В Петербурге выпустят книгу «выскочки-критика», которого не существовало

Как Юрий Буйда обогнал Виктора Пелевина и нокаутировал Владимира Сорокина, чем книга Владимира Войновича похожа на дуэль на клизмах, и за что Лев Толстой мог бы убить издателя Захарова. Петербургское издательство Symposium в начале сентября выпустит «Полное собрание рецензий» С. Гедройца. Под этим псевдонимом в 2000-е скрывался влиятельный литературный критик, писатель и эссеист Самуил Лурье (1942–2015).
В книгу вошли рецензии, которые публиковались в рубрике «Печатный двор» журнала «Звезда», а также в газетах «Петербургский час пик», «Невское время», журнале «ПроЧтение». Это заметки, например, о «Баудолино» Умберто Эко, «Людском клейме» Филипа Рота, «Журавлях и карликах» Леонида Юзефовича, «Ночном дозоре» Сергея Лукьяненко, «Инсайдере» Юлии Латыниной и многих других книгах.

Фото: предоставлено Сергеем Князевым
В сборник также включено короткое эссе критика и библиографа Российской национальной библиотеки Никиты Елисеева, вступительное слово самого Самуила Лурье и интервью 2013 года изданию NewTone. Критик рассказал журналисту Евгении Клейменовой, как решился на литературную мистификацию, чтобы «помолодеть на полвека и употреблять жаргонизмы», и каково это — не считаться с литературными авторитетами и писать рецензии на свои собственные книги.
Ответственным редактором книги выступил Сергей Князев, над проектом работали издатель Александр Кононов, художник Павел Лосев и другие.
Выпускник ЛГУ Самуил Лурье известен, прежде всего, благодаря своим публикациям в журнале «Звезда», где первая работа критика напечатана в 1964 году. В 1960-е Лурье написал роман «Литератор Писарев» (набор был рассыпан, книга впервые вышла лишь во время перестройки), в 1990-е и 2000-е вышли сборники эссе «Толкование судьбы», «Разговоры в пользу мёртвых» и многие другие. По мнению коллег, Лурье был одним из самых смелых интерпретаторов русской литературы и тонким знатоком русского языка, так что его работы убедительно доказывали простой тезис: «Культура возможна». Лурье награждён премиями журналрв «Звезда» и «Нева», премией имени П. А. Вяземского, получил диплом премии Белкина как лучший критик 2011 года. Писатель боролся с онкологическим заболеванием и ушёл из жизни в 2015 году в США.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Самуил Лурье, скрипящий вороньим пером
Куда пойти 30 апреля — 4 мая: блеск ар-деко в Эрмитаже, книжная ярмарка в Севкабель Порту и Фестиваль ледоколов
Новости
- 29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 28 апреля 2025 - Вышел первый трейлер римейка «Простоквашино» от Сарика Андреасяна
- 23 апреля 2025 - В Румянцевском саду по четвергам все лето вечерами будут музыка и танцы
- 23 апреля 2025 - В Петропавловской крепости выстроили из песка блокадную полуторку и паровоз Победы
- 22 апреля 2025 - «Царское Село» после критики добавило Екатерининскому парку бесплатных объектов и льготу
- 22 апреля 2025 - Опубликована программа Ночи музеев — 2025 в Петербурге
Статьи
-
29 апреля 2025, 21:33Концерт как священнодействие — формула большой части выступлений Теодора Курентзиса, и в двух апрельских концертах цикла «Ночные бдения» во временном «Доме Радио» это кредо приблизилось к буквальному воплощению. Атмосфера таинства, поддерживаемая костюмами и движениями; тепло свечей; «пряные» восточные мелизмы у голосов, тончайше выверенных — интонационно и по окраске; отдаленные раскаты грома ударных и незнакомые широкому российскому слушателю музыкальные инструменты и вокальные традиции — за все это публика двух петербургских вечеров, не задумываясь, отдала десятки тысяч рублей, раскупив билеты за пару дней.
-
28 апреля 2025, 10:24В прокат 24 апреля вышла картина выпускницы мастерской Алексея Учителя Ренаты Джало «На этой земле». На фестивале «Маяк» в 2024 году черно-белый фильм получил приз за лучшую операторскую работу. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел кино и выяснил, что будет, если вглядываться в эту бездну.
-
25 апреля 2025, 21:59
-
22 апреля 2025, 14:57
-
21 апреля 2025, 18:17