Цензура и вмешательство ЦК КПСС: В Петербурге представят настоящую историю «Блокадной книги»

Версия для печати Версия для печати

Машинопись «Блокадной книги» и секретные документы, остановившие её первую публикацию в СССР, можно будет увидеть в Музее политической истории с 7 по 29 сентября. Выставка «Люди хотят знать» — о том, почему произведение Алеся Адамовича и Даниила Гранина было и остаётся неудобным для властей.

Сорок лет назад, в 1979 году, в Советском Союзе вышло первое издание «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Отношение к этому документу тогда и сейчас — различно. Сегодня сложно найти петербуржца или россиянина, которые не знают этого текста. В конце 1970-х — «Блокадная книга» была произведением едва ли не запретным.

Публикация изначально должна была состояться в номерах 7 и 8 «Нового мира» за 1977 год, но столкнулась с противостоянием отдела пропаганды ЦК КПСС. В результате фрагмент книги удалось напечатать лишь спустя полгода — с правками и изъятиями. «Пришло время», «люди хотят знать», «людям надо...», — эти слова вычеркнула цензура.

Почему «Блокадная книга» оказалась неудобной для власти, и «была ли удовлетворена в обществе потребность знания правды о блокаде» — вокруг этих вопросов строится выставка «Люди хотят знать» в Государственном музее политической истории. Проект, созданный на основе фонда Даниила Гранина в Центральном государственном архиве литературы и искусства, курируют писатель, редактор блокадных дневников Наталия Соколовская и дочь Даниила Гранина Мария Чернышева-Гранина.

Посетители увидят секретные документы, остановившие журнальную публикацию книги, машинопись и верстку с цензурными правками; первые отклики на публикацию, в том числе и такой: «Еще никто и никогда не написал то, что Вы, — как жили и умирали в блокаду... И даже уверенности не было, что это когда-нибудь найдет выражение, и вот теперь это произошло».

Выставка откроется для публики 7 сентября и проработает до 29 сентября.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Опубликовано 03 сентября 2019, 12:15

Другие события

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>