«Монеточка спела «На заре» с душой». Клавишник группы «Альянс» — о перестройке, феноменальном успехе и Достоевском

07 апреля 2019, 14:16
Версия для печати Версия для печати

7 апреля YouTube заблокировал клип «На заре», выложенный экс-клавишником легендарной советской группы «Альянс» Олегом Парастаевым. Хостинг не поверил, что ретро-видео может за один день собрать под полмиллиона просмотров — и заподозрил накрутку.

Клип стал самым обсуждаемым музыкальным событием недели. «Фонтанка» дозвонилась до Парастаева и узнала, как создавалось видео, почему оно больше тридцати лет пролежало на полке, и как музыкант объясняет феноменальный успех «Альянса». Группа до сих пор с лёгкостью собирает концертные залы (например, выступала в петербургской «Ионотеке»), известна за границей, а песню «На заре» перепела Монеточка в новогоднем «Голубом Урганте». Более того, в марте музыканты попали со своим синглом «Без тебя» в новинки недели на «Нашем Радио» и сейчас готовят новый альбом.

— Любители музыки хорошо знают ваш клип «На заре», снятый во время телемоста «Москва — Ленинград» в 1987 году. А вот эту, первоначальную версию видео вы не показывали никому больше 30 лет. Почему?

— В 1987-м мы с режиссёром Михаилом Макаренковым сняли клип, но сочли его детским и наивным. Он до сих пор таким и является. Но вот недавно я нашёл видео в архиве, его удалось восстановить и оцифровать. Я решил поделиться этим, и такой реакции не ожидал. Бабах — и под сто тысяч просмотров (интервью состоялось вечером 5 апреля, когда видео ещё не набрало полумиллиона просмотров — Прим.Ред.). Звонят просто без остановки.

— Помните, как проходили съёмки?

— Миша Макаренков получил огромный «Мерседес» с оборудованием и двумя камерами. Мы приехали в знаменитый московский парк «Царицыно». Сначала хотели снимать среди развалин — тогда там всё было в развалинах, это сейчас отреставрировали. Но так сложилось, что мы сняли всё на поляне. Это был первый клип Макаренкова, да и наш тоже. Мы ничего в этом не понимали. Действовали на ощупь.

— Снимали на VHS?

— Нет, я думаю, это бетакам. Даже не на кассетах, а на рулонах. Мы снимали на камеры, картинка каким-то образом передавалась в «Мерседес». Техника была древняя. Тем не менее мне нравится эта картинка. Такая, как сейчас модно говорить, тёплая и ламповая.

— Расскажите о Михаиле Макаренкове — многие, возможно, его не знают.

— Михаил в то время был, по-моему, музыкальным редактором на канале «ТВЦ». Ему дали оборудование, и он снял группу «Круиз» или Владимира Кузьмина. И его за рок-музыку попёрли в корреспонденты. Потом был музыкальным редактором в «Утренней Почте», снимал клипы звёздам. А сейчас он делал клип на мою новую песню. А заодно почистил и подмонтировал «На заре».

— Вы ушли из «Альянса» ещё в 1988 году. Советовались с экс-коллегами по поводу публикации клипа?

— Нет. Это принадлежит мне, зачем я буду с кем-то советоваться? Мой канал, что хочу, то и выкладываю. К тому же, они-то сами на этом заработают. Это же бесплатная реклама.

— «На заре» называют одним из символов перестройки. Чувствуете ли вы в этой песне дух перемен?

— Про перемены — это, скорее, песня «Дайте огня». Я всегда был романтиком, мне хотелось направлять слушателя к прекрасному, не к переменам. Мы уже столько наменялись в нашем государстве, что хочется спокойно пожить. Без перемен. А менять нужно себя. Посмотри, какой ты сам человек, хороший или не очень. Если мы все станем хорошими, то у нас и страна станет хорошей. И задача творческого человека не в том, чтобы зарабатывать деньги. А в том, чтобы призывать к чему-то красивому. Во фразе Достоевского про то, что красота спасёт мир, очень много правды.

— Поменялось ли со времен «На заре» ваше отношение к перестройке и к Советскому Союзу?

— Перестройка в том виде, в котором она произошла, была ошибкой. Хотя в то время я целиком и полностью её поддерживал. Но я-то думал, что будет что-то другое. Что что-то будут перестраивать. А получилось: легли под сильных мира сильных сего и начали использовать по назначению. За этим красивым фасадом, на самом деле, скрывался публичный дом.

Что до Советского Союза — плюсов было больше. Были и основополагающие ошибки, не давшие этой стране развиться. И тем не менее, там, где я вырос, было много хорошего и позитивного. Мне и та страна нравилась, и эта нравится, которая сейчас. Но та страна, которая была в 1990-х, мне точно не нравилась.

— А как складывалась ваша музыкальная карьера после перестройки?

— В 1990-х моя музыкальная карьера, как бы это назвать... Я подвозил людей, работал таксистом. Вот и вся карьера. И тем не менее я возвращался домой ночью и что-то писал.

Олег Парастаев — Сергей «Гребстель» Калачёв — Игорь Журавлёв
Олег Парастаев — Сергей «Гребстель» Калачёв — Игорь Журавлёв

Фото: из личного архива Олега Парастаева

— Почему вы покинули «Альянс»?

— В двух словах и не скажешь. Конечно, был конкретный катализатор. Говоря в общем, мне не понравилось направление, которое взял Игорь Журавлёв. Революционерство. Я отвергал это на уровне подсознания. Я ушёл и создал «НРГ» («Новая Русская Группа» — группа, созданная Парастаевым и продолжившая традиции «Альянса» середины 1980-х — Прим.Ред.).

— Говорят, что «Альянс» сейчас воссоединился и готовится выпустить новый альбом.

— Ваш петербургский парень Максим Кондрашов из Mashina Records взялся выпускать антологию «Альянса». Послушал новый материал и сказал: «Олег, как же такие песни могут лежать без дела?!». Мы начинали писать это ещё в 2003-м. А теперь нашёлся благодетель, который помог деньгами, ведь запись требует больших затрат. И мы записали девять песен. Все — моего авторства. Игорь спел пять, четыре я — сдуру ума. Никогда не пел, но пришлось петь.

— Я правильно понимаю, что это не совсем альбом «Альянса»?

— Проект называется «Альянс – Хочу летать». Это Игорь Журавлёв, Сергей Гребстель и я. А альбом будет называться «Хочу летать». 19 числа стартует на всех цифровых площадках.

— Как вы относитесь к версии «На заре», которую сделала Монеточка?

— Ничего плохого не увидел. Я давал разрешение. Как смогла, так и спела. Спела с душой. Без этих современных непонятных посылов. Мне не было стыдно. Все пытаются сравнивать с оригиналом, а чего сравнивать? Оригинал всегда лучше. Первое исполнение запоминается людям.

— Кто из молодых русских музыкантов вам симпатичен?

— Кое-кто симпатичен, но я не могу никого запомнить. Они все называются на английском. Мы же не в Англии живём. Какой-то анекдот. А русский слушатель самый лучший. Приезжают западные артисты и удивляются: как же хороши русские слушатели, они умеют слушать музыку! Не надо никуда стремиться. Нас и здесь неплохо кормят.

Андрей Переславцев, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Жвачка для «Нетфликса» или лекарство будущего: Как искусственный интеллект взялся писать музыку, и к чему это приведёт

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>