В Петербурге выпустят книгу «выскочки-критика», которого не существовало

Как Юрий Буйда обогнал Виктора Пелевина и нокаутировал Владимира Сорокина, чем книга Владимира Войновича похожа на дуэль на клизмах, и за что Лев Толстой мог бы убить издателя Захарова. Петербургское издательство Symposium в начале сентября выпустит «Полное собрание рецензий» С. Гедройца. Под этим псевдонимом в 2000-е скрывался влиятельный литературный критик, писатель и эссеист Самуил Лурье (1942–2015).
В книгу вошли рецензии, которые публиковались в рубрике «Печатный двор» журнала «Звезда», а также в газетах «Петербургский час пик», «Невское время», журнале «ПроЧтение». Это заметки, например, о «Баудолино» Умберто Эко, «Людском клейме» Филипа Рота, «Журавлях и карликах» Леонида Юзефовича, «Ночном дозоре» Сергея Лукьяненко, «Инсайдере» Юлии Латыниной и многих других книгах.

Фото: предоставлено Сергеем Князевым
В сборник также включено короткое эссе критика и библиографа Российской национальной библиотеки Никиты Елисеева, вступительное слово самого Самуила Лурье и интервью 2013 года изданию NewTone. Критик рассказал журналисту Евгении Клейменовой, как решился на литературную мистификацию, чтобы «помолодеть на полвека и употреблять жаргонизмы», и каково это — не считаться с литературными авторитетами и писать рецензии на свои собственные книги.
Ответственным редактором книги выступил Сергей Князев, над проектом работали издатель Александр Кононов, художник Павел Лосев и другие.
Выпускник ЛГУ Самуил Лурье известен, прежде всего, благодаря своим публикациям в журнале «Звезда», где первая работа критика напечатана в 1964 году. В 1960-е Лурье написал роман «Литератор Писарев» (набор был рассыпан, книга впервые вышла лишь во время перестройки), в 1990-е и 2000-е вышли сборники эссе «Толкование судьбы», «Разговоры в пользу мёртвых» и многие другие. По мнению коллег, Лурье был одним из самых смелых интерпретаторов русской литературы и тонким знатоком русского языка, так что его работы убедительно доказывали простой тезис: «Культура возможна». Лурье награждён премиями журналрв «Звезда» и «Нева», премией имени П. А. Вяземского, получил диплом премии Белкина как лучший критик 2011 года. Писатель боролся с онкологическим заболеванием и ушёл из жизни в 2015 году в США.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Самуил Лурье, скрипящий вороньим пером

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50