
В России открылся Музей исчезнувших картин. Пропавшие Левитан, Куинджи, Айвазовский доступны в виртуальной реальности

В России стало одним музеем больше, и он наполнен шедеврами, — но увидеть их «вживую» нельзя. Экспонатами собрания, выложенного в интернет, стали картины, которые были утрачены — пропали из музеев во время Великой Отечественной, в годы перестройки или уже в 2000-е из частных собраний или даже с экспозиций.
Проект официально будет представлен на предстоящем международном культурном форуме в Петербурге. Но уже сейчас музей доступен для смартфонов. Пользователям нужно сначала скачать приложение «РИА.Lab» на iOS и Android. Внутри него есть ссылка на проект. «Гулять» по музею можно двумя способами: в очках виртуальной реальности или просто повернув смартфон горизонтально и вращая его.
После загрузки приложения посетитель оказывается в центре «зала», где его окружают картины — «Бурлаки» Левитана (украдена из Дагестанского музея изобразительных искусств), «Рыболов» Коровина (украшена из Вязниковского историко-художественного музея), «Радуга. Этюд» Архипа Куинджи и «Итальянский пейзаж» Ивана Айвазовского (обе исчезли во время боевых действий, находились в Чеченском национальном музее), «Буддистский храм в Никко» Василия Верещагина (исчезла в 1941 году из Алупки во время оккупации Крыма) и другие произведения.
Среди пропавших шедевров, которые собраны в виртуальном музее, — есть произведения из собрания Государственного Русского музея.
«Сегодня из ста восьмидесяти трех экспонатов, входивших в состав передвижной выставки 1940-1941 годов «Основные этапы развития русской живописи», только шестьдесят произведений вернулись в Государственный Русский музей, — прокомментировала открытие заместитель директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина. — Благодаря проекту пользователи увидят две работы кисти известных русских художников Василия Верещагина и Аполлинария Васнецова, которые числятся пропавшими без вести. Поиск произведений продолжается».
Создатели приложения использовали данные из реестра пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей; базы созданного минкультуры проекта «Культурные ценности — жертвы войны», аналогичных баз МВД и Интерпола.
«Фонтанка.ру»

«Дело не закрыто». Что случилось с домом легендарного композитора Олега Каравайчука?
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
04 июля 2025, 08:30
-
29 июня 2025, 20:28