‘ото: spbu.ru

Ђ–ешение стать директором € прин€л за суткиї. ѕисатель јствацатуров Ч о том, как возглавил музей Ќабокова, и что его ждет

27 апрел€ 2019, 12:58
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—анкт-ѕетербургский государственный университет удивил в п€тницу вечером, назначив јндре€ јствацатурова директором музе€ Ќабокова. ƒл€ попул€рного прозаика, лектора и литературоведа это будет первым опытом управлени€ музеем. »нтриги добавл€ет то, что набоковедение не входит в основную сферу научных интересов јствацатурова. «‘онтанка» расспросила филолога, почему он рискнул встать во главе учреждени€, которое уже больше мес€ца сотр€сают скандалы, и какие перемены теперь ждут институцию.

ћы также поговорили с “ать€ной ѕономаревой, управл€вшей музеем с 2002 года, и членами  оординационного совета по спасению дома и музе€ ¬ладимира Ќабокова, созданного на дн€х в ѕетербурге.

— јндрей јлексеевич, вы — авторитетный филолог, но совсем не набоковед. » вдруг возглавили музей Ќабокова. ¬идите ли вы здесь какое-то противоречие?

— ќсобенного противоречи€ € здесь не вижу. я строго говор€, не могу назвать себ€ набоковедом, но Ќабоков входит в сферу моих интересов. я занималс€ английской и американской литературой, а Ќабоков повли€л на нее. Ѕез изучени€ Ќабокова невозможно изучать, скажем, “омаса ѕинчона, ƒжона Ѕарта или творчество јйрис ћердок.

— ѕочему вы решили зан€ть этот пост?

— ћне кажетс€, что набоковский музей — довольно интересный ресурс, у него большой потенциал, здесь можно аккумулировать все существующие в университете исследовани€ и стратегии изучени€ Ќабокова. —ейчас в —ѕб√” создаетс€ ÷ентр по изучению Ќабокова, и мне представл€етс€, что можно соединить научный потенциал университета с ресурсом музейной коллекции. ” нас есть, действительно, интересные ученые, которые пишут о Ќабокове, у нас каждый год защищают магистерские диссертации и дипломы, посв€щенные Ќабокову. —оздать зону диалога музе€ и исследовательской мысли мне кажетс€ очень важным.

ћузей Ќабокова, как мне кажетс€, должен стать центром прит€жени€ русской литературы, потому что вс€ современна€ русска€ литература также испытала вли€ние Ќабокова — косвенно и € его испытал. “ут возможны переклички с современностью. ћне бы хотелось, чтобы музей стал площадкой дл€ дискуссий, семинаров о прозе русского зарубежь€ и современной русской прозе.

—  ого из современных русских писателей вы бы пригласили?

— ѕавла  русанова, ¬адима Ћевентал€, јндре€ »ванова, — этот замечательный писатель русского зарубежь€ живет в Ёстонии и много размышл€ет о Ќабокове — ћихаила ≈лизарова, ¬алери€ ѕопова, јлександра —негирева, √узель яхину, јлису √аниеву, и, конечно, ≈вгени€ ¬одолазкина. ” нас писателей достаточно много, может быть, мы организуем семинар или писательские встречи. ћне кажетс€, музей должен быть открыт современности, чтобы он не был совсем уж музеем.

— ¬ы говорите о сопр€жении исследовательской мысли и общественной жизни. ¬ы считаете, что этого раньше не было в музее Ќабокова?

— ћне кажетс€, все-таки не было. Ќасколько мне известно, какие-то большие меропри€ти€ в музее не проходили. —корее, проходили более локальные конференции. “ут все-таки нужен какой-то иной масштаб, может быть, даже международный — нужно проводить масштабные набоковские встречи с привлечением наших коллег из-за рубежа.

—  ого из зарубежных коллег?

— я бы с удовольствием пригласил јлександра ƒолинина — да и многих других.

— Ќо музей ежегодно собирал международные конференции, куда приезжал, например, писатель и профессор Ѕостонского  олледжа ћаксим Ўраер, другие исследователи из —Ўј, „ехии, √ермании, ‘ранции, японии. » св€зи “ать€ны ѕономаревой, руководившей музеем с 2002 года, очень сложно чем-то подменить.

— ѕосмотрим. я только начинаю свою де€тельность и, может быть, будем использовать этот опыт. “ать€на ѕономарева будет работать со мной, € надеюсь, мы станем очень конструктивно взаимодействовать.

— ¬ какой должности останетс€ “ать€на ѕономарева, и обсуждали ли вы с ней свое назначение?

— ѕономарева, мне кажетс€, останетс€ в той должности, в которой была — она завотделом «ћузей ¬ладимира Ќабокова» (управлени€ экспозиций и коллекций —ѕб√” — ѕрим.–ед.). я сегодн€ (26 апрел€ — ѕрим.–ед.) встречалс€ с сотрудниками музе€ — это пока была така€ мимолетна€ встреча. — ѕономаревой мы, конечно, встречались и разговаривали, и она высказала мне какие-то пожелани€ по поводу развити€ музе€. Ќапример, говорила о необходимость привлечени€ сотрудников-набоковедов. я ответил: «≈стественно, да». Ќо, конечно, это будет зависеть от ресурсов —ѕб√”.

— ѕономарева в день вашего назначени€ о нем узнала или все-таки раньше?

— Ётого € не знаю, но мне предложение поступило 24 апрел€.

— » вы за сутки согласились?

— Ќекоторое врем€ €, действительно, обдумывал.

— ¬ —ѕб√” мне неформально сказали, что ваша кандидатура уже давно обсуждалась.

— ¬идимо, это где-то обсуждалось. ћне делали какие-то намеки на эту тему, но когда тебе напр€мую предлагают прин€ть решение — это другое.

—  ак вы дл€ себ€ сформулировали ответ на вопрос: «ѕочему € готов к такой работе?»

— я, может быть, така€ фигура, — привлекающа€ к себе внимание. ” мен€ большое количество св€зей, знакомств, € мог бы активизировать жизнь музе€. Ќаверное, у мен€ есть опыт административной работы, € ученый с некоторым именем. ѕолагаю, об этом же думало и руководство —ѕб√”. Ќо вообще мне надо сначала войти в курс дел, и потом € уже пойму, насколько € соответствую этой должности.

—  ак проходила перва€ встреча с коллективом музе€? „увствовалась ли напр€женность?

— я познакомилс€ с несколькими работниками, и мы очень хорошо побеседовали. Ќо поближе с ними пообщаюсь уже в понедельник. „естно говор€, напр€женности не чувствовалось. ’от€ €, конечно, читал эти (критические — ѕрим.–ед.) газетные материалы, касающиес€ набоковского музе€.

лестница в доме Ќабокова (Ѕольша€ ћорска€ ул., 47)
лестница в доме Ќабокова (Ѕольша€ ћорска€ ул., 47)

‘ото: јнастаси€ —трельникова, специально дл€ "‘онтанки.ру"

— ќдна из ваших задач — прин€ть коллекцию личных вещей ¬ладимира Ќабокова, котора€ сейчас находитс€ в швейцарском ћонтре и не попадет в –оссию, пока ситуаци€ в музее не изменитс€. „то вы намерены предприн€ть?

— “ут трудно сказать, потому что € не уполномочен принимать какие-то решени€. ƒокументы о моем назначении только подписываютс€. Ќасколько мне известно, эта коллекци€ будет передана ћинкульту, и он будет ею каким-то образом распор€жатьс€. я знаю, что существует набоковский архив, что сын писател€ передал эти вещи американскому фонду с условием, чтобы они были затем переданы дому Ќабокова. Ётот вопрос должен решать министр.

— Ќужно еще решить проблему со зданием музе€, которое сейчас наполовину принадлежит детской школе искусств имени Ѕортн€нского. “ам ведетс€ ремонт, и это не устраивает американских распор€дителей наследства Ќабокова.

— Ќасколько € знаю, университету принадлежит только первый этаж, а подвал, второй и третий этаж принадлежат школе искусств. ќна дислоцируетс€ в нескольких местах в ѕетербурге. Ётот вопрос должны решать администраци€ школы, јдмиралтейского района и университета, но желательно, конечно, чтобы все здание принадлежало набоковскому музею.

— јндрей јлексеевич, поставлю вопрос ребром. ¬ы же понимаете, что, став директором, идете на конфликт с литературным сообществом? ¬округ музе€ уже сложилась группа творческой интеллигенции, котора€ поддерживает “ать€ну ѕономареву и вр€д ли с восторгом примет ваше назначение.

— ¬о-первых, € читал публикации в —ћ», и они весьма неточны. “о, что € увидел в « омсомольской правде», мен€ несколько удивило — там все перепутано. √оворитс€, что в здании ведетс€ разрушительный ремонт, и подразумеваетс€, что его ведет университет. „то действительности не соответствует, потому что этот ремонт ведут администраци€ јдмиралтейского района и музыкальна€ школа, и этот ремонт началс€ без ведома —ѕб√”. ¬о-вторых, € тоже принадлежу к творческой интеллигенции и даже занимаю в ней не последнее место. —ейчас по€вились публикации в «“ј——е» и « оммерсанте», которые разъ€сн€ют ситуацию. я почти уверен, что большинство людей, которые вход€т в  оординационный совет по спасению музе€, измен€т свою позицию.

—  онфликта не будет?

— »нтеллигенци€ очень любит обиженных. Ќа том мы, собственно говор€, и стоим. Ќо нужно, во-первых, разобратьс€, во-вторых, трезво начать взаимодействовать. Ќеобходимо, чтобы музей взаимодействовал с —ѕб√”, чтобы они вместе взаимодействовали с ћинкультом. «ачем поднимать какой-то непон€тный мне скандал, когда можно просто начать работу? Ќапример, по описанию коллекции. ≈е должен был вести музей, но, насколько € понимаю, она велась абсолютно неудовлетворительно.

—  акие научные силы вы хотите привлечь в музей?

— ¬ ѕетербурге есть много людей, которых бы € хотел видеть. ” нас есть хороший специалист, автор книги о Ќабокове Ќиколай  арпов. ƒоктор наук, профессор јлександр ќлегович Ѕольшев писал о Ќабокове довольно интересные психоаналитические статьи. ‘едор Ќикитич ƒвин€тин опубликовал несколько статей, которые обозначили прорыв в исследовании интертекстуальности Ќабокова. ≈сть ¬алерий “имофеев, который Ќабоковым занимаетс€ с конца 1980-х.

— ѕри всем уважении к  арпову, одна книга о Ќабокове — это пока не все же не уровень, например, покойного Ѕориса јверина или того же јлександра ƒолинина. ƒа и у ƒвин€тина с Ѕольшевым набоковедение — не основна€ сфера научных интересов.

— ” всех перечисленных людей — разные интересы. я тоже писал о —элинджере, и посв€тил ему три статьи, а есть люди, которые писали о нем всю жизнь. Ќачнем работать — увидим.

— ѕонедельник — ваш первый рабочий день на новом месте. ¬ы придете в музей — и чем займетесь?

— я приду знакомитьс€ с коллективом, документацией. —оберу коллег, чтобы они рассказали мне о своих проблемах.

— “о есть вы себ€ видите в этой ситуации посредником между различными участниками процесса?

— я бы не сказал так. я, скорее, вижу себ€ посредником между музеем и общественностью.

— Ќе боитесь, что бюрократи€ на новой работе заест?

— «наете, € кафедрой сейчас заведую и вообще ничего не боюсь.

«а комментарием мы также обратились к “ать€не ѕономаревой, но также подробно побеседовать с «‘онтанкой» она не смогла, напомнив, что сотрудники университета не имеют права общатьс€ со —ћ» без согласовани€ с пресс-службой. »з слов “ать€ны ѕономаревой «‘онтанка» пон€ла, что в п€тницу ее пригласили на совещание у первого проректора университета. «десь јндре€ јствацатурова главе музе€ представили как нового заместител€ начальника управлени€ экспозиций и коллекций —ѕб√”. “олько вечером из публикаций в прессе “ать€на ѕономарева узнала, что јствацатуров получил должность директора.

— я не знаю, уволена € или нет? »ли € второй директор? ѕока никаких звонков, писем по этом поводу не поступало, — отметила ѕономарева.

Ќа вопрос о том, как сама набоковед оценит перспективы коллеги на посту директора, она ответила, что «никогда с ним р€дом не работала, не преподавала у него», но знает, «что он считаетс€ сильным филологом, его лекции попул€рны у студентов».

—  онечно, странно, что он јндрей јлексеевич не позвонил или не написал мне после этого совещани€ — ведь контакт с ним есть, хот€ мы никогда близко не общались и не сотрудничали. Ќо дадим ему врем€. Ќе будем делать скоропалительных выводов. я всегда стараюсь видеть в люд€х хорошее, — отметила “ать€на ѕономарева. — ¬озможно, дл€ него это тоже было неожиданным.

„то же планов развити€ музе€, то “ать€на ѕономарева подчеркнула, что «это не целина, где все надо начинать с нул€»:

— ћузей много сделал со своими небольшим штатом, нас знают во всем мире как научный центр: мы проводили конференции, нам удалось издать два сборника, и дл€ третьего есть уже материалы. ћы организовывали сотни художественных выставок, вели литературные и музыкальные программы. ƒругое дело, что в последние годы была создана очень т€жела€ обстановка работы, у сотрудников снизились зарплаты, а затем их ставки сократили, и продолжать все это стало фактически невозможным.

— ≈сть ли у вас понимание, как вы проведете понедельник, когда јствацатуров первый день проведет в музее? — спросила «‘онтанка».

— Ќе могу сказать. ¬се это слишком неожиданно, — ответила “ать€на ѕономарева.

ј вот как кандидатуру јндре€ јствацатурова оценили участники координационного совета, созданного 23 апрел€ дл€ поддержки музе€.

ћари€ ¬иролайнен, заведующа€ отделом пушкиноведени€ »нститута русской литературы (ѕушкинский дом) –јЌ:

«ќтвет надо начать с того, как € оцениваю “ать€ну ќлеговну ѕономареву. ј она — человек, который прекрасно знает фонды, разбираетс€ в творчестве и биографии Ќабокова, имеет большой опыт музейной работы, знает набоковедов со всего мира. “ать€на ќлеговна, с моей точки зрени€, должна оставатьс€ на своем месте. —мысл назначени€ јствацатурова € пока не очень понимаю — тут нужно разобратьс€, как мысл€тс€ его компетенции. јствацатуров — прекрасный лектор, хороший филолог. ћожет быть, € близко не знаю его биографию, но он никогда не занималс€ музейным делом и специально не занималс€ Ќабоковым.  ого-то назначать руководить ѕономаревой € не вижу смысла».

јндрей јрьев, соредактор журнала ««везда»:

«јствацатуров очень культурный, приличный человек. », € думаю, что он понимает, в каком он положении находитс€, и что смещать “ать€ну, котора€ бог знает сколько лет проработала и собрала бесценную коллекцию музе€, — нельз€. јствацатуров — не набоковед, но интеллигент и прекрасно знает, кто такой Ќабоков, и очень хорошо разбираетс€ в двадцатом веке. я надеюсь, его назначение будет даже к укреплению музе€. Ќо только в случае, если “ать€на ѕономарева останетс€ на своем месте».

Ќатали€ —околовска€, писатель и редактор:

«Ёто ловкий, но не вполне законный с точки зрени€ трудового законодательства ход. ≈сли б не это обсто€тельство и не бессовестное отношение руководства —ѕб√” к “ать€не ќлеговне ѕономаревой, котора€ фактически создала музей в его насто€щем виде, это назначение можно было бы признать даже умным. јндрей јствацатуров — известный писатель, известный филолог, и, что дл€ данной истории немаловажно, — он из замечательной семьи давно и прочно включенной в культуру ѕетербурга. Ўум, подн€тый общественностью вокруг катастрофической ситуации с музеем Ќабокова, заставил руководство университета действовать. Ќо главный шаг должен быть другим: экспонаты музе€ и сам ƒом-музей Ќабокова должны принадлежать ѕетербургу. » не только потому, что руководство университета довело ситуацию до почти международного скандала. ј потому, что ƒом-музей — все здание семьи Ќабоковых — национальное досто€ние. ќно должно принадлежать городу».

ћарина —мирнова, руководитель фонда «∆ива€ классика»:

«јндрей јствацатуров никогда не занималс€ творчеством Ќабокова и никогда не руководил ни одним музеем. “ать€на ѕономарева во многом создавала этот музей, она три тыс€чи экспонатов собрала за п€тнадцать лет. ¬от так ”ниверситет к люд€м относитс€.

ќбъ€влено, что “ать€на ќлеговна сохранит свою должность заведующей филиалом «ћузей ¬.¬. Ќабокова», а јндрей јствацатуров станет новым директором. Ќо каким образом эта ставка директора по€вилась так быстро? ќн ее из кармана достали? » вообще что значит это «сохранит свою должность»? “ут игра слов: она сохранила свою должность, но руководить музеем стал другой?

Ќазначение јствацатурова ничего кардинально в судьбе музе€ не мен€ет и не св€зано со стратегией развити€ музе€. ќн, безусловно, фигура, но его по€вление в музее — лишь ответ на возмущение —ћ» по поводу бездействи€ в дни юбиле€. ѕиар-ход, отмашка. ¬ университете надеютс€, что под им€ јствацатурова передадут наследство Ќабокова. Ќо вр€д ли это случитс€».

Ѕеседовала ≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

„ем зан€тьс€ 10-12 июл€: ЂЋенинградї, Ђживыеї гала балета в ћариинском, спектакль о сексе будущего, панк-макраме

¬ыходные не сказать, чтоб насыщенные Ц зато открыли парки и часть музеев. Ќо если активный отдых вы понимаете не как собственную активность, а как энергичность шоу, которое смотрите Ч с этим пока дела обсто€т лучше в онлайне. ћы подобрали дес€точку вариантов.

—татьи

>