«Чтиво для дебилов». Пять комиксов об истории для министра Мединского

04 сентября 2019, 23:23
Версия для печати Версия для печати

Владимир Мединский фраппировал культурное сообщество, заявив, что «комиксы — это для дебилов», и по ним невозможно изучать историю. Пока любители комиксов ехидничают и постят мемы, «Фонтанка» подобрала пять графических романов о прошлом, которые полезно прочитать всем. Даже министру.

«Маус»

Святой Грааль для любителей графической литературы. Американский художник Арт Шпигельман посвятил эту 300-страничную историю своему отцу Владиславу Шпигельману, польскому еврею, пережившему Холокост. Хрупких черно-белых мышей-евреев здесь истязают самоуверенные коты-фашисты, а повествование периодически переносится в 1980-е, когда Шпигельман рисовал комикс.

В 1992 году книга стала первым графическим романом, получившим Пулитцеровскую премию. В России выход «Мауса» сопровождался скандалом — в 2015 году его попытались снять с полок книжных магазинов накануне Дня Победы.



Фото: фрагмент комикса

«Фотограф»

В 1986 году французский фоторепортер Дидье Лефевр отправился в Афганистан с гуманитарной миссией «Врачей без границ». Многие из его снимков в результате остались неопубликованными. Спустя двадацать лет художник Эммануэль Гибер предложил Леферву создать по мотивам экспедиции графический роман, где старые фотокарточки сочетались бы с современными рисунками. Так и появился получивший премию французской прессы в области культуры и награждённый престижным ангулемским фестивалем «Фотограф».

Война в Афганистане для соавторов — не просто перестрелки или взрывы. Лефевр и Гибер показывают «бытовую», повседневную сторону конфликта: госпитали, раны, голод, антисанитарию. «Фотограф» — внятное антивоенное высказывание, но кроме того, это ещё и книга об исследовании другой культуры и познании самого себя. Вы только посмотрите на колоритные усатые и бородатые лица местных жителей, их осликов, горные пейзажи — или прочитайте момент, когда Лефер потерялся ночью в холодном ущелье, оказавшись на грани жизни и смерти.

«Босоногий Гэн»

Культовая книга о мальчике, который выжил, — босоногом Гэне из Хиросимы — носит автобиографический характер. Как и его персонаж, японский мангака Кэйдзи Накадзава стал свидетелем атомной бомбардировки 6 августа 1945 года. Но действие охватывает более широкий период — с весны 1945-го, когда Япония стремительно приближается к поражению в войне, до начала 1950-х, когда на глазах у героя разворачивается новая война — на Корейском полуострове. Десятитомный проект Накадзавы не раз экранизировали — и в качестве фильмов, и в качестве сериалов, и в качестве мультиков.

«Персеполис»

Жила-была свободолюбивая девочка Маржан, причём не где-нибудь, а в шахском Иране. В самом нежном возрасте уже протестовала против режима и в защиту гражданских прав иранцев. Шахов свергли, на смену им пришли исламские фундаменталисты, порядки в стране всё больше стали напоминать диктатуру, началась война с Ираком. Марджан уехала учиться за границу и пустилась там во все тяжкие — влюбилась, стала панком, попробовала наркотики. А затем вернулась на родину и снова покинула её — уже навсегда.

Автобиографический комикс теперь уже француженки Маржан Сатрапи стал хитом в Европе, по состоянию на 2018 год было продано больше двух миллионов экземпляров книги. В 2007-м на Каннском фестивале приз получила мутильпликационная экранизация «Персиполиса», созданная Сатрапи совместно с Венсаном Паронно. Но нам, россиянам, комикс, прежде всего, будет интересен тем, неожиданными параллелями между жизнью в Передней Азии и СССР. Те, кто слушал западное радио или пытался достать дефицитные джинсы — или хотя бы знают об этом опыте от родных — поймут.



Фото: boomkniga.ru

«Сурвило»

Книгу о трагической истории Ленинграда в XX веке выпустила в 2019 году петербурженка Ольга Лаврентьева. В основу романа о блокаде и репрессиях легла судьба бабушки автора — 94-летней Валентины Сурвило. Черно-белую книжку художница рисовала полтора года, коробка с эскизами весила 9,5 килограммов, а для большей достоверности Ольга Лаврентьева использовала исторические фотографии и документы из архива ФСБ.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>