Александра Стреляная, режиссер фильма «Порт»: «Пусть кино снимают все кому не лень»

03 июня 2019, 12:23
Версия для печати Версия для печати

В Чите завершился Забайкальский международный кинофестиваль-2019. От Петербурга в нём приняла участие режиссёр Александра Стреляная. Создательница «Суходола» и «Моря» представила новый фильм «Порт» — драму о любви и подпольных боях. Стреляная рассказала «Фонтанке» о музыкантах группы Little Big, утрате Андрея Панина и культурных контрастах Сибири.

— «Море», «Невод», теперь «Порт». В ваших фильмах очень четко прослеживается тема воды, рыбы, рыбного промысла — почему?

— Готовлюсь к большой истории, связанной с мореходством. Набираюсь сил. Мне нужно кое-что преодолеть. А еще я люблю простые слова, обкатанные временем. Каждый может представить что-то свое.

— Что лично для вас значат кинофестивали? Формальность ради галочки или возможность показать свой фильм профессионалам? Или что-то еще, что неочевидно человеку вне индустрии?

— Не могу сказать, что я однозначно хорошо себя чувствую на фестивалях, потому что, не в последнюю очередь, это гонка амбиций. Непростые эмоции очень разных людей, которые куда-то шли, к чему-то пришли, и теперь профессиональное сообщество ставит им оценку. Даже если мою работу отмечают призом, мне не избавиться от некоторой двойственности момента. Я и школу-то в детстве сильно недолюбливала — любая система с оценками по какой-либо шкале меня смущает. Но чаще всего радость от диалога с коллегами и зрителями уравновешивает эту сложность. Сейчас я на фестивале в Чите (интервью прошло 1 июня — Прим.Ред.), а через неделю покажем «Порт» в Милане. Конечно, фестивали открывают мир.

— Чем для вас оказался примечателен Забайкальский фестиваль?

— Забайкальский фестиваль в Чите особенный. Исторически так вышло, в этой области сильные культурные контрасты. Старообрядцы, казаки, потомки ссыльных, буряты, гураны. Здесь и православная церковь, и буддийский дацан.

Конечно, фестиваль интересен в контексте сложившихся культурных связей. Картину хорошо приняли, но я здорово волновалась. Сибиряки — народ разборчивый, за словом в карман не полезут. Все подмечают.

У меня душевное отношение к Транссибу в целом. Последовательно вглядываюсь в особенности каждого города на пути этой магистрали. Наша история в ближайшем будет осмысливаться нами через призму того, что и как будет происходить в Сибири. Это точно.

— В фильме «Порт» снялись Антон Лиссов и Сергей Макаров — участники Little Big, одной из самых популярных групп России на данный момент. Как это получилось? Насколько велики их роли?

— Антон и Сережа отвечают за харизму подпольного клуба в порту. Делают это молча и весомо. Их портреты незаменимы. А получилось так — я рассказала им о своем замысле, и они поддержали на самом первом этапе, когда мы только снимали тизер, чтобы защитить проект в Минкульте.

Мы же в городе одном живем, одним воздухом дышим. Я рада, что совпали наши графики и желания. Это очень надежные парни. Чувствуют стиль в деталях.



Фото: из личного архива режиссёра

— Как вы выбираете актеров для фильмов? Что для вас важно и первостепенно, помимо очевидных качеств, вроде умения играть и внешнего сходства с персонажем?

— В кино, и в правду, сильна визуальная составляющая, мы часто стартуем от верного типажа, но в конечном итоге больше всего надеемся на душу человека. Каждый актер — живая лаборатория эмоций. Это супер! Ценю актерское предложение. Если человек на своем месте, это всегда в точку.

— С кем из современных отечественных актеров, режиссеров, музыкантов вы бы согласились поработать, не раздумывая?

— Много таких людей! Все зависит от замысла. В следующий  фильм мы пригласили Ингеборгу Дапкунайте, и я очень рада, что она согласилась. Если история готовится драйвовая, как Hard Rock, в ней важен персонаж, легкий душой. Легкость — это талант, которого если нет, то и занять негде. Редкий дар.

— А из ушедших актеров?

— Мне не смириться с утратой Андрея Панина. Мы не успели осуществить задуманное вместе. Это сидит занозой и не лечится светлой памятью.

— В «Суходоле» в образе «просто мужика» появился Олег Гаркуша, в фильме «Порт» зрители увидят Алексея Гуськова. Можете объяснить, почему именно они?

— Кроме Олега, даже никого не рассматривали на роль. Мы все знаем его пластическую манеру на сцене. А я где-то увидела, как он молчит. Просто слушает. Как-то сразу пришло понимание, что он классно сделает такого странного персонажа, как бунинский Юшка. Мистический герой, приходящий из грозы, и уходящий в туман, жуткий и обаятельный, как все языческие наговоры русских дорог. Надо быть немного юродивым, чтобы делать такое в кадре. В «Порт» мы пригласили Алексея Гуськова. Роль немногословная, отчасти брутальная и сердечная. Эта идея пришла одновременно и мне, и продюсеру Александру Котелевскому.

— Очень часто отечественное кино пытается конкурировать с западным и получается, мягко говоря, не очень. Я говорю о попытках переложить голливудские приемы или сюжеты в плоскость российских реалий.

— Такой исторический момент переживаем. Самый простой ход для бизнеса — копировать формулы. Но да, не всегда удачно.

В кино множество заимствований на всех уровнях, это происходит осознанно и бессознательно много раз на каждом витке спирали, между культурами разных стран и поколениями. Например, и европейское, и американское кино без конца посылает приветы лучшим образцам нашей советской классики. Это увлекательный анализ. Не думаю, что мы в тупике. Все идет своим чередом.

— В одном из интервью вы сказали, что любите путешествовать и увиденное в странствиях помогает вам в написании сценариев. Назовите одно или несколько самых необычных мест, где вас посещала идея, которая потом использовалась в каком-либо вашем фильме.

— У меня мания дороги. У кочевника и оседлого разные отношения с горизонтом. Первое мне ближе. Видела много, в кино отразилась малая часть. Если говорить о конкретных местах, то Белое море, средняя полоса России и родной город (Стреляная родилась в Санкт-Петербурге — Прим.Ред.). Надеюсь, эта география расширится.

— Делать кино — то, что может любой, или этому все же стоит учиться? Как вы относитесь к тому, что в кино порой лезут КВНщики, блогеры, рэперы и прочие хоть и творческие люди, но прямого отношения к кино не имеющие? 

— Да здорово! Пусть снимают все кому не лень. Движение — жизнь. Время все расставит по своим местам. Надо наблюдать! Это интересно.

— Последний фильм, который вы посмотрели и подумали: «Черт, как жаль, что это сняла не я! Это же гениально!»

— Ну уж нет! Я гордячка. Не признаюсь.

Беседовал Алексей Нимандов, «Фонтанка.ру»

 

Новая музыка марта: эмбиент Брайана Ино, техно-рэп Аигел, лиричная Арбенина, простой Леонид Федоров и не только

С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».

Статьи

>