В ребрендинге Кунсткамеры поучаствует Джеймс Бонд
Старейший российский музей – Кунсткамера – решил стать самым современным. В 2016 году он запустит революционное мобильное приложение, опубликует 3D-панорамы экспозиций и начнет просвещать посетителей в модном формате видеолекций. Цель ребрендинга ценой в 7 миллионов рублей – привлечь «поколение Y»: интеллектуальную молодежь, выросшую в эпоху интернета. В обновлении косвенно поучаствовал даже агент 007.
– Ой, нас же здесь заспиртуют! – с шутливым испугом щебечет подруге юная журналистка, поднимаясь по ступеням Кунсткамеры.
Именно такие фразы стали причиной ребрендинга, которым старейший музей России занимается уже год. Сотрудники устали повторять: Кунсткамера – не только заспиртованные уродцы. Да и те важны не как страшилки, а как напоминание о первых шагах российской науки. Кроме анатомических материалов в Кунсткамере есть богатейшая этнографическая коллекция – больше миллиона экспонатов, собранных в Америке и Африке, Японии и Китае, на Ближнем и Среднем Востоке такими известными учеными, как, например, Миклухо-Маклай. Но об этом знают немногие. Да и полное название заведения – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – сможет вспомнить далеко не каждый.
Деньги на ребрендинг – 7 миллионов рублей – Кунсткамера в начале 2015 года получила от благотворительного фонда Владимира Потанина. Первые результаты появились осенью. Тогда Кунсткамера создала группы «ВКонтакте» и Facebook , продемонстрировала новый логотип – синюю или оранжевую плашку, на которой выделяется белый силуэт музея.

Фото: студия "Проектор" (Митя Харшак, Артем Рулев, Ярослав Иванов)
Однако в администрации уверяют: это только верхушка айсберга. Самые серьезные изменения посетители смогут оценить в 2016 году. Для журналистов карты открыли заранее, устроив презентацию новинок.
Скрытое послание
Во-первых, у музея полностью изменится визуальный стиль, сообщает замдиректора Кунсткамеры Юлия Купина. Дама выступает в круглом зале музея, где фотографии верблюдов и коллекция тюркских тюбетеек органично соседствует со слайд-проектором:
– Редизайн – это не только логотип. В единой манере оформят и указатели, и афиши выставок, и внутреннюю документацию, и подарки в сувенирной лавке.
В основе нового стиля – все те же цветные плашки с белым, то есть «прозрачным» силуэтом музея. Благодаря этой прозрачности в очертания Кунсткамеры можно «вписать» все, что угодно – например, старинные гравюры. Это вполне соответствует девизу заведения: «Все знания о мире в одном здании».

Фото: студия "Проектор" (Митя Харшак, Артем Рулев, Ярослав Иванов)
К тому же, здесь есть тайное послание, объясняет руководитель дизайн-студии «Проектор» Митя Харшак:
– Известная всем оболочка музея скрывает больше, чем кажется. Мало кто знает, что в экспозиции выставлен только 1% фонда.
По музею с Джеймсом Бондом
Не заблудиться в Кунсткамере поможет мобильное приложение, разработанное компаниями «КАМИС» и Maugry, говорит руководитель мультимедийных проектов «КАМИС» Ирина Копылова. Она уверена: эта программа насколько современная, что аналогов нет ни в одном российском музее.
– Приложение будет работать для iPhone, iPad и устройств на Android. Оно поддерживает навигацию внутри помещения. То есть посетители при помощи Bluetooth-маячков и QR-кодов смогут определить, где находятся, – объясняет Копылова. Она идет с журналистом «Фонтанки» по залу «Африка». IPhone эксперта показывает карту, на которой видны мы – в виде движущейся стрелки. На иконки экспонатов можно кликнуть, чтобы почитать или послушать информацию о них. Приложение одновременно является аудиогидом, уточняет заведующая отделом информационных технологий музея Татьяна Богомазова.
– Восемь пилотных аудиороликов записал Валерий Соловьев – актер, чьим голосом говорит Джеймс Бонд в русском переводе в четырех последних фильмах, – отмечает Богомазова. – Мы надеемся, что Соловьев продолжит работать над проектом.
Музей не исключает, что для записи роликов создаст маленькую звукозаписывающую студию. А чтобы гостям было удобно пользоваться приложением, откроет для них wi-fi.
Кунсткамера изнутри
Для тех, кто живет далеко от Кунсткамеры, но хочет попасть нее, создадут виртуальный 3D-тур. В него войдет 70 круговых панорам, отснятых в музейных залах. Между ними можно будет «ходить», менять точки осмотра, приближать экспонаты, а некоторые из них – даже осматривать изнутри.

Фото: студия "Проектор" (Митя Харшак, Артем Рулев, Ярослав Иванов)
– Например, в башне Кунсткамеры есть зал со знаменитым академическим глобусом (глобус диаметром 3,1 метра Петру I подарил Голштинский герцог Карл Фридрих в 1717 году – прим. ред.), – отмечает Ирина Копылова. – Даже если вы попадете туда, то не сможете оценить всю красоту экспоната – внутреннюю роспись, изображения звездного неба. На 3D-панораме все это видно.
У Кунсткамеры уже существуют аккаунты в Instagram, Google+, Twitter, Youtube и дополнительный сайт – y.kunstkamera.ru. Английская буква Y в названии появилась не случайно.
– Поколение Y – это первое поколение, чьи ценности и интересы сформировались в эпоху интернета. Сегодня в России таким людям от 18 до 35 лет. Они свободны и открыты для новых знаний, – поясняют в музее.
Сейчас на сайте размещен только промо-ролик, но до конца 2015 года портал наполнится научно-популярными лекциями от сотрудников Кунсткамеры. Причем это будут не просто записи выступлений, а скорее, небольшие фильмы на этнографические темы.
– Мы пригласим пользователей не только в общедоступные залы, но и в закрытые лаборатории и фонды, где хранятся уникальные памятники, где совершаются открытия. Ученые расскажут, как исследовать памятники, зачем собирать коллекции, что происходит в научных экспедициях, и почему это важно, – говорит Юлия Купина.
Главный акцент в фильмах будет сделан на человеческие истории. Именно личность ученых поможет зрителям переварить непростой материал, полагает директор просветительского проекта «Лекториум» Яков Сомов, готовивший ролики.
– Мы хотели показать, как человек живет, как он работает. Вот он очки поправил… Будь мы телевизионщиками мы бы выхолостили, но видеолекции – более свободный формат.
Большая часть проанонсированных проектов заработает в середине 2016 года, полностью ребрендинг Кунсткамеры завершится к концу 2016-го.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.