
«Высшее общество»: Космическая тюрьма и эксперименты над людьми

В прокате — «Высшее общество», драма об экспериментах над людьми на космической станции. Зрители оценят, как смело режиссер Клэр Дени продолжает традиции «Соляриса» и «Космической одиссеи».
Клэр Дени с любой традицией на ты. Когда-то громкую славу ей принесло смелое обращение с классикой: «Хорошая работа» переносила в современность действие «Билли Бадда», новеллы Мелвилла о любви офицера к солдатику. Дени не просто наряжала старых персонажей в новые костюмчики и заставляла их произносить архаичный текст в актуальных обстоятельствах. Меллвилловская история солдата, в которого влюбляется офицер, просто превращалась в очень современное и неудобное кино. Как будто Мелвилл написал «Бадда» не полтора века назад, а вчера.
Примерно так же Дени в «Высшем обществе» обращается со священной коровой мирового кино, великими фильмами рубежа шестидесятых-семидесятых, «Солярисом» и «Космической одиссеей». Она снимает свою версию их поэтики, разыгрывает историю о космосе как месте, где нет нашего, земного, привычного времени и пространства, где воспоминания обретают плоть, а люди становятся бесплотными. Шаг смелый: хотя бы потому, что неизбежно будут сравнивать с классиками. Но Дени ничего не боится.
Для начала, она отказывается от линейности повествования. Фантастический сюжет о том, как преступников отправляют в космос, чтобы ставить над ними эксперименты, перед зрителем разворачивается не от начала к концу, а отрывочно, по кускам. Начинается действие с того, что главный герой живет в одиночестве на космической станции, где кроме него есть только младенец. Уже потом, через воспоминания мы узнаем, как герой попал на космический корабль, что за эксперименты над ним ставила злодейка-врач в белом халате, и к чему они привели.
Дени везет с союзниками-актерами: они не менее отважны. Роберт Паттинсон давно уже всем доказал, что он не мордашка из «Сумерек», а большой и серьезный актер, готовый к экспериментам. Причем играет он не только физиономией, но и физиологией. Щетиной (которую его персонаж срезает хитрым приспособлением и складывает в баночку), спиной, волосатой грудью, плечами. Как и Жюльетт Бинош, некогда служившая в амплуа робкой девочки в фильмах Кауфмана и Кесьлевского. Можно себе представить, каково ей теперь переключаться на образ стареющей ведьмы-нимфоманки, одержимой наукой злодейки. Да еще сниматься в жутких и физиологичных сценах, которые для нее придумала Дени. Звезда «Нимфоманки» Мия Гот в очередной раз демонстрирует умение работать с собственными данными: Триер из ее внешности лепил уродливую девочку-подростка. Дени из рыжей шевелюры, пухлых губ, огромных глаз создает образ непослушного бунтаря, почти рок-н-ролльной звезды.
Смотреть «Общество» нелегко: не только из-за дробного, скачущего во времени повествования и жесткой актерской игры. Тут очень много не связанных между собой, но следующих друг за другом кадров, в логику их чередования неподготовленному зрителю может быть трудно включиться. Дени вообще идет по модному теперь коллажному пути: вставляет в повествование эпизоды на грани фола, вроде монолога безвестного профессора (который в кадре никогда больше не появится) о жестокости современного мира, медитативные планы черных дыр и белых пятен. Сшибает лбом совершенно не связанные друг с другом фактуры. Зэки на орбите разговаривают почти на фене, героиня Готт пишет на обшивке корабля «Зашибись!» — такое сочетание отвлеченной метафизики космоса и приземленной лексики создает мощный эффект.
Но главная сшибка тут — фирменная для Дени: она ведет диалог с классиками напрямую. Коридоры космического корабля обшиты потертым дермантином — точно как в «Солярисе». Смерти персонажей — визуальные трюки с искажениями и цветовыми пятнами — обязательно напомнит «Одиссею». Такие ходы рискуют обернуться герметичным зрелищем для синефилов — но не здесь. Дени соблюдает дозировку, разбавляет оммажи классикам новаторским визуальным шоу. К тому же, все эти осколки — и в сюжете, и в поэтике фильма — складываются в единое целое.
Дени удается сделать, кажется, невозможное, собрать из рискованных ходов увлекательное и мощное зрелище. Если перетерпеть и включиться (а это произойдет неизбежно, минуте на тридцатой двухчасовой ленты), от «Общества» оторваться невозможно. Кубрик и Тарковский остались бы точно довольны и приняли бы Дени в свой клуб.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
«Время возмездия»: Как Николь Кидман перезагрузила на экране феминизм и себя

15 телесериалов июля: «Этерна», «Институт» по Стивену Кингу, «Путешествие на солнце и обратно» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
- 29 июня 2025 - Российская мода прошла проверку Петербургом: театрализованное дефиле «Ассоциации» в Царском Селе состоялось, несмотря на ливни
Статьи
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
26 июня 2025, 20:54Студийцы Молодой студии Льва Додина сыграли свою вторую премьеру на сцене МДТ в постановке Мастера. После «Ромео и Джульетты во мгле», вариаций на тему шекспировской трагедии, Додин с учениками обратились к ранней пьесе Островского «Свои люди сочтемся» на классический сюжет об обманутом мошеннике. В стремительном и остроумном спектакле обозреватель «Фонтанки» обнаружила людей, чья простота если и не хуже, то точно страшнее воровства.