В Российском этнографическом музее — новый директор. Ее прошлое связано с Кунсткамерой

Новым директором Российского этнографического директора стала Юлия Купина, должность она займёт с сегодняшнего дня. Это в «Фонтанке» подтвердили в министерстве культуры. По неофициальной информации, сегодня Купину представляют коллективу, собрание началось в 13.00.
Юлия Купина — этнограф по образованию, ранее работала заместителем директора Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры), а последние годы перед назначением занимала должность советника директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой.

Юлия Купина
Фото: Официальный сайт Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунстакамеры)
На сайте Кунсткамеры сохранилась страница с биографией Купиной, из которой следует, что новый руководитель Этнографического — кандидат исторических наук, выпускница исторического факультета Ленинградского государственного университета 1984 года по специальности «этнография». В 1987-м защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Традиционная скульптура эвенков: вопросы происхождения и функционирования (по материалам второй половины XIX – первой половины ХХ вв.)». В Кусткамере Купина работала с 1987 года — сначала в отделе этнографии Сибири, затем возглавила отдел внешних связей и выставок, а затем пришла к должности замдиректора. Под её руководством, в частности, в 2015 году шёл ребрендинг Кунсткамеры. В 2001 году получила в Политехническом университете второе высшее образование в области компьютерного дизайна, в 2006 году стала экспертом ЮНЕСКО по вопросам развития музеев в СНГ, Украине и Монголии. Прошла ряд стажировок за рубежом.
Сами сотрудники музея в разговорах с «Фонтанкой» отметили, что «перемены назрели давно»: «Владимир Моисеевич (Грусман, бывший директор Этнографического музея — Прим.ред.) молодец, много сделал, но двадцать лет у власти — слишком много». В последние годы ситуация была «невыносимой», например, коллектив почти не получал премий. Назначение Купиной в Этнографическом оценивают, в целом, положительно: «Нам было важно, чтобы это был не антикризисный менеджер, а человек с опытом и разбирающийся в этнографической специфике». «Хорошо, что назначение произошло сейчас. Формально контракт Грусмана истекает в январе 2020 года, но никому не хотелось работать в неизвестности, не зная, кого назначат в следующем году», — добавляют здесь.
Ранее «Фонтанка» рассказывала о сентябрьской защите концепций развития Российского этнографического музея, среди авторов которых была и Юлия Купина. «Мне очень хочется всю жизнь, чтобы люди считали, что традиционная культура — это очень современно, это наше сегодняшнее достояние», — говорила она.
Владимир Грусман возглавлял Этнографический музей с 1999 года, информация о том, что готовится отставка Грусмана, появилась ещё летом 2019 года. Тогда министерство культуры объявило конкурс о поиске концепций развития Этнографического, впрочем, в ведомстве подчеркивали, что речи о срочном назначении нового директора не идёт.
«Фонтанка.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35