‘ото: јндрей —ухинин; предоставлено Ѕ“ 

√лавный режиссЄр Ѕ“  Ч об арестованном директоре: Ђ алинин может просто не выйти из —»«ќ живымї

25 апрел€ 2019, 10:47
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ƒиректор Ѕольшого театра кукол јлександр  алинин уже неделю находитс€ в —»«ќ по обвинению в получении особо крупной вз€тки. Ѕ“  ведЄт сбор подписей, чтобы перенЄсшего инфаркт директора отпустили под домашний арест.

√лавный режиссЄр Ѕ“  — лауреат ««олотой маски» –услан  удашов — рассказал «‘онтанке», как вместе с  алининым построил один из самых современных театров в ѕетербурге, какие параллели возникают с делом  ирилла —еребренникова, и почему режиссЄр уволитс€, если директору не измен€т меру пресечени€.

— –оссийское законодательство о культуре устроено так, что ни один театр не может его соблюдать. ѕравила нарушают все, и «‘онтанка» уже не раз писала об этом. ” вас есть понимание, почему под прицел попал именно Ѕ“ ?

— я могу только догадыватьс€. “еатр в последние п€тнадцать лет жил активной жизнью, он полностью изменилс€ и пытаетс€ быть современным. ћы независимо двигаемс€ туда, куда хотим, и, может быть, это кого-то не устраивает. ¬озможно, шум вокруг такого дела кому-то коммерчески выгоден. Ћибо это очередной сигнал дл€ театральной общественности. ѕока € тер€юсь в догадках.

— ј куда двигаетс€ театр кукол, и кого это может не устроить?

— ћы исследуем возможности современного театра кукол, переосмысливаем все традиционные форматы, создаЄм что-то новое, сохран€ем верность себе и настаиваем на авторском театре. ѕоследние постановки, которые у нас вышли, — «ѕосторонний» по повести јльберта  амю и «ƒурачок» по текстам ≈гора Ћетова — они о свободе. ћы создали поэтическую трилогию, посв€щенную творчеству Ѕашлачева, ¬ысоцкого, Ѕродского, и пытаемс€ стихами этих поэтов говорить о нашей стране и о том, что в ней мен€етс€, а что нет. Ёти спектакли — о том, что мы посто€нно возвращаемс€ на круг дурной бесконечности, потому что сами что-что не дорабатываем. ќ том, что мы все не можем сделать какие-то выводы, чтобы двинутьс€ в гуманное, человеческое, свободное существование. Ѕродский говорил: «ќсновна€ трагеди€ русской политической и общественной жизни заключаетс€ в колоссальном неуважении человека к человеку». » это до сих пор проблема дл€ российского общества — неуважение. Ќа всех уровн€х.   сожалению, даже очень высоких.

— ћожно ли в св€зи с этим сказать, что дело  алинина — политическое?

— я не могу говорить то, о чЄм не знаю.

— ¬ы видите аналогии с делом  ирилла —еребренникова?

— ≈сть такое ощущение, (что это происходит — ѕрим.–ед.), чтобы не расслабл€лись.

— ѕо сведени€м «‘онтанки», слежка за директорам велась несколько мес€цев. ¬ы ощущали это в своей работе?

— јбсолютно нет. ћы активно и весело жили своей жизнью, ничего не замеча€. ќб аресте € узнал в ≈катеринбурге, где находилс€ на театральной лаборатории. » тут же высказал своЄ отношение к происход€щему в интернете, попыталс€ как-то защитить директора. ћы с ним вместе, действительно, многое сделали, и € никогда не испытывал никаких творческих запретов с его стороны. я часто мен€ю замысел,  алинину приходилось что-то подгон€ть в бумагах, в вычислени€х, и он на это шЄл. Ќе име€ никакого отношени€ к финансовым расчетам, € понимаю, как это сложно, особенно в услови€х нашего финансировани€.

 

 

ћы ведь знаем своЄ место — мы кукольный театр, и тот бюджет, который сваливаетс€ на драматические, музыкальные театры, несравним с нашим. ћы живЄм по остаточному принципу и можем фантазировать только в рамках того остатка, который нам достаЄтс€. “ем не менее если мне, например, нужен был какой-то специалист на режиссЄрский курс (режиссЄрска€ мастерска€ –услана  удашова создана совместными усили€ми Ѕ“  и “еатрального института на ћоховой — ѕрим.–ед.), директор шЄл на это и помогал финансово.

—  алинин в свое врем€ подтолкнул вас к тому, чтобы стать главным режиссЄром. ј что ещЄ в вашей жизни он изменил?

— √лавный режиссЄр — это така€ должность, где ты посто€нно находишьс€ на грани и, как и директор, посто€нно испытываешь давление. ƒавление со стороны коллектива, зрителей — с разных сторон. ћне эта должность кажетс€ очень т€желой. »ногда хочетс€ уйти и всЄ бросить.  алинин помогал мне остатьс€ здесь, пережить сложные моменты и продолжать строительство театра. ќн воврем€ подставл€л плечо. ќколо дес€ти лет назад был момент, когда € мог потер€ть всЄ в жизни — в театре была конфликтна€ ситуаци€, € отреагировал так, что у мен€ началс€ срыв.  алинин помог вывести мен€ из этого состо€ни€, в том числе сам искал врачей.

— ћожете ли назвать п€ть главных вещей, которые изменились в Ѕ“  за то врем€, как вы с директором работаете вместе?

— ћы набрали и выпустили актЄрский курс в —ѕб√ј“» (студенты обучались в 2006 — 2011 годах, большинство из них остались работать в Ѕ“  — ѕрим.–ед.). ј три года назад набрали и обучаем курс режиссЄров. ћы полностью изменили детский репертуар театра и возродили взрослый. —делали ремонт, который позволил с большей эффективностью эксплуатировать здание. ѕроводим фестиваль актуальных кукол «Ѕ“ -фест», куда приезжают спектакли из ‘ранции, √ермании, Ќидерландов, »зраил€ и других стран. ј в 2019 году јлександр  алинин поддержал новый фестиваль спектаклей дл€ подростков «ћаленький сложный человек».  алинин поддерживал и мою режиссЄрскую лабораторию, котора€ была абсолютно живой, «нелабораторной» и давала спектакли в репертуар театра.

— „то изменилось в Ѕ“  с тех пор, как  алинина арестовали?

— я вернулс€ из ≈катеринбурга в воскресенье, и внешне ничего особенно не изменилось. Ќо люди напр€жены и чего-то ждут, и в то же врем€ мужественно перенос€т это событие. ћы понимаем, что через какое-то врем€, скорее всего, начнутс€ допросы свидетелей. я уверен, что вызовут и мен€.

— ¬ы не боитесь, что пойдете вслед за  алининым?

— я не подписывал документы, и у мен€ така€ зарплата, что это будет слишком наглым подлогом и кричащим враньем.

— ¬ таких ситуаци€х, как с  алининым, всегда возникает вопрос: если человек — талантливый менеджер — значит ли это, что он абсолютно безгрешен?

— я бы не стал отвечать на этот вопрос. Ќе хочу, чтобы  алинину что-либо повредило. ј повредить может любое слово. Ќам сейчас нужно человека спасти, потому что он может оттуда (из —»«ќ — ѕрим.–ед.) не вернутьс€. ” него, действительно, слабое здоровье, большие проблемы с сердцем. »нфаркт он уже перенЄс, и в любой момент может случитьс€ что угодно.

—  ак вы поддерживаете с ним св€зь?

— —ейчас вс€ка€ св€зь блокирована. ¬ понедельник адвокат пойдЄт в —»«ќ, и мы сможем передать туда письма. ≈динственное, что мы знаем, — и то, гадательно — что  алинин теперь в двухместной камере и просит, чтобы ему сделали кардиограмму.

— ¬ том, что законодательство несовершенно, мы знаем много лет. Ќо € в последнее врем€ не слышала, чтобы тот же јлександр  алинин выступал на круглых столах, форумах в св€зи с этой проблемой. “о есть получаетс€ — сначала культурные де€тели молчат, а потом за ними же приход€т силовики.

— ћы жили в то врем€, когда происходила посто€нна€ смена аппарата. —колько председателей комитета по культуре помен€лось, и мы посто€нно пытались подстроитьс€ то под одни указани€, то под другие. Ћюди, видимо, уже устали, понимали, что ничего глобально не изменитс€, пытались перестроитьс€, и в конце концов попали в какой-то капкан.

— ¬идите ли другого человека, который может зан€ть пост директора?

— ѕока нет. ќб€занности јлександра  алинина сейчас исполн€ет замдиректора Ѕ“  јнжела  упец. ћы будем потихоньку справл€тьс€, но ей очень сложно вникнуть во все дела, поскольку  алинин многое делал сам и брал на себ€ большую ответственность. ѕоэтому по делу отпустили и главного бухгалтера, и все остальных. Ќам нужно какое-то врем€, чтобы прийти в себ€.

— –езонанс вызвала видеосъемка, на которой  алинин принимает в своЄм кабинете некие деньги. Ќо € слышала и другую версию — €кобы и кабинет был не его, и деньги он брал не дл€ себ€ лично.

— я не видел запись и не могу судить, что на ней происходило. Ќо не исключаю, что это были деньги дл€ театра. ћеханизмы тут, действительно, очень сложные. я слышал, что иногда из комитета не успевали прийти деньги на финансирование каких-то проектов, и директор вкладывал свои.

афиша
афиша "Ѕ“ -‘ест"-2018

‘ото: скриншот с сайта btkfest.ru

— ≈сть ли какие-то проекты, над которыми сейчас работает Ѕ“ , и которым может помешать отсутствие  алинина?

— ѕрежде всего, мы работаем над «Ѕ“ -фестом», который в этом году будет называтьс€ «»гра в классики». ћы надеемс€ привезти спектакли из разных стран, хот€ программа, веро€тно, будет не такой объемной, как обычно. ƒальше сложно говорить, но мы должны постаратьс€ выжить и сделать новые спектакли. ¬ следующем сезоне их запланировано три-четыре до зимы. Ёто «ѕиноккио» — масштабный спектакль с большим количеством марионеток, «„айка», которую, надеюсь, будет ставить »ван Ћатышев, и «Ќебеса, по которым мы так тоскуем» — мой спектакль по сценарию, который € год назад написал в больнице. Ќе могу сказать, что этим спектакл€м что-то угрожает. Ќо всЄ может сорватьс€: мы находимс€ в ситуации, когда точно ничего невозможно сказать.

— »з-за ареста  алинина Ѕ“  отмен€л представлени€?

— «ритель ни в чем не виноват, поэтому мы продолжаем в том же темпе. » потом, нам в работе легче переживать эту ситуацию — иначе сгрызем себ€ изнутри. ƒа и  алинин, думаю, будет рад, если узнает, что театр не запаниковал, а продолжает свою де€тельность.

— — видеозаписью  алинина св€зан деликатный момент.  то-то эту камеру в его кабинет поставил, и, суд€ по всему, это был сотрудник театра. Ёто в Ѕ“  обсуждаетс€?

— ћожет, кто-то это и обсуждает, но € пресекаю вс€кие попытки таких обсуждений. —плетни никогда ни к чему хорошему не привод€т. Ћовить предателей — не моЄ дело, € не хочу этим заниматьс€.

— „ем горожане могут помочь Ѕ“ ?

— —ейчас задача номер один — чтобы јлександр  алинин вышел из —»«ќ под домашний арест. ƒл€ этого нам нужны за€влени€ в —анкт-ѕетербургский городской суд, инструкцию о том, как написать их, мы разместили в интернете. „ем больше будет за€влений, тем больше надежды, что  алинину измен€т меру пресечени€. » не забывайте, что событи€ продолжаютс€, может потребоватьс€ и друга€ помощь. “еатр об этом будет напоминать. я же со своей стороны могу за€вить, что если меру пресечени€  алинину не измен€т, € уйду из театра. ћне не позвол€ет совесть идти дальше без человека, с которым создавалс€ этот прекрасный мир.

Ѕеседовала ≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

„итайте также:

 ак Ѕ“  сделал революцию в ѕетербурге. Ќа какие спектакли идти взрослым

Ђ—аундтрек ’’ векаї: 10 фильмов, которые мы полюбили благодар€ музыке Ённио ћорриконе

¬ ночь с 5 на 6 июл€ скончалс€ великий италь€нский кинокомпозитор Ённио ћорриконе. ≈го музыку уже называют Ђсаундтреком ’’ векаї. Ђ‘онтанкаї вспоминает, какие произведени€ в первую очередь запомнились слушател€м и зрител€м.

—татьи

>