«Зритель должен сделать выбор». Как вернуть деньги, если Пласидо Доминго обещал и не приехал

27 июня 2019, 18:45
Версия для печати Версия для печати

Оказавшись на спектакле, куда не приехал знаменитый артист, зрители вынуждены выбирать между своей порядочностью и кошельком. «Фонтанка» разобралась в юридических и этических аспектах испорченного культурного отдыха.

В соцсетях не утихает волнение по поводу Пласидо Доминго, чье выступление не состоялось в Петербурге. Легендарный тенор должен был исполнить заглавную партию в опере «Симон Бокканегра» 25 июня, но на новую сцену Мариинского театра не вышел. О том, что итальянского певца заменит солист Мариинского Роман Бурденко, художественный руководитель театра Валерий Гергиев объявил прямо перед началом представления.

Некоторые зрители покинули свои кресла сразу, чтобы сдать билеты. Многие из уважения к артистам решили дождаться антракта или конца спектакля. Компенсации, по информации «Фонтанки», пока не получил никто.

«Гергиев объявил о замене очень достойно. Сказал, что сделает всё, чтобы спектакль прозвучал наилучшим образом, — рассказал нашему изданию зритель Станислав Потапов. — Уходить после этого лично мне показалось невежливо. Я остался на первый акт: и Бурденко, и другие артисты, действительно, выступали великолепно. А в антракте началась настоящая бойня за то, чтобы подать заявление на возврат. Я решил подойти к кассам после представления, но к этому моменту администратор обращения уже не принимала. Около кассы собралось больше двадцати человек, нам удалось получить бланки, а на следующий день я добился встречи с главным администратором. Та сказала, что это общеевропейская практика — там билеты на спектакли тоже никто не возвращает. Но до конца недели над моим вопросом всё-таки обещали подумать».

Потапов купил четыре билета на «Симона Бокканегра» за 70 тысяч рублей и привел в Мариинский «европейских гостей, у которых было желание посмотреть именно на Пласидо». Петербуржец надеется, что ему вернут разницу за представление с участием итальянской звезды и репертуарный спектакль.

Светлана Ибрагимова приобрела два билета по льготной цене в 7 тысяч рублей, и за возвратом не обращалась, потому что потеря была не такой большой, как «у друзей по несчастью». Однако зрительница отмечает, что теперь не сможет посетить другие спектакли. «Этот сезон «Звезд белых ночей» был очень интересен по составу исполнителей как оперы, так и балета. Все желаемые спектакли невозможно посмотреть из-за ограниченности в финансах. Приходилось долго и мучительно выбирать. Увы — выбор оказался печальным!» — прокомментировала она.

В самом Мариинском 26 июня сообщили «Фонтанке», что готовы компенсировать затраты только тем зрителям, что успели подать заявление до конца антракта. В комментарии другим СМИ театр добавил, что ведет переговоры с Пласидо Доминго о выступлении «в ближайшие месяцы», а Валерий Гергиев «посчитал необходимым... лично обратиться с извинениями к зрителям», и поэтому не дал распоряжения вывешивать объявление на сайте театра или у касс. О том, сколько зрителей получат компенсацию, и в каком объеме, в театре 27 июня оперативно ответить не смогли.



Фото: Ralf Roletschek; commons.wikimedia.org

Как пояснила «Фонтанке» адвокат коллегии адвокатов «ДЕ ЛАТА» Яна Корзинина, взаимоотношения зрителей и театров в России регулируются законом «О защите прав потребителей». Его 32-я статья гласит, что «потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ или оказании услуг», а в статье 29 говорится, что гражданин может требовать «соответствующего уменьшения цены выполненной работы или оказанной услуги при обнаружении недостатков».

«Попадая в такую ситуацию, как с оперой «Симон Бокканегра», зритель должен сделать выбор. Либо он сразу же покидает зал, и тогда может претендовать на полный возврат стоимости билета. Либо остаётся: в этом случае после представления можно написать претензию с просьбой компенсировать разницу за отступление от условий договора», — рекомендует Корзинина.

Адвокат замечает, что не каждая площадка добровольно пойдёт навстречу публике — тогда можно обратиться в суд, поэтому не стоит в гневе выбрасывать билеты и чеки за представление. Уже в суде будет решаться, каков будет размер выплат и насколько, грубо говоря, выступление Романа Бурденко дешевле, чем пение Пласидо Доминго.

«У каждого театра существуют свои правила. Пользовательское соглашение Мариинского театра, например, не предполагает, что зрителям возместят расходы в случае замены солистов. Но такие правила по определению имеют меньшую силу, чем закон, потому что являются подзаконным актом», — поясняет Яна Корзинина.

Адвокат Алексей Матекайтис также подчеркивает, что зрителям, оставшимся до конца «Симона Бокканегра», должны компенсировать отсутствие итальянского певца: «Дело в информировании потребителей. Театр, наверняка, узнал об отмене не за час до выступления — Пласидо Доминго должен был приехать в Петербург 24 июня или утром 25 числа. Но Мариинский театр не воспользовался возможностью заранее сообщить об этом публике». Матекайтис считает, что недовольные могут написать не только иск в суд, но и – если их заявление о возврате отказывались принимать – обратиться в прокуратуру или Роспотребнадзор.

Внутри театрального сообщества новость о не приехавшем Доминго также вызвала немало обсуждений — и осуждения. «Театр поступил неблагородно по отношению к зрителям. Публика имеет право знать до начала спектакля, что ключевой исполнитель не выйдет на сцену. Объявлять, предупреждать раньше об этом надо как можно раньше», — поделился с «Фонтанкой» на условиях анонимности один из директоров петербургских театров.

Другой театральный менеджер отмечает, что похожие ситуации происходят нередко, но в силах самого учреждения «разработать меры, чтобы зритель не чувствовал себя обиженным».

«Сорвалось представление с участием звезды — но вот вам сертификат на два посещения спектаклей в течение сезона, а вот шампанское в буфете в подарок от заведения. Понятно, что Пласидо Доминго — немолодой артист, и он может прервать выступление, даже находясь на сцене. Но тут необходимо включать искусство лавирования, диалога, проявить лояльность к своей аудитории. В данном случае её проявлено не было, и в последнее время это становится фирменным стилем Мариинского театра». 

Так, ещё 10 июня в соцсетях обсуждали представленную в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» оперу «Тоска»: зрители в последний момент узнали, что вместо Валерия Гергиева за дирижерским пультом будет стоять его американский коллега Кристиан Кнапп.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>