От Михаила Боярского до будущей жены Чубайса: тёмная сторона советской «новой волны»

13 июля 2019, 10:01
Версия для печати Версия для печати

14 июля Петербург посетят авторы хита «На заре» — московская нью-вейвовая группа «Альянс». Этой весной коллектив из прошлого вновь проснулся знаменитым: музыканты выпустили первый за 25 лет номерной альбом, а новая версия клипа на легендарную песню за сутки набрала полмиллиона просмотров на YouTube.

В преддверии концерта «Фонтанка» вспоминает других артистов, которые внесли свой, порой специфический вклад в историю перестроечной «новой волны». Их творчество порой напоминает ламповый треш (чего стоит только Михаил Боярский, корчащий рожи на фоне стилизованных под Kraftwerk электронных битов), но и позволяет узнать, что в советском музыкальном подполье, кроме русского рока, существовала и другая сцена. И интерес к ней только начал расти вкупе с набирающими силу ретроманией и ностальгией по восьмидесятым.

Алексей Вишня — значительная фигура советского андеграунда. Выступал с Сергеем Курёхиным, ассистировал «крёстному отцу» ленинградского музыкального подполья звукорежиссёру Андрею Тропилло и организовал в своей квартире студию, где спродюсировал несколько важнейших для эпохи записей. Среди них — пожалуй, лучший альбом «Кино», «Это не любовь». Видео на один из хитов Вишни — песню «Белеющий Лист» — попало в легендарную передачу «600 секунд», которую вёл в том числе и Александр Невзоров.

Ольга Восконьян известна, в первую очередь, как исполнительница песни «Автомобили», клип на которую стал мемом среди любителей советского синтвейва. Музыку написал вокалист московской группы «Биоконструктор» Александр Яковлев, позже ставший мужем певицы. Сейчас Восконьян выступает как клавишница «Биоконструктора», название которого сократилось до лаконичного «Био». 23 июня вышел новый сингл певицы под названием «Пурпурное платье», ожидается и новый альбом.

Спорим, что вы не ожидали увидеть в этой подборке Михаила Боярского? В 1985 году звезда «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров» записал альбом с рок-авангардистом Юрием Чернавским. Автор знакомого многим абсурдистского шлягера «Здравствуй, мальчик Бананан!», ставшего саундтреком к фильму Сергея Соловьёва «Асса», написал для Боярского девять весьма странных не только по советским меркам песен, которые составили пластинку «Лунное кино». Критики отнеслись к альбому доброжелательно, назвав запись «попыткой ухода от существующих штампов в эстрадной музыке». Видео на заглавную песню снималось для вышедшего в 1986-м новогоднего эпизода программы «Утренняя Почта», и если вы до сей поры сомневались в многогранности Михаила Сергеевича, посмотрите этот клип — сомнения исчезнут навсегда.

 

Заводя разговор о группе «Кофе», невозможно снова не упомянуть Алексея Вишню. Именно на его домашней студии была записана одна из мощнейших работ в истории не только советского, но и мирового ньювейва — альбом «Баланс». «Кофе» просуществовали всего три года, успев засветиться на ленинградском телевидении и стать хитмейкерами ленинградских дискотек.

В 2013-м году «Баланс» официально переиздали сразу на двух лейблах — европейском Baran Records Максима Шубского и нижегородским Other Voices. Олега Галая. К сожалению, у группы не сохранилось клипов, так что предлагаем вам посмотреть видео, где песню «Зеро» исполняет актриса Наталья Сорокина, в чьих устах главный хит «Кофе» окончательно обретает сюрреалистическое измерение.



Фото: скриншот видео с youtube

Ленинградскую группу «Дурное Влияние» можно смело назвать самой мрачной из представленных в этой подборке. Вдохновлявшиеся британским постпанком музыканты, в числе которых выступал ушедший из вышеупомянутых «Кофе» гитарист Эдуард Нестеренко, умело создавали атмосферу упадка и обречённости. Это хорошо прослеживается в видео на песню «Сейчас»: снятый в бесхитростных декорациях клип удачно передаёт настроение, характерное для тех минут, когда нами овладевают тревога и сомнения в собственном будущем. Небезынтересный факт: петергофская студия, на которой записывался дебютный альбом «Дурного влияния», называлась «Кости Мрака».

Вообще говоря, свердловская группа «Апрельский Марш» не играла ни постпанк, ни новую волну. Так что нас интересует лишь один эпизод в жизни группы, который, впрочем, и обеспечил им попадание в вечность. В 1990 году артисты выпустили причудливое видео на песню «Сержант Бертран», своего рода музыкальный реверанс некрореализму — и эстетствующим ньювейвовым романтикам а-ля Talk Talk и Japan. Текст песни посвящён сержанту наполеоновской армии, осквернявшему могилы молодых женщин, за это и расстрелянному. Перед смертью он «оставил «трогательную исповедь, наполненную возвышенным слогом в духе Александра Дюма».

Даниил Хармс однажды сказал: «Меня интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла». Латышский музыкант Ингус Баушкениекс определённо был бы с Хармсом на короткой ноге. Видео на песню «Guvernante Diversante» — пример того, как хороший клип можно смастерить буквально из ничего. По всей видимости, из тех же онтологических областей артист извлекал козыри, превратившие видео в произведение абсурдистского искусства.

«Наша группа называется «Тупые». Мы поём о себе. Мы — шутники». Этими словами открывается клип на песню «Русский Ренессанс». Чем только не занимался студент МГУ Дмитрий Голубев: издавал авангардный журнал, руководил так называемым «неадекватным балетом» — и создал одну из самых удивительных перестроечных групп. «Тупые» были панками, но такими, которые разрушали барьеры, ими же сперва и построенные.

В 1989-м вышел единственный полноценный альбом москвичей, получивший название Anesthesia Dolorosa. Песня, клип на которую завершает эту подборку, вошла в саундтрек к комедии Романа Качанова «ДМБ». Некоторое время с «Тупыми» выступала режиссёрка и телеведущая Авдотья Смирнова, впоследствии ставшая женой политика Анатолия Чубайса. Есть она и в этом клипе.

 

 Андрей Переславцев, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>