‘ото: Facebook ћаксима якубсона

 ак Ћенинград чуть не лишилс€ јлександровской колонны. ¬ ѕетербурге сн€ли фильм-расследование об архитектуре блокады

10 €нвар€ 2020, 19:04
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

‘ильм «јрхитектура Ѕлокады», геро€ми которого стали —мольный, »саакиевский собор, «имний дворец и другие пам€тники культуры, а также сами архитекторы, сн€т в ѕетербурге. ѕремьера состоитс€ 27 €нвар€ в ƒоме кино, рассказал «‘онтанке» режиссЄр и сценарист картины ћаксим якубсон. ѕока это единственный запланированный показ ленты.

Ќад «јрхитектурой блокады» работал оператор √еоргий ѕоротов, а автором идеи и продюсером стал ¬иктор Ќаумов. ≈го дед јлександр Ќаумов был одним из организаторов маскировки блокадного Ћенинграда, что и послужило импульсом дл€ создани€ фильма. «ѕервоначально мы ставили задачу исследовать, как маскировали город во врем€ блокады. Ќо проект вышел за рамки исследовани€, и на первом плане оказалась проблема «архитектор и блокада, архитектор и война». „то делать во врем€ таких страшных событий, если тво€ професси€ — строить и создавать городскую среду?» — рассказал ћаксим якубсон.

Ћента длительностью 80 минут сделана при поддержке проекта «—охранЄнна€ культура» и позиционируетс€ как фильм-расследование. „тобы сн€ть еЄ, команда изучала материалы ћузе€ истории —анкт-ѕетербурга, московского ћузе€ архитектуры имени ўусева, архива  √»ќѕ и других городских и частных архивов. «рители узнают, как во врем€ войны изменилс€ облик ѕетропавловской крепости, »сааки€, —мольного, «имнего дворца, Ѕалтийского и ¬аршавского вокзалов, мостов и других объектов. Ќекоторые детали отнюдь не очевидны: например, ћаксим якубсон вы€снил, что в блокадные годы Ћенинград мог лишитьс€ јлександровской колонны. ¬оенные предлагали снести еЄ, чтобы построить на ƒворцовой площади аэродром: «— архитектурной точки зрени€ это, конечно, было безумием. ј вот с точки зрени€ практической, — учитыва€ необходимость срочной эвакуации раненных и другие нужды осажденного города, — организаци€ аэродрома в центре имела смысл».

рабочие материалы к фильму

√лавным источником дл€ картины стали интервью с потомками блокадных архитекторов. ¬ кадре по€в€тс€, в том числе, Ќикита и ќлег явейн — сыновь€ архитектора »гор€ явейна, маскировавшего вокзалы Ћенинграда; св€щенник и архитектор јлександр ‘едоров — внук Ќикола€ Ѕаранова, главного архитектора блокадного города; художник и фотограф јлександр “еребенин — внук Ѕориса —мирнова, театрального художника и специалиста по оптике, который занималс€ маскировкой кораблей Ѕалтийского флота.

ћаксим якубсон: «ћы стремились построить рассказ, отталкива€сь от примера и опыта конкретных людей. ќказываетс€, некоторым из них критические услови€ позволили раскрытьс€ в той полноте, котора€ не была бы невозможна в другой ситуации.  роме того, что они трудились над сохранением города, оставили обмеры и чертежи зданий, возник огромный пласт рождЄнного блокадой искусства. »менно у архитекторов была возможность делать зарисовки на улице — хот€ фотографировать и рисовать вне помещений было запрещено в силу законов военного времени. —ыновь€ »гор€ явейна вспоминали, что, увидев отца с блокнотом на улице, горожане нередко отправл€ли его в милицию как шпиона.

ћногие архитекторы оставили необыкновенные рисунки, отражающие облик города, может быть, более €рко и мощно, чем фотографии военной хроники. ќдин из героев фильма, яков –убанчик, выработал стиль на грани гротеска, со специфическим юмором — он немного жутковат, но показывает характер людей, которые жили в этом городе и не тер€ли человеческих чувств. ¬ рисунках –убанчика есть очень кинематографичный пласт необыкновенно интенсивной, насыщенной блокадной жизни. –исунки Ћьва »льина (автор генерального плана развити€ Ћенинграда 1935 года — ѕрим.ред.) — наоборот, сосредоточены на красоте опустевшего города, раскрывшейс€ в то врем€. »льин ходил по городу с блокнотом, дела€ зарисовки и работа€ над книгой «ѕрогулки по Ћенинграду», котора€ вышла уже после его смерти (»льин осталс€ в блокадном городе и погиб во врем€ бомбежки в 1942 году — ѕрим.ред.)».



‘ото: предоставлено командой фильма

ќбраз »льина возникает не только в фильме, но и в спектакле о блокаде «√екатомба», поставленном в 2018 году в “еатре на Ћитейном режиссЄром яной “уминой и исследователем блокадных дневников Ќаталией —околовской. —оздатели «јрхитектуры блокады» знали об этой постановке и задействовали в ленте куклы и некоторые мотивы из «√екатомбы»: «ћы попытались средствами кино разработать главную идею спектакл€ — города как огромной сцены, измененной отчасти обсто€тельствами, отчасти трудами и усили€ми его жителей».

—ъемки стартовали 27 €нвар€ 2019-го и зан€ли ровно год. ¬ «јрхитектуру Ћенинграда» также вошли разговоры с экспертами, например, историком Ќикитой Ћомагиным и представител€ми  √»ќѕ јлександром Ћеонтьевым и ёлией Ѕахаревой.  оманда пообщалась и с самим блокадниками, например, бабушкой оператора √еорги€ ѕоротова — в кадре она прогулирваетс€ с внуком по городу.

ѕремьера в ƒоме кино пройдЄт 27 €нвар€ в 19.00, вход на неЄ — свободный. ѕока это единственный показ, который запланировали организаторы. ќни надеютс€, что проект будет интересен телевидению и фестивал€м неигрового кино.   переговорам о выходе в широкий прокат продюсеры пока не приступали.

≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>