«Один банкир, два милиционера, два учителя...» Теодор Курентзис спрятал за дверью Филармонии необычный музыкальный коллектив
Второй публичный концерт в статусе петербуржца Курентзис украсил новой мистерией — перед началом «Реквиема» публика города впервые услышала созданный им византийский хор. Но что произошло — поняли не все.
У Теодора Курентзиса и его музыкальных коллективов, помимо публично анонсируемых концертов, есть и другие. Например, закрытые выступления, на которые не продаются билеты, и открытые репетиции. Накануне в Петербурге случилось и то, и другое. Репетиция, на которую пригласили учеников Александра Сокурова, учащихся музыкальной школы имени Римского-Корсакова и школы Masters, проходила перед началом концерта в Филармонии, а после этого состоялся и еще один, ночной концерт в Доме радио.
Фото: Андрей Чунтомов, предоставлено пресс-службой MusicAeterna
Концерт в Филармонии предполагался необычным — как и всё у Курентзиса: имидж обязывает. Но сделать необычным в хорошем смысле исполнение «Реквиема» Моцарта — задача трудновыполнимая, столько раз звучало произведение в разных прочтениях.
Первая часть рецепта Курентзиса — безупречные солисты, среди которых — сопрано Сандрин Пьо и меццо-сопрано Анн Халленберг.
Вторая составляющая — сюрприз для публики, который она потом может обсудить. Нет, в этот раз телефоны никто не отбирал (не исключено, что зря: зрители явно отыгрались за предыдущий концерт). Но заявленная программа всего за несколько дней до концерта пополнилась номером-интродукцией, который даже не значился на сайте Филармонии и в программке. Перед началом произведения пару гимнов исполнил новый музыкальный коллектив musicAeterna byzantina, выступавший в Петербурге впервые. Этот хор уникален — хотя бы потому что собран из 16 лучших выпускников школ византийской музыки в Греции, где поддерживают древние традиции греческих церковных песнопений. При том, что эта музыка впечатляет своим звучанием, в России ее профессионально не исполняют — хотя это и наша история: гимны относятся к православному духовному наследию.
Фото: Андрей Чунтомов, предоставлено пресс-службой MusicAeterna
Солидные мужчины средиземноморского типа, ожидавшие своего выхода перед репетицией, были спокойны, в отличие Курентзиса и, тем более, его помощников — ассистента дирижера Федора Леднева и главного хормейстера Виталия Полонского. Те вдвоем бегали по центральному проходу от середины зала к дирижерскому пульту и обратно по первому повороту ладоней рук маэстро — когда тот хотел задать им вопросы.
А вопросов было много: акустика ставила свои условия, приходилось требовать все большей и большей сухости и четкости штрихов от оркестрантов при высоком темпе исполнения, менять местами солистов, чтобы те лучше слышали друг друга, и спускать с хоров на уровень партера musicAeterna byzantina, «выставляя» их за дверь позади зала, — фактически на лестничную площадку. В итоге для зрителей они остались призрачными голосами откуда-то то ли из воздуха, то ли из подсознания.
«Фонтанка» успела задать несколько вопросов руководителю нового коллектива, выпускнику петербургской Консерватории Антонису Кутрупису.
— Что из себя представляют эти школы византийской музыки в Греции, где вы отбирали хористов?
— Это музыкальные школы, которые дают диплом по византийскому песнопению высшей квалификации. Люди прошли строгий конкурс, чтобы попасть в наш хор. Мы хотели отобрать самые красивые голоса и самых талантливых певчих при поддержке Теодора Курентзиса.
— Кто их прослушивал?
— Я лично.
— Теодор не ездил?
— Нет, но Теодор всегда хотел иметь хор византийской музыки, и год назад это произошло. В Петербурге коллектив выступает впервые, и для нас большая честь, что мы поем в Филармонии. Но у нас будет на днях большой концерт в Исаакиевском соборе и мы организуем еще много концертов в ближайшее время.
— Насколько тесно школы византийской музыки связаны с религией? Те, кто там преподают и занимаются, — монахи?
— Нет. Там преподают обычные люди, опытные профессора, которые сами поют в храмах.
— А студенты — профессиональные музыканты — или могут быть по основной деятельности кем угодно?
— Конечно, могут. Но в византийских вузах — очень строгий образовательный процесс. Это как музыкальная школа, которая преподает только византийскую музыку. Там есть экзамены, дипломы, оценки — все как обычно.
— Можете привести примеры специальностей?
— У меня есть два офицера, один банкир, два милиционера, два учителя — филологии и богословия, и студенты, которые учатся на других факультетах — философия, иконопись.
— Там преподают только вокал, или фортепиано, теорию музыки, историю музыки — тоже?
— В составе курса византийской музыки есть разные темы — теория византийской музыки, история, вокал, в некоторых вузах преподают и народные инструменты.
— Например?
— Канун, цимбалы, кларнет, лютню, — зависит от школы желания ученика.
— Кларнет тоже относится к греческим инструментам?
— Есть кларнет, который играет в оркестре, а есть — который играет народную музыку. У меня как раз один певчий играет на кларнете в народном стиле. Но это не обязательно: в основном, в такие школы принимаются студенты, которые умеют петь, то есть самый главный инструмент — это голос. А потом, если кто-то хочет расширить знания, — есть разные возможности, это зависит от школы. Образование обычно занимает пять лет, в каждом году нужно сдавать два экзамена, а в конце пятого года — главный, на котором принимается решение, давать ли студенту право петь в церквях.
— То есть каждый певец в греческих церквях сертифицирован?
— По идее, да. Хотя я не могу проверить документы у каждого.
— Где будет жить хор?
— На Кипре. Наша база — в Ларнаке, а сами люди — из разных городов: Лефкосии (Никосии — прим.ред.), Лимасола, Ларнаки… Но все они учились в Греции — в Афинах, Салониках.
— Как часто коллектив выступает?
— Теодор нас зовет, когда решает, что надо, и мы приезжаем. Конечно, у нас заранее все готово, мы знаем расписание на три-четыре месяца вперед. И хористам легко брать отпуск.
— Им приходится отпуск брать ради концертов?
— Да, но это нетрудно. В этом месяце мы поем в трех городах — Петербурге, Москве и Париже. В ноябре — в Баден-Бадене, Париже и Афинах.
— Весной певцов было 12, потом стало 16.
— Да, Теодор расширил хор и хочет расширить его динамику.
— А сколько голосов в партитурах, которые вы исполняете?
— Византийская музыка — одноголосная. У нас 12 певчих и четыре баса, которые держат опорный тон — исон.
— А какого времени эта музыка?
— У нас есть разные композиторы, гимны — от XIII, XIV, XVII, XVIII веков до современных. Византийская музыка старше григорианских песнопений: она состоялась и систематизировалась в IV веке. И база византийской музыки — греческие лады.
— Лидийский, миксолидийский — которые учат в музыкальной школе?
— Да, лидийский, миксолидийский, дорийский — это все мы поем с детства. В петербургской консерватории нас учили, например, фригийскому, а я говорил: «Давайте, я вас научу. У меня это в ушах». Это греческие лады народной музыки, которые звучат в церквях. Византийская музыка — древняя, но жива до сих пор. Она и сейчас звучит в храмах Греции, и в других восточных православных странах — в Сирии, Ливане.
— А в России?
— В России она звучала до Петра I.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны