом конце XIX века.  ниги на стеллаже — точно такие же и таких же годов издани€, как были в личной библиотеке нобелиата: Ўекспир, ≈врипид, ѕушкин с Ѕаратынским, —оснора, все 86 томов словар€ Ѕрокгауза и ≈фрона.

 



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

Ќа столах в анфиладе разместились и другие вещи, напоминающие о пристрасти€х поэта — пластинки Led Zeppelin и Ёррола √арнера, печатна€ машинка Underwood, репринты рисунков Ѕродского: в 1960-е он сделал цикл зарисовок с видами —паса-на- рови, Ћетнего сада и других ленинградских достопримечательностей.

 



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

¬о втором зале обратите внимание на схемы, развешенные на стенах: это проекты того, как будет выгл€деть музей после реставрации.

 



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

 

3. ¬ыставочный зал с фотографи€ми ёри€ ћолодковца

Ћюбое помещение анфилады легко трансформируетс€ в выставочное пространство. “ак же, как и небольша€ комната-ответвление налево от входа, где сейчас экспонируютс€ фотографии «ѕолутора комнат» работы фотографа Ёрмитажа ёри€ ћолодковца.

«Ќам ничего не мешает объ€вить тему, например, «¬ода — это кровь времени», пригласить кураторов и художников, и они, отталкива€сь от мотивов Ѕродского, создадут выставку современного искусства», — отмечает ѕавел  отл€р.

 



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

 

«ал можно по-разному застраивать с помощью временных конструкций или даже корректировать цвет стен — например, сменить его на белый или светло-голубой.

4. Ћекционный зал, где выступал ѕарфенов

Ѕлагодар€ покупке новой квартиры у музе€ по€вилось и ещЄ одно новое пространство — лекторий на 60-70 мест. ‘анерные сидень€ амфитеатром спускаютс€ к мини-сцене с трем€ креслами, на стену у входа крупно нанесЄн план «ѕолутора комнат» из ѕроектно-инвентаризационного бюро ÷ентрального района — именно он стал логотипом музе€. «Ёто пространство получилось таким, что хочетс€ неторопливо разговаривать», — комментирует ѕавел  отл€р.

 



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

¬о врем€ технического открыти€ музе€ 25 €нвар€ в лектории уже выступил Ћеонид ѕарфенов. јфишу на ближайшие мес€цы «ѕолторы комнаты» не раскрывают, но ѕавел  отл€р предполагает, что здесь можно было бы показать фильмы «Ѕродский не поэт» Ќикола€  артозии и јнтона ∆елнова, «ѕрогулки с Ѕродским» ≈лена якович — в присутствии авторов.

 



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

«” нас нет амбиций стать «ƒомом культуры Ѕродского» или «музеем наследи€ Ѕродского» и делать спектакли, перформансы, лекции только на эту тему, — продолжает редактор «Ѕродский.ќнлайн». — Ќас интересует весь пласт современной культуры, в том числе и поэзии, — она неизбежна св€зана с нобелевским лауреатом, даже когда его вли€ние отрицаетс€. ѕусть два современных поэта выйдут в лекторий и вы€сн€ют отношени€».

— ј если этими поэтами будут ќксимирон и √нойный? — уточн€ет «‘онтанка».

— ѕочему бы и нет, — отвечает ѕавел  отл€р.

5.  омната соседей Ѕродского: эркер и «ѕравда»

ѕеремеща€сь непосредственно на территорию коммуналки, где жил Ѕродский, посетители, прежде всего, увид€т комнату с эркером, где жили соседи поэта. —амое интересное тут — самодельный встроенный шкаф. »знутри он обклеен газетой «ѕравда» 1954 года — в следующем, 1955 году, семь€ Ѕродских въехала на Ћитейный.

 



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

 

—ейчас в комнате размещены фотографии американского кабинета Ѕродского из его последней квартиры в Ѕруклине. «ћы надеемс€, что когда-нибудь сможем устроить здесь временную выставку вещей из этого кабинета», — говорит ѕавел  отл€р.

6. ѕолторы комнаты: нова€ арка, старый паркет и видео Ѕродского

ѕолторы комнаты — та часть музе€, которую, как ни странно, лучше всего знают горожане. ¬ пространство, где Ѕродский без малого двадцать лет прожил с родител€ми, гостей периодически приглашали и раньше: по предварительной записи и небольшими группами. “е, кто бывал здесь, возможно, замет€т непривычный паркет: советский узор-«Єлочку» сменила дореволюционна€ «шашечка».

«¬ процессе обследовани€ помещений команда музе€ сделала открытие: уже после отъезда поэта јлександр »ванович и ћари€ ћоисеевна Ѕродские перестелили пол. “еперь исторический паркет открыли, и посетители могут сами пройтись по тем самым доскам, по которым ходил будущий нобелевский лауреат», — подчеркивает ѕавел  отл€р.

 



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

ƒругое нововведение — дополнительна€ арка. ≈сли раньше большую, родительскую комнату отдел€л от «полкомнаты» Ѕродского один проЄм, то теперь их два.  ак по€сн€ет руководитель «Ѕродский.ќнлайн», в данном случае реставраторы также восстановили облик помещени€ в 1950-е — 1970-е годы.

 



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

«¬о времена Ѕродских комнаты раздел€ло два прохода. —ам поэт вспоминал в эссе «ѕолторы комнаты», как пыталс€ заполнить их «разнообразными сочетани€ми книжных полок и чемоданов». ѕерегородку возвели уже следующие жильцы, и мы посчитали необходимым ее открыть», — уточн€ет  отл€р.

 



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

 

Ќаполнение помещени€ создатели музе€ называют «очень простым». «ѕолторы комнаты» пусты, на стены в полумраке проецируютс€ фотографии поэта — как раз над тем местом, где располагалась фотолаборатори€ отца Ѕродского. Ќа стене большой комнаты показывают видео, где Ѕродский читает «ѕолторы комнаты» в ¬енеции, на фоне острова —ан-ћикеле. ¬ 1997 году нобелиата похоронили именно там.

 оманда музе€ подчеркивает, что все решени€, которые увид€т первые гости — временные. ”частники первых экскурсий станут «фокус-группой», после обсуждени€ с которой интерьер музе€ и идеи по его наполнению могут изменитьс€. ќ записи на следующие экскурсии можно будет узнать в Instagram «Ѕродский.ќнлайн». «десь же по€вл€ютс€ новости о жизни музе€.

—правка. „то такое музей в ѕолутора комнатах, и когда он по€витс€

¬ ѕолутора комнатах в ƒоме ћурузи (Ћитейный проспект, дом 24) »осиф Ѕродский прожил с родител€ми с 1955-го по 1972 год, и отсюда уехал в эмиграцию.  вартира долгое врем€ оставалась коммунальной, однако ‘онд создани€ музе€ Ѕродского, созданный в 1999 году во друзь€ми поэта ћихаилом ћильчиком и яковом √ординым, настаивал чтобы пространство превратилось в музей. ѕроцесс буксовал из-за вопроса о собственности на недвижимость: чтобы музей заработал, коммуналку надо было расселить.  амнем преткновени€ стала комната, которую отказывает освобождать соседка поэта Ќина ‘едорова.

¬ 2017 году к проекту подключилс€ бизнесмен и один из основателей Fort Group ћаксим Ћевченко/. ѕо новой концепции, музей поэта должен стать частным, при этом его создадут под наблюдением ‘онда и музе€ јнны јхматовой в ‘онтанном доме.  омнату Ќины ‘едоровой отделили от будущего культурного учреждени€ временной перегородкой: пенсионерка на такое решение пока согласна, а организаторы надеютс€, что ей не будут мешать экскурсии.

»значально планировалось, что музей откроетс€ в 2020 году, однако сроки не уточн€лись. –уководители проекта за€вл€ли, что, возможно, это получитс€ сделать к 80-летнему юбилею поэта, который будут отмечать в мае. ќднако в €нваре 2020 года ћаксим Ћевченко неожиданно организовал открытие музе€ и проинформировал, что здесь начнут проводить экскурсии в тестовом режиме.

≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

„итайте также:

 лассики-бомжи: обретут ли дом ’армс, ƒовлатов, Ѕерггольц

”лицы невидимых рисунков.  ак петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

—поры о легализации уличного искусства в ѕетербурге ведутс€ не первый год: они обостр€ютс€ в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображени€ всем известных личностей, как это произошло с »осифом Ѕродским, и ослабевают в периоды без скандалов. ѕараллельно с Ђуличными войнамиї, в конце июл€ было объ€влено о том, что при поддержке —мольного и «ак—а в городе организуют школу граффити. » рисовать там будут Ђпатриотичныеї работы.  орреспондент Ђ‘онтанкиї узнал, где спр€таны сотни артов художников, которые не собираютс€ рисовать по указке, и оказалс€ в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

—татьи

>