Петербургский номинант Каннского фестиваля: «Солист Shortparis про своего персонажа рассказал бы больше меня»

22 апреля 2019, 14:23
Версия для печати Версия для печати

«Пусть автор станет невидимым», — призывает режиссёр Олеся Яковлева. Загадочная студентка из Петербурга включена в программу Каннского кинофестиваля с не менее загадочным фильмом «Сложноподчинённое». «Фонтанка» прорвала стену молчания и узнала от режиссёра максимум возможных подробностей о ленте, где снялся лидер группы Shortparis.

Картина «Сложноподчиненное» почти никому неизвестного режиссёра из Петербурга Олеси Яковлевой включена в программу Каннского кинофестиваля-2019. Ленту покажут в мае в рамках конкурса Cinéfondation: он ежегодно отмечает лучшие дебютные короткометражки студентов со всего мира. Главную роль сыграл Николай Комягин — лидер группы Shortparis, прославившийся после выхода провокационного клипа «Страшно». В 2018 году на этом же конкурсе второе место получила короткометражка «Календарь», снятая в Петербурге.

Олеся Яковлева — далеко не экстраверт, информации о ней в Сети почти нет, встречаться с журналистами режиссёр отказывается. Тем не менее «Фонтанке» удалось пообщаться с номинанткой Канн «ВКонтакте». Мы публикуем результаты двухдневной переписки и уверены, что даже эта игра в умолчания поможет понять, почему Яковлевой тяжело говорить о себе, как на неё повлиял Балабанов, и что же такое это «Сложноподчинённое».

— Прежде всего, хотелось бы узнать, почему мы общаемся текстом? Где вы сейчас, и почему не можете говорить?

— Все очень банально. Мое внимание сейчас несколько рассеянно, я не успеваю сфокусироваться на чем-то одном, как происходит другое. Это отнимает и энергию, и способность быстро соображать.

— О вас петербуржцы пока не знают почти ничего — кроме того, что вы родились в Владивостоке, в 17 лет переехали в Петербург, а сейчас учитесь на режиссера в СПбГУКиТ. Но мне кажется, между переездом и поступлением был какой-то перерыв. Можете рассказать, чем занимались в это время?

— Говорить о себе для меня сложней, чем о фильме. Мне вообще любого рода трансляция самой себя чужда. Сейчас я скажу, чем занималась в действительно продолжительный отрезок между приездом в Петербург и сегодняшним днём и, покажется, можно будет сделать какие-то выводы и обо мне и о фильме. А это неправильно. Пусть автор станет невидимым.

— Расскажите, насколько это возможно, о персонаже Николая Комягина и о тех идеях, которые он транслирует в «Сложноподчинённом». О чем эта история?

— Я изучаю главного героя «Сложноподчиненного» до сих пор и каждый раз вижу в нем что-то новое, иногда крайне противоречивое. Сам Николай про своего персонажа рассказал бы, наверное, больше. Именно поэтому в этом фильме снялся он, а не кто-то другой.



Фото: постер фильма; фотография Екатерины Сергеевой



Фото: Екатерина Сергеева; предоставлено Олесей Яковлевой

— Съемки «Сложноподчиненного» велись в Петербурге? Можно ли сказать, что город стал героем ленты?

— В Петербурге и в одном из пригородов. Не героем, но благодатной почвой для настоящих героев.

— Судя по постеру фильма, какую-то роль в «Сложноподчиненном» играет футбол.

— Футбол — это где одни побеждают других. Или где придаточное пытается подчинить себе главное.

— В какой стадии сейчас производство?

— Фильм полностью закончен.

— Сами вы на Каннский фестиваль поедете?

— Конечно же, едем. Нас поддерживает Роскино, за что мы им очень благодарны.

— Почему, кстати, «Сложноподчиненное», а не «Сложносочинённое», к примеру? О каких таких связях, и между чем и чем, эта картина говорит?

— Представьте себе сложноподчиненное предложение с четырьмя придаточными. Каждое из придаточных сообщает о главном новую информацию. В совокупности же это дает полную картину. Так, во всяком случае, говорит наш сценарист Георгий Меньшиков.

— Думая о вашем сотрудничестве с Комягиным, сложно не заметить, что вы, как и он, — переехали в Петербург. Насколько это «иновидение», бытие и внутри процесса, и вне его, определяет то, что вы делаете?

— Я хочу снимать кино и не хочу наблюдать себя со стороны, анализировать. Рефлексии подобного рода мешают быть внутри.

— Ваша предыдущая лента, «Мамина радость», была пропитана эстетикой пыльного, разбитого, балабановского Петербурга, осадком 1990-х. Это ощущение сохраняется в новой ленте?

— Нет, «Сложноподчиненное» совсем не похож на «Мамину радость». Какие герои — такая и эстетика.

— Кстати, если уж говорить о «Маминой радости», то насколько верно «Сложноподчиненное» называть дебютом? Можете рассказать о тех проектах, которые уже закончили, и тех, над которыми работаете?

— У меня три законченных фильма. «Сложноподчиненное» в этом списке последний, а «Мамина радость» — дебют.

— На Вашей страничке в YouTube выложен тизер фильма «Левый марш» — с явными отсылками к Маяковскому и раннему черно-белому кино. Что это за лента, и когда она будет готова?

— Пятнадцатиминутный «Левый Марш» уже готов и путешествует по своим фестивалям. Это чистой воды эксперимент с отсылками в сторону кино-авангарда и поэзии Маяковского.

— Если бы вы отправили своих героев в будущее, то в какую страну и в какую эпоху?

— Я думаю, что все должны остаться там, где мы их запечатлели. А иначе это будут уже не они.

Записала Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Кто идет за Звягинцевым и Сокуровым: шесть молодых российских режиссеров

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>