«Почувствовать себя ребенком»: Что «вырастет» на Дворцовой к Фестивалю света

20 октября 2019, 10:53
Версия для печати Версия для печати

«Фонтанка» знакомит с участниками фестиваля «Чудо света», которые на два дня разместят на Дворцовой площади целый сад световых инсталляций.

В Петербурге 2 и 3 ноября пройдет фестиваль «Чудо Света», который на эти дни кардинально изменит Дворцовую площадь. Впервые на ней вырастет целый сад из цветов и деревьев высотой несколько метров, — светящиеся арт-объекты создадут художники из разных стран. Сад футуристический, как и всё шоу: второй составляющей фестиваля станет проекция на фасад Главного Штаба, напоминающая компьютерную игру. Приключенческий квест, в который организаторы отправят зрителя, переместит петербуржцев в неизведанные миры, главным из которых станет мир детства: ведь именно тогда деревья были большими и даже на некоторые цветы мы смотрели снизу, а не сверху.

«Фонтанка» расспросила участников будущего Фестиваля света, что за проекты они готовят и какие работы создавали раньше. Выяснилось интересное: одна из художниц живет в Великобритании и ранее делала инсталляцию для легендарного фестиваля Burning Man в США. Другая вернулась из Лондона в Россию всего три месяца назад и готовит большой уличный проект для Петербурга к следующему лету. А третий мастер, наоборот, уехал за сотню километров из нашего города, чтобы при помощи давления надувать металл, из которого создает свои работы. Свои техники художники заимствовали из авиамоделизма и судостроения.

Лего-тюльпаны и футуристические бабочки

Анита Крупкина — выпускница Вестминстерского университета по специальности «свободный художник». Но еще до отъезда за границу занималась в Петербурге оформлением витрин как декоратор — в том числе, для «ДЛТ». В дальнейших ее планах — сотрудничество «с одним из топовых брендов», а также уличная выставка паблик-арта в новом формате — она пройдет в городе следующим летом, но подробности пока не разглашаются.

Для фестиваля «Чудо света» Анита делает две инсталляции — геометрические тюльпаны высотой по 6-10 метров и футуристических бабочек с размахом крыльев в 2,5 метра.

одна из работ Аниты Крупкиной
одна из работ Аниты Крупкиной

Фото: предоставлено организаторами фестиваля

«За основу тюльпанов я решила взять знаменитую геометрическую конструкцию лего и сделать их витражными, — поделилась с «Фонтанкой» автор. — Каждый тюльпан я создам из железной конструкции с витражами, которая удерживает внутри свет и создает ощущение тепла и яркие блики».

Художник «складывает» каждый лепесток цветка из шести треугольников. Тот же принцип она использует и при создании крыльев бабочек, но покрывает их пленкой с бензиновым отливом.

«Жизнь 101» как продолжение «Ошибки 101»

София Бацова сейчас живет в Великобритании, но для участия в фестивале специально приедет в Петербург. Она также проходила обучение в Вестминстерском университете. В ее «копилке» — участие в культовом американском Burning Man 2018 года, для которого она создавала инсталляцию из гнутого дерева. Принцип этого фестиваля таков: организаторы проводят отбор на уровне концепций, и потом некоторым авторам оплачивают производство работ и билеты. Объект Софии прошёл отбор.

Техника, которой она пользуется, пришла из кораблестроения: фанерные листы 5-миллиметровой толщины разрезают, накладывая друг на друга и склеивая между собой, а затем изгибают, закрепляя на сутки на пресс-форме. Получившиеся модули пропитываются специальным маслом для защиты от влаги.

Несмотря на то, что многие участники Burning Man потом решают свои работы сжечь вместе с главным — часовней «Темпл», другие поступают более прагматично. Вот и София сохранила свой труд и представила его позднее на фестивале света в Торонто 2019 года, а местное издание включило ее в список своих фаворитов.

В Петербурге Бацова также представит инсталляцию из деревянных модулей — их потребуется около ста. Уподобляясь ветвям плюща, они будут виться, в центре собираясь в бутон, в котором, по задумке автора, находится сердце живого существа. Встав под конструкцией, зритель увидит, как это существо живет и дышит, по его венам течет кровь — эффект передается с помощью светодиодов. Художник хочет показать, что все окружающее нас, каждый цветок, — живые, и к ним надо относиться бережно.

работа Софии Бацовой, которая будет представлена на Дворцовой
работа Софии Бацовой, которая будет представлена на Дворцовой

Фото: предоставлено организаторами фестиваля

Петербургская работа Бацовой станет продолжением той самой, созданной для Америки. Объект на Burning Man назывался «Ошибка 101» и отсылал зрителя к популярной проблеме интернет-пользователей, когда приходится очищать историю поиска и обновлять программное обеспечение. «Мы должны отключиться и очистить кэш, чтобы увидеть вещи такими, какие они есть», — подсказывает интерпретацию автор, поясняя, что ее произведение — о взаимоотношениях между машинами и людьми. Нынешняя работа называется «Жизнь 101» — эта загадочная жизнь недосягаема, ты не можешь до нее дотронуться и постичь, но можешь заглянуть внутрь — снизу вверх.

«Нерезиновая и шевелится»

Одну из работ Вильгения Мельникова многие петербуржцы уже видели — речь об огромном металлическом коте, стоявшем позади центрального выставочного зала «Манеж», напротив «Республики кошек». Странные формы животного, словно закованного в латы, объяснялись творческим методом художника: он берет листы металла, режет их вручную, сваривает меж собой и «надувает» с помощью аппарата для создания высокого давления. А потом из них собирает конструкцию.

Тем же методом художник воспользуется и в этот раз, «выращивая» свой новый арт-объект — гигантскую ветвь, которая будет светиться в ультрафиолетовом свете. Понадобится «надуть» порядка 22-25 элементов, которые соберутся в одну большую конструкцию. Каркас у нее будет внешним, высота — порядка трех с половиной метров, а занимаемая площадь — порядка 36 квадратных метров. Инсталляция обопрется на семь точек-веточек инопланетного дерева, под которыми смогут прогуляться люди.

одна из работ Вильгения Мельникова
одна из работ Вильгения Мельникова

Фото: предоставлено организаторами фестиваля

«Общая идея была в создании некоего магического сада, который, возможно, многие из нас, будучи детьми, представляли перед сном или во сне, — рассказывает Вильгений. — Это работа с детскими переживаниями, я хотел создать такой объект, на который зритель сможет взглянуть снизу вверх. Объект больше, чем зритель, и зритель сможет сквозь него пройти и почувствовать себя снова ребенком. Форма получается массивной, но привычной взгляду — такое человек видит нечасто в повседневной жизни. Это поможет окунуться в атмосферу фантазий».

Работа Вильгения над металлической скульптурой похожа на работу портного над платьем (а вообще изначально техника пришла из авиамоделизма): сначала он делает выкройку, шаблоны из фанеры, а потом вырезает металл вручную, намеренно оставляя края неровными. Художник режет металл толщиной до 1,2 миллиметра. Для «надувания» не требуется высокой температуры — только высокое давление. При этом направление деформации Мельников контролирует не полностью, а лишь на 80%. Но этот элемент случайности ему нравится.

«Делая макет, я представляю, какую форму мне нужно надувать, что можно делать, а чего нельзя, потому что, если сделать неправильно, объект взрывается, — рассказывает он. — Это не осколочный взрыв, он не опасен, металл просто разрывается и приходится переделывать».

Интересно, что при всей громоздкости конструкции ее предельный вес составит 300 килограммов. А вес одного отдельно взятого элемента высотой в человеческий рост будет примерно равен 15 килограммам. При этом конструкция обещает быть прочной: Вильгений Мельников говорит, что объект можно и нужно трогать руками. Художник уверен, что даже у самых любознательных горожан не получится продавить металл, скажем, пальцами, — разве что кувалдой сделать в нем вмятину.

«Еще одна интересная особенность этой скульптуры: несмотря на то, что она железная, все будут думать, что она сделана из резины, пока ее не потрогают», — интригует автор. Секрет в том, что объект покроют специальным составом, который и будет отражать свет, подобно декорациям в ночном клубе.

Еще один секрет — совсем уж неожиданный: инсталляция будет шевелиться.

«Несмотря на то, что этот «павильон» большой и громоздкий, если к нему прикоснуться, скульптура начнет немного двигаться. Потому что несущий каркас расположен снаружи, и, крепясь к нему, сама скульптура словно бы «висит». У нее есть и собственные точки опоры, но зацепки — не жесткие. Так что теоретически, если будет дуть ветер, объект будет немного покачиваться».

Эти и другие инсталляции можно увидеть на Дворцовой площади 2-3 ноября на фестивале «Чудо света». Сеансы видеопроекций на фасад Главного штаба пройдут с 19.00 до 22.00, начало — каждые полчаса: в 19.00, 19.30, 20.00, 20.30, 21.00 и 21.30. Вход свободный.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>