
«Человек-Паук. Вдали от дома»: битва с фейками

В прокате — «Человек-паук. Вдали от дома», смелая попытка обновить комиксовую вселенную Marvel, захватить новые территории и научиться говорить о новых и весьма актуальных проблемах.
Marvel ухитрился вытащить максимум выгоды из успеха финальных «Мстителей». Они еще не успели отгреметь в прокате, зрители еще в анабиозе от их развязки — а уже выходит «Человек-паук», сюжет которого пересказать, не раскрывая интриги самого успешного фильма сезона, не получится. После щелчков, прыжков, гибелей и воскрешений (на всякий случай, выражусь обтекаемо: вдруг кто-то только собирается посмотреть «Мстителей») — Питер Паркер пытается вести жизнь обычного школьника. Но получается плохо: из всех супергероев «в деле» остался он один, а угрозы миру не исчезают. К тому же он в ответе за наследие Тони Старка, Железного Человека. Вот и приходится как-то совмещать: и ехать со школой в Европу, и спасать мир от нового злодея.
Дежурный по «Человеку-пауку» Джон Уоттс (он же снял прошлую часть, «Возвращение домой»), с одной стороны, выжимает максимум из «переселения» героя в новые декорации. Супергерои пока в старушке-Европе не отличались — тем новее и ярче выглядят сцены поединков на каналах Венеции, улочках Праги и в лондонском Тауэре. Надо сказать, только во «Вдали», на контрасте, становится окончательно ясно, как же европейский пейзаж тесно связан с другой сагой, бондианой: только агент-007 органично сражается с врагами в переулках и на каналах, среди памятников архитектуры. Человек-паук все-таки здесь инородное тело, и даже в берлинских новостройках смотрится как инопланетянин в хрущевке.
Новые географические точки Marvel захватить, может, и не удалось. Зато в плане сюжета «Вдали» — один из самых остросовременных и актуальных фильмов. И интрига, и визуальное решение строится на одном эффекте: невозможности отличить фейк от истины. Антагонист Человека-паука, Квентин Бек в исполнении Джейка Джилленхола, кажется наивным добряком, а по ходу действия мутирует в коварного злодея. Да и все опасности, с которыми герои сталкиваются — фейк. Герой спасает не мир вообще и не вселенную, а просто своих близких: друзей, одноклассников. И сражается не с угрозой, а со страхом и иллюзиями (справедливости ради, Паркера за этим занятием можно было застать еще десять лет назад — во «Враге в отражении»).
Соответственно, и персонажи тут разговаривают буквально колонками из «Нью-Йоркера»: о том, что этот обман порождает, почему люди готовы фейкам верить. И это тот редкий случай, когда «колоночность» диалогов не слишком вредит действию: актуальность и острота важнее психологизма и подробности.
Даже «никакая» работа Джилленхола, его абсолютная неорганичность в качестве антагониста ничуть не вредит действию и не делает его менее убедительным или, тем более, захватывающим. Перевоплощения героя, его коварство, способность множиться на экране, морочить голову реализуется не через актерское решение роли, а через визуальные трюки — а они тут отличные, голова кругом идет, не хуже чем в «Начале» Нолана. «Вдали» при таком трюкачестве вообще мало что может испортить: Marvel занял беспроигрышную позицию, студия взялась снимать фильм о лжи, обмане, подтасовках, фальшивках, и воспользовалась всеми возможностями, чтобы эту тему реализовать и раскрыть на двести процентов. При этом — что важно — не растеряв зрительского внимания: все, конечно, меняется, но в умении делать кино для всех студии по-прежнему нет равных.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50