В Петербурге выпустят книгу «выскочки-критика», которого не существовало
Как Юрий Буйда обогнал Виктора Пелевина и нокаутировал Владимира Сорокина, чем книга Владимира Войновича похожа на дуэль на клизмах, и за что Лев Толстой мог бы убить издателя Захарова. Петербургское издательство Symposium в начале сентября выпустит «Полное собрание рецензий» С. Гедройца. Под этим псевдонимом в 2000-е скрывался влиятельный литературный критик, писатель и эссеист Самуил Лурье (1942–2015).
В книгу вошли рецензии, которые публиковались в рубрике «Печатный двор» журнала «Звезда», а также в газетах «Петербургский час пик», «Невское время», журнале «ПроЧтение». Это заметки, например, о «Баудолино» Умберто Эко, «Людском клейме» Филипа Рота, «Журавлях и карликах» Леонида Юзефовича, «Ночном дозоре» Сергея Лукьяненко, «Инсайдере» Юлии Латыниной и многих других книгах.
Фото: предоставлено Сергеем Князевым
В сборник также включено короткое эссе критика и библиографа Российской национальной библиотеки Никиты Елисеева, вступительное слово самого Самуила Лурье и интервью 2013 года изданию NewTone. Критик рассказал журналисту Евгении Клейменовой, как решился на литературную мистификацию, чтобы «помолодеть на полвека и употреблять жаргонизмы», и каково это — не считаться с литературными авторитетами и писать рецензии на свои собственные книги.
Ответственным редактором книги выступил Сергей Князев, над проектом работали издатель Александр Кононов, художник Павел Лосев и другие.
Выпускник ЛГУ Самуил Лурье известен, прежде всего, благодаря своим публикациям в журнале «Звезда», где первая работа критика напечатана в 1964 году. В 1960-е Лурье написал роман «Литератор Писарев» (набор был рассыпан, книга впервые вышла лишь во время перестройки), в 1990-е и 2000-е вышли сборники эссе «Толкование судьбы», «Разговоры в пользу мёртвых» и многие другие. По мнению коллег, Лурье был одним из самых смелых интерпретаторов русской литературы и тонким знатоком русского языка, так что его работы убедительно доказывали простой тезис: «Культура возможна». Лурье награждён премиями журналрв «Звезда» и «Нева», премией имени П. А. Вяземского, получил диплом премии Белкина как лучший критик 2011 года. Писатель боролся с онкологическим заболеванием и ушёл из жизни в 2015 году в США.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Самуил Лурье, скрипящий вороньим пером
Тест: угадаете ли вы петербургский театр по занавесу?
Новости
- 18 сентября 2024 - Послушайте, как Владимир Кехман поет на афтепати культурного форума
- 17 сентября 2024 - В Минкульте создали новый департамент, он займется укреплением традиционных ценностей в воспитании
- 17 сентября 2024 - На исторической территории «Степана Разина» откроют мультимедийную «Цистерну»
- 17 сентября 2024 - Стало известно название новой книги Виктора Пелевина. «Круть» расскажет о «фем-блатняке» и «курах-заточницах»
- 16 сентября 2024 - «Эмми» назвала лучшие сериалы: самураи поставили рекорд, за ними — кулинар и преследовательница
Статьи
-
16 сентября 2024, 20:48В Царском фойе Александринского театра его новый худрук Никита Кобелев поставил изящный мудрый спектакль, идеально подходящий времени и этому пространству — «Екатерина и Вольтер» по изданной недавно переписке двух исключительных по своему значению и масштабу и умнейших людей своего времени. Главным предметом обсуждения в ней, как выяснилось, была война России с Турцией, случившаяся сразу после эпидемии черной оспы.
-
09 сентября 2024, 19:05