‘ото: скриншот с сайта YouTube

Ђ≈сть нечего Ч и мы поемї.  акой была и чем запомнилась певица »рина Ѕогачева

20 сент€бр€ 2019, 15:58
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«‘онтанка» напоминает лучшие партии легенды петербургской оперной сцены и рассказывает об ее жизни.

»рины Ѕогачевой не стало 19 сент€бр€ на 81-м году жизни. ¬ последние годы о ней говорили преимущественно как о выдающемс€ наставнике, чьи воспитанники и лауреаты чьего конкурса выступали на лучших мировых сценах, включа€, конечно, ее родной ћариинский театр. ќльга Ѕородина, ќльга —авова, ≈лена ¬итман, Ќаталь€ ≈встафьева, ќлес€ ѕетрова — это все ее ученицы.

  слову, саму Ѕогачеву в тогда еще  ировский театр вз€ли пр€мо студенткой  онсерватории — ей разрешалось не участвовать в спектакл€х, но под честное слово, что та не уедет в ћоскву, куда ее звал Ѕольшой. ћолода€ талантлива€ певица прославилась внезапно дл€ себ€ — в ходе конкурса имени √линки, проходившего в 1962 году.

«ѕомню, € после второго тура по очкам шла на первую премию, но программу на третий тур мы с педагогом »раидой ѕавловной Ћевандо не успели подготовить, — вспоминала Ѕогачева в интервью. — “огда она приехала в ћоскву и говорит: «»руш, что же мы с тобой делать будем, дорога€, у нас третий-то тур почти не готов!» ћы и не рассчитывали ни на что! ƒумали, что € просто побуду на конкурсе, почувствую дух соревновани€».

“огда Ѕогачева получила вторую премию.

ѕервый выход на сцену  ировского театра в 1964 году артистке запомнилс€ совсем не так, как мечталось.

«Ёто был позор, — вспоминала она. — я пела ѕолину в «ѕиковой даме», и романс «ѕодруги милые» € как начала на полтона выше, так и допела до конца».

Ќо все это было уже счастьем по сравнению с тем, что Ѕогачевой довелось пережить. –ожденна€ перед войной в Ћенинграде, она провела здесь почти всю блокаду, и лишь в середине войны была эвакуирована с сестрами и мамой в  остромскую область. ƒом, в котором росла певица, — є5 по улице ∆ел€бова (ныне — Ѕольшой  онюшенной). «везда вспоминала, что в ней уже тогда взрослые видели будущую певицу: та рассказывала, что живет в доме «петь» и в квартире «петь €» (на самом деле, 5ј).

јртистка рано осталась без родителей. ќтец, заведующий кафедрой черной металлургии ѕолитехнического института, ушел в 1947-м, только защитив докторскую диссертацию.

«∆изнь, казалось бы, должна налаживатьс€, — как он умер, — вспоминала »рина Ѕогачева. —  онечно, это пережить было очень трудно. ќчень. я помню, с€дем на диван — мама, трое ее детей, бабушка — и под гитару поем песни, романсы. ѕапы нет, есть нечего, и мы поем, на несколько голосов…»

≈ще через дев€ть лет не стало матери. ћладших сестер забрали в детский дом, »рина стала искать профессию, котора€ помогла бы ей выжить. ѕо окончании школы поступила в техническое училище индивидуального пошива, но с работой не сложилось. ¬озможно, причина крылась в том, что »рину уже влекла сцена, и она прин€ла решение учитьс€ в  онсерватории — а необходимость «отрабатывать» по полученной специальности этому мешала.

«я работала в ателье, но совсем недолго, — вспоминала будуща€ звезда. — я сожгла костюм. ѕоставила утюг на пиджак — и себе пою! ƒым пошел, директриса прибежала: «Ѕоже мой, ну зачем нам така€ работница, это позор, вон отсюда!»

  слову, ролью, котора€ предопределила судьбу блистательной меццо-сопрано, стала √рафин€ в «ѕиковой даме» „айковского. Ёта парти€ поразила »рину еще школьницей, когда та с мамой побывала в  ировском театре. » прошла потом через всю ее жизнь — в образе мистической старухи-судьбы Ѕогачева выходила на ту же самую сцену до 80 лет.

¬прочем, любимой ролью Ѕогачева называла совсем другую —  армен. «а «звание» «лучшей  армен» они соперничали с ≈леной ќбразцовой — с которой вместе учились и даже вместе готовились к экзаменам в  онсерватории. ¬  онсерватории же »рина Ѕогачева встретила своего будущего мужа — —танислава √аудасинского, в будущем — художественного руководител€ ћалого театра оперы и балета (ныне — ћихайловского) и заведующего кафедрой режиссуры музыкального театра.

 

»рина Ѕогачева при своем статусе примадонны петербургской оперы была внимательным собеседником и рассказчиком. ѕро нее снимались музыкальные фильмы и передачи. —амые €ркие образы сохранились в записи благодар€ картинам «ѕоет »рина Ѕогачева» (1970), «ѕора нам в оперу» (1977), «¬ечное утро оперетты» (1977), «∆изнь мо€ — опера» (1979), «»таль€нские грезы» (1997).

≈е артистизм вдохновл€л многих композиторов писать специально дл€ нее и ей поручать первое исполнение своих произведений. “ак, под Ѕогачеву јндрей ѕетров писал ≈катерину в «ѕетре ѕервом», »ван ƒзержинский — јксинью в «“ихом ƒоне», а ƒмитрий Ўостакович создал цикл на стихи ћарины ÷ветаевой.

»рина Ѕогачева пела и опереточые партии — например, мало кто может сравнитьс€ в очаровании с ее «ћарицей» (оперетта »мре  альмана) или «ѕериколой» (оперетта ∆ака ќффенбаха).

«а свою долгую сценическую жизнь, котора€ продолжалась более 55 лет, певица воплотила практически все меццо-сопрановые образы классического репертуара. ¬ некрологе, подготовленным ћариинским театром, говоритс€, что только на его сцене Ѕогачева исполнила около трех дес€тков ролей, «кажда€ становилась незабываемым переживанием дл€ зрителей и сохран€лась в пам€ти». —оболезновани€ в св€зи с кончиной артистки выразил ¬алерий √ергиев.

ѕопрощатьс€ с народной артисткой ———– петербуржцев приглашают 23 сент€бр€ на историческую сцену ћариинского театра.

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

”лицы невидимых рисунков.  ак петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

—поры о легализации уличного искусства в ѕетербурге ведутс€ не первый год: они обостр€ютс€ в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображени€ всем известных личностей, как это произошло с »осифом Ѕродским, и ослабевают в периоды без скандалов. ѕараллельно с Ђуличными войнамиї, в конце июл€ было объ€влено о том, что при поддержке —мольного и «ак—а в городе организуют школу граффити. » рисовать там будут Ђпатриотичныеї работы.  орреспондент Ђ‘онтанкиї узнал, где спр€таны сотни артов художников, которые не собираютс€ рисовать по указке, и оказалс€ в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

—татьи

>