В Петербурге потеряли следы российско-американской дружбы и просят помощи горожан

18 апреля 2019, 10:51
Версия для печати Версия для печати

Музей архитектурной керамики «Керамарх», открывшийся в 2018 году в Петропавловской крепости, обнаружил пропажу монументального керамического панно в здании Морского вокзала. Произведение установили в 1990 году, последний раз видели в 1999-2000 годах, дальнейшая его судьба неизвестна. Единственное визуальное свидетельство его существования — стоп-кадр из документального фильма Clay Stomp: A Healing, снятого американским режиссером Маршаллом Савиком.

Панно, меж тем, с историей, практически — символ. Акцию с названием «Глина, скрепляющая дружбу», в свое время инициировал художник-керамист и педагог Джоэл Пфайффер, о чем остались свидетельства в СМИ.
«В воскресенье, 11 июня 1989 года более 5 000 человек собрались на берегу озера Мичиган в Милуоки, чтобы вместе вымесить 8 тонн глины и создать удивительное произведение искусства, символизирующее дружбу и мир между американским и русским народами, — приводят цитату в музее «Керамарх». — Результатом проекта стало монументальное панно размером около 2,7 на 11,6 метров, которое было доставлено американской делегацией в Петербург и установлено в порту».

стоп-кадр из фильма Clay Stomp: A Healing
стоп-кадр из фильма Clay Stomp: A Healing

Фото: предоставлено музеем архитектурной керамики «Керамарх»

Ответная акция прошла в Петропавловской крепости 30 июля 1989 года. На берегу Невы две тысячи человек, включая волонтеров из Висконсина, «растоптали» около 6 тонн глины и приняли участие в создании керамического панно для жителей Милуоки. Панно, созданное петербуржцами, до сих пор украшает стены аэропорта этого американского города.

В музее надеются, что панно на самом деле просто спрятано от глаз, но до сих пор на месте — в центральном зале Морского вокзала, там, где сейчас находятся стойки регистрации на паромы. Однако подтвердить это никто не может.

«Мы не теряем надежды, что панно на месте, просто закрыто временной стенкой, — прокомментировала «Фонтанке» хранитель Музея архитектурной художественной керамики Анастасия Долгова. — Демонтировать его было бы не так уж просто. Нынешние пользователи здания получили его в ноябре 2018 года и ничего, конечно, не знают».

По словам специалиста, они консультировались со специалистами КГИОП и ВООПИК, но там тоже не обладают информацией — панно никак не охранялось, а распоряжение об установке давал лично директор Балтийского морского пароходства.

«Почему-то даже старожилы вокзала не помнят панно. Конечно, оно не самое выразительное, но все же имеет определенную историческую и художественную ценность», — уверена Долгова.

В музее обращаются к петербуржцам с просьбой посмотреть в своих фото и видео-архивах, не сохранилось ли в них снимков этого панно — вдруг кто-то фотографировался на его фоне, или специально снимал его, а может быть, даже знает о его судьбе. Информацию об этом готовы принять в музее по электронной почте.

«Фонтанка.ру»

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>