Александра Стреляная, режиссер фильма «Порт»: «Пусть кино снимают все кому не лень»

03 июня 2019, 12:23
Версия для печати Версия для печати

В Чите завершился Забайкальский международный кинофестиваль-2019. От Петербурга в нём приняла участие режиссёр Александра Стреляная. Создательница «Суходола» и «Моря» представила новый фильм «Порт» — драму о любви и подпольных боях. Стреляная рассказала «Фонтанке» о музыкантах группы Little Big, утрате Андрея Панина и культурных контрастах Сибири.

— «Море», «Невод», теперь «Порт». В ваших фильмах очень четко прослеживается тема воды, рыбы, рыбного промысла — почему?

— Готовлюсь к большой истории, связанной с мореходством. Набираюсь сил. Мне нужно кое-что преодолеть. А еще я люблю простые слова, обкатанные временем. Каждый может представить что-то свое.

— Что лично для вас значат кинофестивали? Формальность ради галочки или возможность показать свой фильм профессионалам? Или что-то еще, что неочевидно человеку вне индустрии?

— Не могу сказать, что я однозначно хорошо себя чувствую на фестивалях, потому что, не в последнюю очередь, это гонка амбиций. Непростые эмоции очень разных людей, которые куда-то шли, к чему-то пришли, и теперь профессиональное сообщество ставит им оценку. Даже если мою работу отмечают призом, мне не избавиться от некоторой двойственности момента. Я и школу-то в детстве сильно недолюбливала — любая система с оценками по какой-либо шкале меня смущает. Но чаще всего радость от диалога с коллегами и зрителями уравновешивает эту сложность. Сейчас я на фестивале в Чите (интервью прошло 1 июня — Прим.Ред.), а через неделю покажем «Порт» в Милане. Конечно, фестивали открывают мир.

— Чем для вас оказался примечателен Забайкальский фестиваль?

— Забайкальский фестиваль в Чите особенный. Исторически так вышло, в этой области сильные культурные контрасты. Старообрядцы, казаки, потомки ссыльных, буряты, гураны. Здесь и православная церковь, и буддийский дацан.

Конечно, фестиваль интересен в контексте сложившихся культурных связей. Картину хорошо приняли, но я здорово волновалась. Сибиряки — народ разборчивый, за словом в карман не полезут. Все подмечают.

У меня душевное отношение к Транссибу в целом. Последовательно вглядываюсь в особенности каждого города на пути этой магистрали. Наша история в ближайшем будет осмысливаться нами через призму того, что и как будет происходить в Сибири. Это точно.

— В фильме «Порт» снялись Антон Лиссов и Сергей Макаров — участники Little Big, одной из самых популярных групп России на данный момент. Как это получилось? Насколько велики их роли?

— Антон и Сережа отвечают за харизму подпольного клуба в порту. Делают это молча и весомо. Их портреты незаменимы. А получилось так — я рассказала им о своем замысле, и они поддержали на самом первом этапе, когда мы только снимали тизер, чтобы защитить проект в Минкульте.

Мы же в городе одном живем, одним воздухом дышим. Я рада, что совпали наши графики и желания. Это очень надежные парни. Чувствуют стиль в деталях.



Фото: из личного архива режиссёра

— Как вы выбираете актеров для фильмов? Что для вас важно и первостепенно, помимо очевидных качеств, вроде умения играть и внешнего сходства с персонажем?

— В кино, и в правду, сильна визуальная составляющая, мы часто стартуем от верного типажа, но в конечном итоге больше всего надеемся на душу человека. Каждый актер — живая лаборатория эмоций. Это супер! Ценю актерское предложение. Если человек на своем месте, это всегда в точку.

— С кем из современных отечественных актеров, режиссеров, музыкантов вы бы согласились поработать, не раздумывая?

— Много таких людей! Все зависит от замысла. В следующий  фильм мы пригласили Ингеборгу Дапкунайте, и я очень рада, что она согласилась. Если история готовится драйвовая, как Hard Rock, в ней важен персонаж, легкий душой. Легкость — это талант, которого если нет, то и занять негде. Редкий дар.

— А из ушедших актеров?

— Мне не смириться с утратой Андрея Панина. Мы не успели осуществить задуманное вместе. Это сидит занозой и не лечится светлой памятью.

— В «Суходоле» в образе «просто мужика» появился Олег Гаркуша, в фильме «Порт» зрители увидят Алексея Гуськова. Можете объяснить, почему именно они?

— Кроме Олега, даже никого не рассматривали на роль. Мы все знаем его пластическую манеру на сцене. А я где-то увидела, как он молчит. Просто слушает. Как-то сразу пришло понимание, что он классно сделает такого странного персонажа, как бунинский Юшка. Мистический герой, приходящий из грозы, и уходящий в туман, жуткий и обаятельный, как все языческие наговоры русских дорог. Надо быть немного юродивым, чтобы делать такое в кадре. В «Порт» мы пригласили Алексея Гуськова. Роль немногословная, отчасти брутальная и сердечная. Эта идея пришла одновременно и мне, и продюсеру Александру Котелевскому.

— Очень часто отечественное кино пытается конкурировать с западным и получается, мягко говоря, не очень. Я говорю о попытках переложить голливудские приемы или сюжеты в плоскость российских реалий.

— Такой исторический момент переживаем. Самый простой ход для бизнеса — копировать формулы. Но да, не всегда удачно.

В кино множество заимствований на всех уровнях, это происходит осознанно и бессознательно много раз на каждом витке спирали, между культурами разных стран и поколениями. Например, и европейское, и американское кино без конца посылает приветы лучшим образцам нашей советской классики. Это увлекательный анализ. Не думаю, что мы в тупике. Все идет своим чередом.

— В одном из интервью вы сказали, что любите путешествовать и увиденное в странствиях помогает вам в написании сценариев. Назовите одно или несколько самых необычных мест, где вас посещала идея, которая потом использовалась в каком-либо вашем фильме.

— У меня мания дороги. У кочевника и оседлого разные отношения с горизонтом. Первое мне ближе. Видела много, в кино отразилась малая часть. Если говорить о конкретных местах, то Белое море, средняя полоса России и родной город (Стреляная родилась в Санкт-Петербурге — Прим.Ред.). Надеюсь, эта география расширится.

— Делать кино — то, что может любой, или этому все же стоит учиться? Как вы относитесь к тому, что в кино порой лезут КВНщики, блогеры, рэперы и прочие хоть и творческие люди, но прямого отношения к кино не имеющие? 

— Да здорово! Пусть снимают все кому не лень. Движение — жизнь. Время все расставит по своим местам. Надо наблюдать! Это интересно.

— Последний фильм, который вы посмотрели и подумали: «Черт, как жаль, что это сняла не я! Это же гениально!»

— Ну уж нет! Я гордячка. Не признаюсь.

Беседовал Алексей Нимандов, «Фонтанка.ру»

 

От балета на плечах до спектакля с художником Тарантино. Как петербуржцев удивляет Китай

Этой осенью в Петербурге — бум представлений из Китая: одна за другой приезжают на гастроли труппы из разных мегаполисов восточной страны. Тот редкий случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло: российский зритель, долгое время относившийся к искусству Поднебесной со снобизмом, теперь открывает для себя головокружительную технику артистов. А они с избытком демонстрируют то, что он так любит: умение удивлять. «Фонтанка» разбиралась, как Китай меняет гастрольную афишу города.

Статьи

>