
«Почувствовать себя ребенком»: Что «вырастет» на Дворцовой к Фестивалю света

«Фонтанка» знакомит с участниками фестиваля «Чудо света», которые на два дня разместят на Дворцовой площади целый сад световых инсталляций.
В Петербурге 2 и 3 ноября пройдет фестиваль «Чудо Света», который на эти дни кардинально изменит Дворцовую площадь. Впервые на ней вырастет целый сад из цветов и деревьев высотой несколько метров, — светящиеся арт-объекты создадут художники из разных стран. Сад футуристический, как и всё шоу: второй составляющей фестиваля станет проекция на фасад Главного Штаба, напоминающая компьютерную игру. Приключенческий квест, в который организаторы отправят зрителя, переместит петербуржцев в неизведанные миры, главным из которых станет мир детства: ведь именно тогда деревья были большими и даже на некоторые цветы мы смотрели снизу, а не сверху.
«Фонтанка» расспросила участников будущего Фестиваля света, что за проекты они готовят и какие работы создавали раньше. Выяснилось интересное: одна из художниц живет в Великобритании и ранее делала инсталляцию для легендарного фестиваля Burning Man в США. Другая вернулась из Лондона в Россию всего три месяца назад и готовит большой уличный проект для Петербурга к следующему лету. А третий мастер, наоборот, уехал за сотню километров из нашего города, чтобы при помощи давления надувать металл, из которого создает свои работы. Свои техники художники заимствовали из авиамоделизма и судостроения.
Лего-тюльпаны и футуристические бабочки
Анита Крупкина — выпускница Вестминстерского университета по специальности «свободный художник». Но еще до отъезда за границу занималась в Петербурге оформлением витрин как декоратор — в том числе, для «ДЛТ». В дальнейших ее планах — сотрудничество «с одним из топовых брендов», а также уличная выставка паблик-арта в новом формате — она пройдет в городе следующим летом, но подробности пока не разглашаются.
Для фестиваля «Чудо света» Анита делает две инсталляции — геометрические тюльпаны высотой по 6-10 метров и футуристических бабочек с размахом крыльев в 2,5 метра.

одна из работ Аниты Крупкиной
Фото: предоставлено организаторами фестиваля
«За основу тюльпанов я решила взять знаменитую геометрическую конструкцию лего и сделать их витражными, — поделилась с «Фонтанкой» автор. — Каждый тюльпан я создам из железной конструкции с витражами, которая удерживает внутри свет и создает ощущение тепла и яркие блики».
Художник «складывает» каждый лепесток цветка из шести треугольников. Тот же принцип она использует и при создании крыльев бабочек, но покрывает их пленкой с бензиновым отливом.
«Жизнь 101» как продолжение «Ошибки 101»
София Бацова сейчас живет в Великобритании, но для участия в фестивале специально приедет в Петербург. Она также проходила обучение в Вестминстерском университете. В ее «копилке» — участие в культовом американском Burning Man 2018 года, для которого она создавала инсталляцию из гнутого дерева. Принцип этого фестиваля таков: организаторы проводят отбор на уровне концепций, и потом некоторым авторам оплачивают производство работ и билеты. Объект Софии прошёл отбор.
Техника, которой она пользуется, пришла из кораблестроения: фанерные листы 5-миллиметровой толщины разрезают, накладывая друг на друга и склеивая между собой, а затем изгибают, закрепляя на сутки на пресс-форме. Получившиеся модули пропитываются специальным маслом для защиты от влаги.
Несмотря на то, что многие участники Burning Man потом решают свои работы сжечь вместе с главным — часовней «Темпл», другие поступают более прагматично. Вот и София сохранила свой труд и представила его позднее на фестивале света в Торонто 2019 года, а местное издание включило ее в список своих фаворитов.
В Петербурге Бацова также представит инсталляцию из деревянных модулей — их потребуется около ста. Уподобляясь ветвям плюща, они будут виться, в центре собираясь в бутон, в котором, по задумке автора, находится сердце живого существа. Встав под конструкцией, зритель увидит, как это существо живет и дышит, по его венам течет кровь — эффект передается с помощью светодиодов. Художник хочет показать, что все окружающее нас, каждый цветок, — живые, и к ним надо относиться бережно.

работа Софии Бацовой, которая будет представлена на Дворцовой
Фото: предоставлено организаторами фестиваля
Петербургская работа Бацовой станет продолжением той самой, созданной для Америки. Объект на Burning Man назывался «Ошибка 101» и отсылал зрителя к популярной проблеме интернет-пользователей, когда приходится очищать историю поиска и обновлять программное обеспечение. «Мы должны отключиться и очистить кэш, чтобы увидеть вещи такими, какие они есть», — подсказывает интерпретацию автор, поясняя, что ее произведение — о взаимоотношениях между машинами и людьми. Нынешняя работа называется «Жизнь 101» — эта загадочная жизнь недосягаема, ты не можешь до нее дотронуться и постичь, но можешь заглянуть внутрь — снизу вверх.
«Нерезиновая и шевелится»
Одну из работ Вильгения Мельникова многие петербуржцы уже видели — речь об огромном металлическом коте, стоявшем позади центрального выставочного зала «Манеж», напротив «Республики кошек». Странные формы животного, словно закованного в латы, объяснялись творческим методом художника: он берет листы металла, режет их вручную, сваривает меж собой и «надувает» с помощью аппарата для создания высокого давления. А потом из них собирает конструкцию.
Тем же методом художник воспользуется и в этот раз, «выращивая» свой новый арт-объект — гигантскую ветвь, которая будет светиться в ультрафиолетовом свете. Понадобится «надуть» порядка 22-25 элементов, которые соберутся в одну большую конструкцию. Каркас у нее будет внешним, высота — порядка трех с половиной метров, а занимаемая площадь — порядка 36 квадратных метров. Инсталляция обопрется на семь точек-веточек инопланетного дерева, под которыми смогут прогуляться люди.

одна из работ Вильгения Мельникова
Фото: предоставлено организаторами фестиваля
«Общая идея была в создании некоего магического сада, который, возможно, многие из нас, будучи детьми, представляли перед сном или во сне, — рассказывает Вильгений. — Это работа с детскими переживаниями, я хотел создать такой объект, на который зритель сможет взглянуть снизу вверх. Объект больше, чем зритель, и зритель сможет сквозь него пройти и почувствовать себя снова ребенком. Форма получается массивной, но привычной взгляду — такое человек видит нечасто в повседневной жизни. Это поможет окунуться в атмосферу фантазий».
Работа Вильгения над металлической скульптурой похожа на работу портного над платьем (а вообще изначально техника пришла из авиамоделизма): сначала он делает выкройку, шаблоны из фанеры, а потом вырезает металл вручную, намеренно оставляя края неровными. Художник режет металл толщиной до 1,2 миллиметра. Для «надувания» не требуется высокой температуры — только высокое давление. При этом направление деформации Мельников контролирует не полностью, а лишь на 80%. Но этот элемент случайности ему нравится.
«Делая макет, я представляю, какую форму мне нужно надувать, что можно делать, а чего нельзя, потому что, если сделать неправильно, объект взрывается, — рассказывает он. — Это не осколочный взрыв, он не опасен, металл просто разрывается и приходится переделывать».
Интересно, что при всей громоздкости конструкции ее предельный вес составит 300 килограммов. А вес одного отдельно взятого элемента высотой в человеческий рост будет примерно равен 15 килограммам. При этом конструкция обещает быть прочной: Вильгений Мельников говорит, что объект можно и нужно трогать руками. Художник уверен, что даже у самых любознательных горожан не получится продавить металл, скажем, пальцами, — разве что кувалдой сделать в нем вмятину.
«Еще одна интересная особенность этой скульптуры: несмотря на то, что она железная, все будут думать, что она сделана из резины, пока ее не потрогают», — интригует автор. Секрет в том, что объект покроют специальным составом, который и будет отражать свет, подобно декорациям в ночном клубе.
Еще один секрет — совсем уж неожиданный: инсталляция будет шевелиться.
«Несмотря на то, что этот «павильон» большой и громоздкий, если к нему прикоснуться, скульптура начнет немного двигаться. Потому что несущий каркас расположен снаружи, и, крепясь к нему, сама скульптура словно бы «висит». У нее есть и собственные точки опоры, но зацепки — не жесткие. Так что теоретически, если будет дуть ветер, объект будет немного покачиваться».
Эти и другие инсталляции можно увидеть на Дворцовой площади 2-3 ноября на фестивале «Чудо света». Сеансы видеопроекций на фасад Главного штаба пройдут с 19.00 до 22.00, начало — каждые полчаса: в 19.00, 19.30, 20.00, 20.30, 21.00 и 21.30. Вход свободный.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».