Кто идет за Звягинцевым и Сокуровым: шесть молодых российских режиссеров

10 июля 2018, 12:17
Версия для печати Версия для печати

Что смотреть вместо голливудских блокбастеров и отечественного кино от признанных мастеров, знает «Фонтанка». Рассказываем о самых актуальных молодых российских режиссёрах.

Кантемир Балагов

Выпускник режиссерской мастерской Александра Сокурова выстрелил громко. Его дебютная лента «Теснота» попала в каннский конкурс «Особый взгляд».

Но роль Балагова еще значительнее, чем просто статус международно признанной молодой звезды. В стране, где кинопроизводство сконцентрировано в одной географической точке — столице, периферии не дано право голоса. Реальность Сибири, Дальнего Востока или Поволжья на экране не отражается. На фоне этой москвоцентричности и Ярославль «Аритмии» покажется прорывом.

Балагов — первый большой режиссер, снимающий на Кавказе и о нём. В стране, где последние двести лет само это географическое название — одна из главных проблем — он выполняет важнейшую работу. По рефлексии, переживанию, озвучиванию всей сложности, конфликтности, странности региона и людей, его населяющих.

«Теснота» — неудобный фильм. Он не приносит наслаждения и успокоения, а давит на мозоли. Брата главной героини похищают ради выкупа. Ей, тинейджеру девяностых, нужно подчиниться законам племени, бороться за близкого человека так, как это принято. А она хочет быть собой. История диких законов горной глубинки ранит именно потому, что она — здесь и сейчас, понятна и близка, и одновременно незнакома. Такая ясная, чистая правда обезоруживает.

Теперь Балагов перешел к другой фактуре. Снимает фильм про Ленинград после блокады — по мотивам одной из частей книги нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Наверняка раскроет и в этой — уже исчерпанной, кажется — теме новое. Потом обещает вернуться к Кавказу.

 

Владимир Битоков

Дебютная лента другого выпускника мастерской Сокурова Владимира Битокова вошла в конкурс «Кинотавра». «Глубокие реки» во многом с «Теснотой» перекликаются. Это тоже картины Кавказа, земли, где до сих пор действуют древние законы. Тоже семейная драма — в центре повествования родные друг другу люди: отец, мать и сыновья. Они тоже находятся в разладе с окружающими. Хотя размах тут шире, а краски гуще — съемочная группа многоопытная, оператором выступил один из сильнейших, Александр Демьяненко. Но всё равно «Реки» оказались, как это не прискорбно, в тени нашумевшей «Тесноты». Что совсем не значит, что их автор менее достоин внимания.

 

Александр Хант

Если дебют Балагова стал событием международного масштаба, то главным прорывом внутри русского кино стала дебютная работа Александра Ханта «Как Витька-чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Простая и незамысловатая история отношений отца и сына, разыгранная давно знакомыми, снявшимися везде, где можно актерами — Евгением Ткачуком и Алексеем Серебряковым.

Событием ленту сделали нюансы. Активное использование русского хип-хопа — звуковой ряд на две трети состоит из хитов Хаски и Антохи МС, причем вплетается в него абсолютно органично. Это почти «Асса» поколения рифм и баттлов. Радикальное визуальное решение — Хант заливает экран кислотно-зеленым, превращая роуд-муви по русской глубинке в совершенные «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (согласитесь, оправданный ход).

Неудивительно, если учесть, что по первому образованию он оператор, ученик балабановского соавтора Сергея Астахова. И работает с визуальным материалом так дерзко, легко и изобретательно, как мало кто из его коллег и ровесников. Теперь точно можно говорить о пришествии на экран нового поколения «визуалов» — прецедент есть.

 

Игорь Поплаухин

Еще один русский дебютант, эффектно выступивший на международной арене — Игорь Поплаухин. Его первая работа, короткометражка «Календарь», попала в параллельный конкурс Канн Cinefondation. Фестиваль такого ранга, что участие важнее победы. А фильм получил-таки приз.

И заслуженно: это ловкая и деликатная игра с воображением зрителя. Главная героиня совершает загадочное путешествие. Мы за ним следим: слушаем её разговоры, смотрим на её поведение. Делаем выводы, пытаемся предугадать сюжет. И страшно обламываемся.

Calendar trailer from Igor Poplauhin on Vimeo.

 

Кроме того, что «Календарь» — сильная драматургическая работа, это лишнее доказательство того, что государственные вузы современного образования в сфере кино предложить не могут. Поплаухин — выпускник Московской школы нового кино, а там отлично умеют объяснить и как работать с современными техниками, и как быть понятным и интересным не только соотечественникам, но и вообще любому зрителю.

Фильм стал и петербургским событием — его съемки велись в Петербурге и Ленобласти. Создали ленту при поддержке книжного магазина «Порядок слов», продюсером выступил его хозяин Константин Шавловский. Тоже характерно: книжный продюсирует фильмы, пусть и короткий метр, едва ли не более успешно, чем большие студии. В общем, стоит пример Поплаухина иметь в виду в этом безумном и меняющемся мире.

 

Тимофей Жалнин

Шесть лет назад Тимофей Жалнин выпустил короткометражку F5, которая победила в конкурсе короткого метра «Кинотавра». Простую фабулу — провинциальные девочки едут покорять большой город — он превратил в настоящее, изящное, пластичное произведение искусства, фильм-балет.

Полнометражного дебюта ждали долго. В этом году на том же «Кинотавре» Жалнин его, наконец, представил: фильм «Двое» — триллер, действие которого разворачивается в тайге. В лес отправляются молодые супруги. Теряются и, пытаясь выжить, возвращаются к тому, что пугало и волновало их в «мирной» жизни.

На «Кинотавре» ленту приняли, в общем, холодно, но «Двое» — штука такая, главный её зритель не на фестивалях, а в кинотеатрах. Так что настоящей реакции на фильм стоит ждать уже в прокате.

 

Александр Горчилин

Открытием нынешнего «Кинотавра» стал дебютант Александр Горчилин. Ну, справедливости ради, открытием он стал еще четыре года назад, когда сыграл главную роль в «Да и да» Валерии Гай-Германики. До неприличия открыто, борзо, мощно.

Его режиссерский дебют — под стать. Сценарий написал опытный драматург Валерий Печейкин. Действие — техно-тусовки, веселье и одиночество, секс, драгз и биты. Оператором выступила Ксения Середа — до того она работала с другим анфан-териблем, преступно незамеченным Владимиром Беком.

Горчилин о себе не даст забыть: у Гай-Германики он умению скандализировать и волновать научился, хочется верить. Русскому кино не хватало своего юного радикала — получите и распишитесь.

Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

Робот-экскурсовод 1960-х, аэросани-амфибия, электроавтомобили начала ХХ века — что смотреть на выставке в «Манеже»

Новая выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в «Манеже» мало похожа на обычные проекты ЦВЗ: все-таки за последние годы устоялось, что здесь всегда — про искусство и творчество. А тут вдруг два этажа выставочного зала заняла техника и макеты. Да и вообще, собираясь на выставку музея, не ожидаешь смотреть на трамвай с современных улиц, башню «Лахта Центра» или протезы. Тем не менее, все это на выставке есть.

Статьи

>