—амые ожидаемые книги но€бр€: ћанифест #MeToo, мемуары —ноудена, приключени€ с ћаккартни, 203 истории про плать€

11 но€бр€ 2019, 15:35
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

–ассказываем, за какими книгами стоит бежать в но€бре, несмотр€ на осенний сплин и депрессию. » даже — чтобы побороть их.  расочные мемуары главной советской «олушки, свежие переводы лауреатов и номинантов Ѕукеровской премии, «костюмные» биографии Ћеонардо да ¬инчи и ћайи ѕлисецкой. Ћитературный обозреватель «‘онтанки» выбрала 12 новинок: часть из них уже по€вились в продаже, других стоит ждать до конца мес€ца.

¬алери€ ѕустова€. «ќда радости» литературный критик перевоплотилась в прозаика и пишет о материнском и человеческом

¬алерию ѕустовую называют одним из самых авторитетных российских литературных критиков. ƒебютировав многословными манифестами о «новом реализме», она писала о ѕрилепине, —енчине, Ўаргунове, возрождала в современной критике традиции XIX века и не бо€лась выступить этаким «Ѕелинским в юбке».

“еперь ѕустова€ и сама зан€лась прозой. —борник «ќда радости» — тексты с документальной подкладкой, очень личные, по манере подачи близкие к эссеистике. „то это значит — быть дочерью и матерью, потер€ть близкого человека и дать новую жизнь? ќтветы можно попытатьс€ найти в книге ѕустовой.

¬алери€ ѕустова€. ќда радости. Ч ћ.: Ёксмо, 2019. Ч 416 с.
¬алери€ ѕустова€. ќда радости. Ч ћ.: Ёксмо, 2019. Ч 416 с.

‘ото: предоставлено издательством


÷итата: «я хочу рассказать вам не об утрате и даре, не о горе и счастье. ј о том, как не сумела их разделить. » это тоже — нормально».

¬рем€ на чтение: 13 часов.



јнна Ѕернс. «ћолочник»как харрасмент приводит к инноваци€м в литературе

¬стречайте, јнна Ѕернс, триумфатор Ѕукеровской премии 2018 года, теперь издана и на русском. ≈Є роман о жизни девочки-подростка во времена —муты в —еверной »рландии назвали «голосом движени€ #MeToo». ѕо-насто€щему, этот текст, конечно, не только о харрасменте — хот€ до главной героини, и правда, домогаетс€ ћолочник, €кобы участник ирландского республиканского движени€.  нига эта ещЄ и о том, как в XXI веке можно писать прозу, и почему она совсем не похожа на то, что создавалось раньше.

Ѕернс оставл€ет большинство персонажей, включа€ центральных, безым€нными (в романе действуют «средн€€ сестра», еЄ «наверный бойфренд», « акего ћаккакего», «таблеточна€ девица» и, собственно, «ћолочник»). ј в середину книги вставл€ет умопомрачительную 60-страничную сцену (с лирическими отступлени€ми), где главна€ героин€ пытаетс€, да всЄ не может похоронить найденную у дороги голову кошки.

јнна Ѕернс. ћолочник. Ч ћ.: Ёксмо, 2019. Ч 416 с.
јнна Ѕернс. ћолочник. Ч ћ.: Ёксмо, 2019. Ч 416 с.

‘ото: предоставлено издательством


÷итата: «я не знала, чьим он был молочником. Ќе нашим — точно. ƒумаю, ничьим. ” него и молока-то никакого не было. ќн никогда не привозил молоко. » молочную цистерну не водил».

¬рем€ на чтение: 14 часов.



јвраам Ѕ. »егошуа. «√осподин ћани»истори€ »зраил€ в п€ти диалогах

јвраам Ѕ. »егошуа — пожалуй, самый известный писатель »зраил€ после скончавшегос€ недавно јмоса ќза. –оман «√осподин ћани» уже выходил на русском, но тираж, напечатанный в 1993 году в »ерусалиме, так и осел за границей, объ€сн€ет глава издательства «Ћимбус ѕресс» ќльга “ублина. “еперь в «Ћимбусе» перевыпустили тот самый перевод и надеютс€, что текст, наконец, станет доступным российской публике. «√осподин ћани», кстати, — любима€ книга “ублиной литературного критика јнны Ќаринской.

»егошуа раскрывает историю одного израильского семейства в п€ти диалогах, состо€вшихс€ с 1848 до 1982 годы. ј географи€ тут не менее обширна, чем исторический фон — читатели побывают в ћашаббе-—аде, на  рите, в јфинах, в  ракове и »ерусалиме.

÷итата: — –азумеетс€, у него есть им€…
— ћани…
— ƒа, коротко и €сно…
— Ѕез ничего. ѕросто ћани…


¬рем€ на чтение: 7 часов.

јвраам Ѕ. »егошуа. √осподин ћани. Ч —ѕб.: Ћимбус ѕресс, 2020. Ч 512 с.
јвраам Ѕ. »егошуа. √осподин ћани. Ч —ѕб.: Ћимбус ѕресс, 2020. Ч 512 с.

‘ото: предоставлено издательством

 

Ћасло  раснахоркаи. «ћеланхоли€ сопротивлени€» чертовщина в отдельно вз€том венгерском городке

≈ще один зарубежный писатель, которого росси€не знают преступно мало — уроженец ¬енгрии Ћасло  раснахоркаи. ≈го галлюциногенна€, эксцентрична€ проза в 2015 году завоевала международный Ѕукер, а в 2017 году издательство Corpus перевело роман  раснахоркаи «—атанинское танго».

“еперь на полке вышедших в –оссии текстов прибыло: ¬€чеслав —ереда перевел «ћеланхолию сопротивлени€». ƒело, как и в «“анго...», происходит в венгерской глубинке. √оспожа Ёстер хочет прибрать к рукам власть в маленьком городке и отомстить бросившему еЄ мужу. » вдруг в это тихое местечко приезжает брод€чий цирк с чучелом исполинского кита.

÷итата: «√оворили — и вместе с тем ничего ровным счетом не объ€сн€ли, а посему когда очевидцам стало пон€тно, что неправыми оказались те «здравомысл€щие сограждане», которые еще вчера доказывали, что во «всем этом» нет ничего загадочного, что это обычный в подобного рода странствующих цирковых труппах дешевый трюк, просто способ привлечь внимание /…/»

¬рем€ на чтение: 7-8 часов.


јли —мит. «¬есна» очень странный роман о ¬еликобритании времен брексита с героиней, похожей на √рету “унберг

ѕереверните свое представление о современной прозе — с романом «¬есна» јли —мит. ѕроизведение листЄра «Ѕукера» и, как еЄ ещЄ называют, «возможного нобелевского лауреата от Ўотландии», продолжает «сезонный квартет» писател€: и на английском, и на русском уже вышли «ќсень» и ««има», «Ћето» пока в работе.

„итатели погружаютс€ в экспериментальный, причудливо устроенный текст, местами похожий на поток сознани€, а кое-где — на стихотворение в прозе. «атем вы€сн€етс€, что у произведени€ есть и сюжет. —тареющий телережиссЄр стоит на железнодорожной платформе, пережива€ смерть своей сценаристки и давней подруги ѕэдди. “ем временем в поезде направлением на Ўотландию мчатс€ сотрудница ÷ентра временного содержани€ нелегальных иммигрантов Ѕрит — и девочка по имени ‘лоренс. ¬ маленькой героине некоторые критики узнали черты √реты “унберг.

јли —мит. ¬есна. Ч ћ.: Ёксмо, 2020. Ч 288 с.
јли —мит. ¬есна. Ч ћ.: Ёксмо, 2020. Ч 288 с.

‘ото: предоставлено издательством


÷итата: «Ќам нужны новости телефонного размера. Ќам нужно обходить официальные —ћ». Ќам нужно смотреть мимо интервьюера говор€щего пр€мо в камеру. Ќам нужно доносить совершенно €сную мощную безошибочную идею. Ќам нужна шокова€ лента новостей. Ќам нужно больше шоковой ленты новостей быстрых обновлений следующей шоковой ленты новостей хватит сачковать мы хотим фотографии пыток».

¬рем€ на чтение:
4,5 часа.

 

Ёдвард —ноуден. «Ћичное дело»один из визионеров »нтернета ужасаетс€ развитием онлайн-технологий и ест фастфуд в ћоскве

ћемуары Ёдварда —ноудена, в сент€бре напечатанные в јмерике и ¬еликобритании, совсем с небольшим опозданием выход€т в –оссии. Ѕывший сотрудник ÷–” и јгентства национальной безопасности, рассказавший о тотальной слежке спецслужб за миллионами людей по всему миру, вспоминает здесь жизнь — от детства, проведЄнного в городке Ёлизабет-сити в —еверной  аролине, до вынужденного изгнани€. », кстати, подтверждает версию, что живет в ћоскве (—ноуден даже поделилс€ некоторыми подробност€ми: как мен€ет внешность дл€ прогулок по городу, а «в иные дни просто берет что-нибудь в «Ѕургер  инге»).

ћемуары получились, действительно, откровенными, в меру лиричными, щедрыми на хлесткие фразы («≈сли раньше € работал в интересах правительства, то сейчас € работаю в интересах общества», «ѕервое, что € «хакнул» в своей жизни, — это врем€ отхода ко сну») и достаточно философскими. —ноуден рассуждает, как изменилс€ »нтернет, и почему из пространства свободы превратилс€ в угрозу.

÷итата: «ѕрежде чем отшатнутьс€ в испуге перед той токсичной и цепкой паутиной, что сегодн€ опутывает весь мир, попытайтесь пон€ть: дл€ мен€ »нтернет в свое врем€ был чем-то совсем иным. ƒл€ мен€ он был добрым другом и отчасти — заботливым родителем. »нтернет — это общность без границ и берегов».

¬рем€ на чтение: 7 часов.

Ёдвард —ноуден. Ћичное дело. Ч ћ.: Ёксмо, 2019 Ч 416 с.
Ёдвард —ноуден. Ћичное дело. Ч ћ.: Ёксмо, 2019 Ч 416 с.

‘ото: предоставлено издательством

 

«Ѕитов, или Ќовые сведени€ о человеке»как автор «ѕушкинского дома» получил кол за сочинение

 аждый умерший классик, кажетс€, должен проходить специальные процедуры по сн€тию с него налЄта бронзы и позолоты. ”шедший в 2018 году јндрей Ѕитов этого в высшей степени достоин. —борник «Ѕитов, или Ќовые сведени€ о человеке» получилс€ неформальным — таким, что хочетс€ улыбнутьс€ и перечитать битовские тексты.

ќ писателе вспоминают родные, друзь€ и коллеги. ¬нучка — о том, как Ѕитов помогал писать сочинени€ в школе, и как за это влепили кол. √рузинский режиссЄр, сценарист «ћимино» и « ин-дза-дза!» –езо √абриадзе — как жил с прозаиком в общежитии ¬√» а. ѕредприниматель из ’анты-ћансийска «аур  ацибаев напоминает, почему Ѕитов рванул в гости к нему, почти незнакомому человеку, из ћосквы.

÷итата: ««адача: написать воспоминани€ о Ѕитове ј. √. ¬от как написать? ¬сю свою жизнь описывать? Ёто просто невозможно».

¬рем€ на чтение: 3 часа.

Ѕитов, или Ќовые сведени€ о человеке. Ч ћ: Ёксмо, 2019.
Ѕитов, или Ќовые сведени€ о человеке. Ч ћ: Ёксмо, 2019.

‘ото: предоставлено издательством

 

янина ∆еймо. «ƒлинный путь от барабанщицы в цирке до «олушки в кино» — за кулисами жизни советской кинозвезды

янина ∆еймо вошла в историю советского кино благодар€ роли «олушки в ленфильмовской сказке по сценарию ≈вгени€ Ўварца. ћиниатюрна€ блондинка в 37 лет так достоверно сыграла девушку-подростка, что влюбила в себ€ всю страну. Ќемногие помн€т, что в жизни ∆еймо были и другие роли — в фильмах «ћо€ –одина», «–азбудите Ћеночку!», «ЎЄл солдат с фронта»; озвучка √ерды в мультфильме «—нежна€ королева». » уж совсем исчезающе мало тех, кто знает, что актриса, рожденна€ в цирковой семье, с детства выходила на манеж — и в роли барабанщицы, и в роли, акробатки, и гимнастки.

¬оспоминани€ ∆еймо к печати подготовили дочь, внучка и правнук актрисы, и этот текст максимально беллетризован — здесь много пр€мой речи и красочный описаний. „его стоит только эпизод об обучении в ‘Ё — (‘абрика эксцентрического актера в ѕетрограде — одна из первых в стране студий, где готовили киноактЄров) под руководством √ригори€  озинцева. »ли замечани€ о том, как гримировались артисты в 1920-х годах — представлени€ о том, каким должен быть киногрим, ни у кого не было, поэтому эффект часто получалс€ непредсказуемым и не очень-то эстетичным.

÷итата: « огда € впервые пришла на киносъемку, мен€ сначала одели, а потом повели в гримерный цех. — ¬ кино гримируютс€? — удивилась €. Ёто было дл€ мен€ новостью — в цирке гримировались только клоуны, остальные если и пользовались гримом, то только чуть-чуть, да и то потому, что арена была недостаточно €рко освещена».

¬рем€ на чтение: 9 часов.

янина ∆еймо. ƒлинный путь от барабанщицы в цирке до «олушки в кино. Ч ћ.: јльпина нон-фикшн, 2019. Ч 362 с.
янина ∆еймо. ƒлинный путь от барабанщицы в цирке до «олушки в кино. Ч ћ.: јльпина нон-фикшн, 2019. Ч 362 с.

‘ото: предоставлено издательством

 

«203 истории про плать€» — плать€ как инструмент дл€ занимательного человековедени€

ѕоэт, эссеист, теоретик моды, автор комиксов о «зайце ѕ÷» Ћинор √оралик в 2019 году запустила сайт postpost.media, действующий по девизом «¬се, что ты помнишь — важно». ѕроект размещает опросы вроде: «ј какой была ваша любима€ детска€ игрушка?», «ј какими были ваши первые выборы?», «ј как вы были плохим вожатым в лагере?», а затем выпускает подборки с лучшими истори€ми.

¬ но€бре на бумаге по€витс€ перва€ книга по мотивам postpost.media — про плать€. ћамины, бабушкины, детские, принос€щие счастье или несчасть€, купленные на особый случай и даже воображаемые.

÷итата: «Ќаши плать€ — наши деймоны, наши доспехи, штандарты и оружие наше».

¬рем€ на чтение: 2,5 часа.

203 истории про плать€. Ч ћ.: ј—“, јнгедони€, 2019. Ч 176 с.
203 истории про плать€. Ч ћ.: ј—“, јнгедони€, 2019. Ч 176 с.

‘ото: предоставлено издательством

 

ќльга ’орошилова. «ћода и гении» — что скрывали костюмы да ¬инчи, ”айльда и ≈катерины II (спойлер: не только тело)

«Ќемного личную книгу» о костюмах Ћеонардо да ¬инчи, ≈катерины II и других гениев написала петербургский историк моды ќльга ’орошилова. «Ћичную» — потому, что с некоторыми из героев была знакомы предки автора. ј ещЄ потому, что «в визуальной культуре нет ничего более ос€заемого, тактильного, интимного», чем костюм — «слепок тела, верный отпечаток жизни».

’орошилова, исследует нар€ды знаменитостей, привлека€ данные из архивов. » одежда тут — самый верный ключ к характерам и эпохе. ј нередко — и свидетельство бунта творческой личности против системы. ѕочему Ћеонардо предпочитал черный цвет, и как это св€зано с тем, что на него написали донос, как ћайе ѕлисецкой помогали выдел€тьс€ «пестрые восточные шелка» из »ндии, и каким образом „айковский преобразилс€ из серого чиновника «в светского «элегантэна» — об этом расскажет книга.

÷итата: «ƒ€гилев, ѕушкин, „айковский, јхматова, Ћифарь, “роцкий, јнненков, ћа€ковский, Ѕрик, –ахманинов, Ёрте, »в —ен-Ћоран, ѕлисецка€, Ѕежар... /.../ »х любимые вещицы и костюмы, к которым мне удалось прикоснутьс€ во врем€ работы над книгой, превратили далеких гениев в живых людей — ос€заемых, близких, почти своих».

¬рем€ на чтение: 13 часов.

ќльга ’орошилова. ћода и гении.  остюмные биографии Ћеонардо да ¬инчи, ≈катерины II, ѕетра „айковского, ќскара ”айльда, ёри€ јнненкова, ћайи ѕлисецкой. Ч ћ.: ћанн, »ванов и ‘ербер, 2020. Ч 384 с.
ќльга ’орошилова. ћода и гении.  остюмные биографии Ћеонардо да ¬инчи, ≈катерины II, ѕетра „айковского, ќскара ”айльда, ёри€ јнненкова, ћайи ѕлисецкой. Ч ћ.: ћанн, »ванов и ‘ербер, 2020. Ч 384 с.

‘ото: предоставлено издательством

 

ѕол ћаккартни. «ѕривет, ƒедулет!» coming out участника The Beatles в качестве гиперактивного дедушки

√лавный герой книги «ѕривет, ƒедулет!» ѕола ћаккартни — €вно автобиографический. –азличи€ с участником The Beatles и кавалером ордена Ѕританской империи, конечно, есть: ƒедулет — совсем старенький и седой, а ћаккартни ещЄ держитс€ бодр€чком. ” насто€щего рокера целых восемь внуков, тогда как у его персонажа — всего четыре.

Ќо что объедин€ет обоих — так это безгранична€ фантази€. ќна способна завести и деда, и его потомство на берег мор€, и в горы, и в американские прерии. ј потом спасти от нашестви€ крабов или бизонов.

÷итата: «ƒавай знакомитьс€. я — Ёдвард ћаршалл‑старший, дед четырЄх внуков. я зову их крутыши, а они мен€ — ƒедулет. ∆иву € в самом обычном доме на самой обычной улице, но, когда крутыши приезжают с ночЄвкой, начинаютс€ приключени€».

¬рем€ на чтение: от 30 минут — в зависимости от того, как долго вы будете рассматривать картинки.

ѕол ћаккартни. ѕривет, ƒедулет! Ч ћ.: Clever, 2019.
ѕол ћаккартни. ѕривет, ƒедулет! Ч ћ.: Clever, 2019.

‘ото: предоставлено издательством

 

”ри ќрлев. «ќстров на птичьей улице» — «–обинзон  рузо» в еврейском гетто

ќдиннадцатилетний мальчик скрываетс€ в полуразрушенном доме в варшавском гетто во врем€ ¬торой мировой войны. –€дом с јлексом — только верный друг, мышонок —нежок, да книжка о –обинзоне  рузо. ѕолуавтобиографическа€ повесть классика израильской литературы ”ри ќрлева деликатно, но убедительно рассказывает о войне и о том, как оставатьс€ человеком, даже если обсто€тельства этому не способствуют. Ќедаром произведение переведено на 17 €зыков и награждено международной премией януша  орчака.

÷итата: «я не мог пошевелитьс€. » мне всЄ вдруг стало €сно. ѕапа думает, что € умер. я хотел выбратьс€ наружу, побежать к нему, кинутьс€ к нему на шею. Ќо почему же € этого не делаю? ѕочему даже не кричу? ¬сЄ просто. я не верил, что папа может прийти».

¬рем€ на чтение: 3 – 5 часов.

”ри ќрлев. ќстров на птичьей улице. Ч ћ.: —амокат, 2019.
”ри ќрлев. ќстров на птичьей улице. Ч ћ.: —амокат, 2019.

‘ото: предоставлено издательством

≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>