В ребрендинге Кунсткамеры поучаствует Джеймс Бонд

09 декабря 2015, 03:50
Версия для печати Версия для печати

Старейший российский музей – Кунсткамера – решил стать самым современным. В 2016 году он запустит революционное мобильное приложение, опубликует 3D-панорамы экспозиций и начнет просвещать посетителей в модном формате видеолекций. Цель ребрендинга ценой в 7 миллионов рублей – привлечь «поколение Y»: интеллектуальную молодежь, выросшую в эпоху интернета. В обновлении косвенно поучаствовал даже агент 007.

– Ой, нас же здесь заспиртуют! – с шутливым испугом щебечет подруге юная журналистка, поднимаясь по ступеням Кунсткамеры.

Именно такие фразы стали причиной ребрендинга, которым старейший музей России занимается уже год. Сотрудники устали повторять: Кунсткамера – не только заспиртованные уродцы. Да и те важны не как страшилки, а как напоминание о первых шагах российской науки. Кроме анатомических материалов в Кунсткамере есть богатейшая этнографическая коллекция – больше миллиона экспонатов, собранных в Америке и Африке, Японии и Китае, на Ближнем и Среднем Востоке такими известными учеными, как, например, Миклухо-Маклай. Но об этом знают немногие. Да и полное название заведения – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – сможет вспомнить далеко не каждый.

Деньги на ребрендинг – 7 миллионов рублей – Кунсткамера в начале 2015 года получила от благотворительного фонда Владимира Потанина. Первые результаты появились осенью. Тогда Кунсткамера создала группы «ВКонтакте» и Facebook, продемонстрировала новый логотип – синюю или оранжевую плашку, на которой выделяется белый силуэт музея.



Фото: студия "Проектор" (Митя Харшак, Артем Рулев, Ярослав Иванов)

Однако в администрации уверяют: это только верхушка айсберга. Самые серьезные изменения посетители смогут оценить в 2016 году. Для журналистов карты открыли заранее, устроив презентацию новинок.

Скрытое послание

Во-первых, у музея полностью изменится визуальный стиль, сообщает замдиректора Кунсткамеры Юлия Купина. Дама выступает в круглом зале музея, где фотографии верблюдов и коллекция тюркских тюбетеек органично соседствует со слайд-проектором:

– Редизайн – это не только логотип. В единой манере оформят и указатели, и афиши выставок, и внутреннюю документацию, и подарки в сувенирной лавке.

В основе нового стиля – все те же цветные плашки с белым, то есть «прозрачным» силуэтом музея. Благодаря этой прозрачности в очертания Кунсткамеры можно «вписать» все, что угодно – например, старинные гравюры. Это вполне соответствует девизу заведения: «Все знания о мире в одном здании».



Фото: студия "Проектор" (Митя Харшак, Артем Рулев, Ярослав Иванов)

К тому же, здесь есть тайное послание, объясняет руководитель дизайн-студии «Проектор» Митя Харшак:

– Известная всем оболочка музея скрывает больше, чем кажется. Мало кто знает, что в экспозиции выставлен только 1% фонда.

По музею с Джеймсом Бондом

Не заблудиться в Кунсткамере поможет мобильное приложение, разработанное компаниями «КАМИС» и Maugry, говорит руководитель мультимедийных проектов «КАМИС» Ирина Копылова. Она уверена: эта программа насколько современная, что аналогов нет ни в одном российском музее.

– Приложение будет работать для iPhone, iPad и устройств на Android. Оно поддерживает навигацию внутри помещения. То есть посетители при помощи Bluetooth-маячков и QR-кодов смогут определить, где находятся, – объясняет Копылова. Она идет с журналистом «Фонтанки» по залу «Африка». IPhone эксперта показывает карту, на которой видны мы – в виде движущейся стрелки. На иконки экспонатов можно кликнуть, чтобы почитать или послушать информацию о них. Приложение одновременно является аудиогидом, уточняет заведующая отделом информационных технологий музея Татьяна Богомазова.

– Восемь пилотных аудиороликов записал Валерий Соловьев – актер, чьим голосом говорит Джеймс Бонд в русском переводе в четырех последних фильмах, – отмечает Богомазова. – Мы надеемся, что Соловьев продолжит работать над проектом.

Музей не исключает, что для записи роликов создаст маленькую звукозаписывающую студию. А чтобы гостям было удобно пользоваться приложением, откроет для них wi-fi.

Кунсткамера изнутри

Для тех, кто живет далеко от Кунсткамеры, но хочет попасть нее, создадут виртуальный 3D-тур. В него войдет 70 круговых панорам, отснятых в музейных залах. Между ними можно будет «ходить», менять точки осмотра, приближать экспонаты, а некоторые из них – даже осматривать изнутри.



Фото: студия "Проектор" (Митя Харшак, Артем Рулев, Ярослав Иванов)

– Например, в башне Кунсткамеры есть зал со знаменитым академическим глобусом (глобус диаметром 3,1 метра Петру I подарил Голштинский герцог Карл Фридрих в 1717 году – прим. ред.), – отмечает Ирина Копылова. – Даже если вы попадете туда, то не сможете оценить всю красоту экспоната – внутреннюю роспись, изображения звездного неба. На 3D-панораме все это видно.

У Кунсткамеры уже существуют аккаунты в Instagram, Google+, Twitter, Youtube и дополнительный сайт – y.kunstkamera.ru. Английская буква Y в названии появилась не случайно.

– Поколение Y – это первое поколение, чьи ценности и интересы сформировались в эпоху интернета. Сегодня в России таким людям от 18 до 35 лет. Они свободны и открыты для новых знаний, – поясняют в музее.

Сейчас на сайте размещен только промо-ролик, но до конца 2015 года портал наполнится научно-популярными лекциями от сотрудников Кунсткамеры. Причем это будут не просто записи выступлений, а скорее, небольшие фильмы на этнографические темы.

– Мы пригласим пользователей не только в общедоступные залы, но и в закрытые лаборатории и фонды, где хранятся уникальные памятники, где совершаются открытия. Ученые расскажут, как исследовать памятники, зачем собирать коллекции, что происходит в научных экспедициях, и почему это важно, – говорит Юлия Купина.

Главный акцент в фильмах будет сделан на человеческие истории. Именно личность ученых поможет зрителям переварить непростой материал, полагает директор просветительского проекта «Лекториум» Яков Сомов, готовивший ролики.

– Мы хотели показать, как человек живет, как он работает. Вот он очки поправил… Будь мы телевизионщиками мы бы выхолостили, но видеолекции – более свободный формат.

Большая часть проанонсированных проектов заработает в середине 2016 года, полностью ребрендинг Кунсткамеры завершится к концу 2016-го.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

 

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«В мировой практике такого не припомню». «Фонтанка» побывала на съемках второго сезона «Эпидемии»

Как съемочная группа самого успешного за рубежом современного российского сериала красила траву, меняла мох, строила домик для шаманки и общалась со светлячками

Статьи

>