Выставка о цензуре «Блокадной книги» продолжит работать в Петербурге. Проект переехал в Публичную библиотеку

06 ноября 2019, 19:00
Версия для печати Версия для печати

Выставка «Люди хотят знать» о «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина вновь откроется в Петербурге. Проект переехал из музея политической истории в Российскую национальную библиотеку (РНБ).

Экспозиция разместилась в новом корпусе на Московском проспекте, 165 и проработает там, как минимум, до 26 декабря. Она создана на основе фонда Даниила Гранина в Центральном государственном архиве литературы и искусства Петербурга и материалов из личного архива Алеся Адамовича.



Фото: visz.nlr.ru/

Как уже писала «Фонтанка», посетители смогут увидеть документы, которые раньше не показывали публике. Например, свидетельства того, что «Блокадная книга» подверглась цензуре. Первая часть произведения должна была появится № 7 и № 8 журнала «Новый мир» за 1977 год, но вышла на полгода позже. Публикацию остановил отдел пропаганды ЦК КПСС. Цензор вычеркнул из книги слова «правда», «пришло время», «люди хотят знать», а описания блокадных бань счёл едва ли не порнографией.

В РНБ покажут машинопись и верстку произведения с цензурными правками и первые отклики на публикацию, в том числе и такой: «Еще никто и никогда не написал то, что Вы, — как жили и умирали в блокаду... И даже уверенности не было, что это когда-нибудь найдет выражение, и вот теперь это произошло». В музее политической истории выставка проработала с 7 до 29 сентября.

«Фонтанка.ру»

Скитания поэта, успех гражданина. Какие места Петербурга связаны с именем Николая Некрасова?

Николай Некрасов родился в Немирове Подольской губернии, а детство провел в Ярославской губернии, откуда и прибыл в Петербург 16-летним юношей в июле 1838 года — и прожил здесь около сорока лет. Он приехал один — без родителей и слуг. С отцовскими деньгами в кармане. Отец поставил сыну условие: поступить в Дворянский полк. Но мать и сын мечтали об университете. Отец, узнав, что сын собирается ослушаться, пообещал оставить его без денег, если он не подчинится. Сын ответил: «Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма». Отец прекратил присылать деньги. Годы скитаний закалили характер поэта и сделали из провинциала «литературного пролетария», понимающего не только пышную красоту имперской столицы, но и изнанку города. Барин, картежник, мечтатель с нежной душой, очарованный красотой мира, и успешный делец — образов у Николая Некрасов гораздо больше, чем «поэт» и «гражданин».

Статьи

>