Бойкотируемый «Гурвинек» заставил просить пощады. Но аниматоров, а не Минкульт

12 марта 2019, 00:49
Версия для печати Версия для печати

Скандал вокруг мультика с российским участием «Гурвинек» перешел со стадии угроз к просьбам о пощаде. За провалившийся в прокате кинопроект вступилась Ассоциация анимационного кино. Пока Минкульт хранит молчание, владельцы кинотеатров удивлены: «Никакого бойкота и не было».

11 марта началось для российско-бельгийско-чешского мультика «Гурвинек» с плохих новостей. За уикэнд (с 7 по 10 марта) он собрал в прокате 15,4 миллиона рублей вместо ожидаемых 20, выяснилось из данных Единой федеральной автоматизированной системы сведений о показах фильмов (ЕАИС). Картину о мальчике, который разбудил в музее игрушек устрашающего пожилого кукловода, показали лишь 743 из 1900 кинотеаторов страны. По выручке она оказалась 11-й в списке из 12 фильмов, которые демонстрировались в кино на прошедших выходных.

Виной фиаско — «забастовка» значительной части отечественных коммерческих кинотеатров. Члены Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) России, а также присоединившиеся к ним сети «Синема стар», «Каро» и «Киномакс» ещё в начале месяца заявили, что не пустят на свои экраны «Гурвинека». Дело в том, что дата его релиза — 7 марта — совпадала с премьерой бельгийской анимационной ленты «Королевский корги». Об одновременном выходе в свет прокатчики картин не договорились. В результате Министерство культуры отдало «право первой ночи» кинопроекту с отечественным участием, объяснив это тем, что он раньше получил прокатное удостоверение.

Бойкот «Гурвинека» — первый случай, когда кинотеатры проявили солидарность в борьбе с чиновниками. «Сдвижка» зарубежных релизов в России присходила не раз, например, когда в начале 2018 года был отложен выход британско-французской детской ленты «Приключения Паддингтона»-2. Однако тогда дальше заявлений и обмена «любезностями» в СМИ дело не пошло. Теперь же, если посмотреть на петербургскую киноафишу, то «Гурвинека» найти удаётся не сразу. Из крупных кинотеатров его не показывают «Художественный», «Родина», «Аврора», «ПИК». Впрочем, любители анимации всё-таки могут посмотреть картину на площадках «Люксора», «Мираж синема» или «Кинополиса».

 

Кто первый

Минкульт лукавит, когда говорит, что «Гурвинек» раньше «Королевского корги» подал документы на прокат с 7 марта, заявил в разговоре с «Фонтанкой» глава Ассоциации владельцев кинотеатров России Олег Березин.

— Мультфильм при подаче документов в мае 2018 года заявлял другую дату и получил прокатное удостоверение с началом проката 9 августа 2018 года. Они собирались выходить в августе, переносились, но это уже другой вопрос. Лента вышла 7 марта, но суть в том, что по закону она не подавалась на эту дату, — считает Березин.

А вот у MVK, компании-прокатчика «Гурвинека», другое мнение.

— Этот мультфильм с болью искал себе дату для выхода. Изначально он заявлялся на 29 ноября 2018 года, но в октябре на этот день «переехал» диснеевский фильм «Щелкунчик». Продюсеры «Гурвинека» решили выпускать проект 7 марта, о чём и проинформировали Министерство культуры. Прокатчик «Королевского корги» (компания «Вольга» — Прим.Ред.) заявил свою картину неделей позже, — заявил генеральный директор MVK Павел Смирнов.

По сведениям Смирнова, потенциальная выручка от «Гурвинека» изначально оценивалась в 120-200 миллионов рублей. Уже по результатам первого уикэнда можно судить, что деньги, вложенные в производство, скорее всего, не окупятся. Впрочем, по мнению гендиректора MVK, даже скромные результаты первых выходных доказывают, что «Гурвинек» — востребованный продукт.

— На прошлой неделе Ассоциация владельцев кинотеатров говорила, что к бойкоту присоединится 90% коммерческого рынка. То есть лента собрала 15 с лишним миллионов рублей в маленьких региональных кинотеатрах. Получается, что если бы прокат был полноценным, то за первый уикэнд «Гурвинек» мог бы собрать 150 миллионов и превзойти нашу верхнюю планку по ожиданиям. Я и сам смотрел эту ленту, она мне нравится своим сценарием, диалогами, графикой, добротой. Моей дочери 1,5 года, но, когда она подрастёт, я ей мультик обязательно покажу.

 

Стоянов, Райкин и Ефремов как «заложники ситуации»

Пока Ассоциация владельцев кинотеатров и MVK через СМИ выясняли отношения, в спор вступил ещё один крупный игрок. Российская Ассоциация анимационного кино вечером 11 марта отправила взбунтовавшимся кинотеатрам письмо, где выразила «крайнюю обеспокоенность» ситуацией. Авторы обращения просят АВК «содействовать разрешению ситуации» и вернуть фильм на экраны.

— Это первый в России анимационный проект, созданный совместно с европейскими странами, что делает его знаковым для нашей индустрии, — мотивирует свою позицию Ассоциация анимационного кино. — Над созданием мультика три года трудились десятки российских специалистов, которые, благодаря обмену навыками и технологиями с зарубежными коллегами, получили бесценный опыт копродукции, столь необходимый сегодня нашей отрасли.

В ассоциации добавляют, что к работе над мультфильмом были привлечены звёзды — актёры Юрий Стоянов, Константин Райкин и Михаил Ефремов.

Олег Березин на вопрос «Фонтанки» о том, что теперь будут делать владельцы кинотеатров, и пойдут ли навстречу Ассоциации анимационного кино, ответил уклончиво.

— У нас не было какой-то объявленной команды о бойкоте. Мы не запрещали кому-либо показывать Гурвинека, поэтому мы не можем и разрешить это делать, — отметил Березин.

Павел Смирнов уверен, что «Гурвинек» оказался «заложником ситуации», а в профессиональной среде достигнута «некая точка кипения».

— Мы призываем наших коллег к диалогу и благоразумию. Если они достигли своей цели и их заметили, то, может быть, имеет смысл перестать терять деньги и дать возможность мультфильму быть увиденным. Ведь выручки лишаются и сами кинотеатры. Ситуация требует детального анализа и участия всех заинтересованных в прокате фильмов в России. Продюсеры, кинотеатры, прокатчики и представители Министерства культуры должны сесть за круглый стол.

Смирнов добавляет, что российская анимация — дорогой, штучный продукт, «редкий зверь и почти вымирающий вид». Поэтому в перспективе участникам индустрии, возможно, «имеет смысл называть вещи своими именами и договориться о двух-трёх датах в год, когда заранее объявляется, что выходит важный проект, который необходимо ограждать и защищать».

— Вы же понимаете, какой скандал поднимется, если Министерство культуры решит «ограждать и защищать» три конкретных отечественных мультика? — поинтересовалась «Фонтанка».

— Зато это будет открытая позиция. Если существует законодательная база, которая позволяет это делать, то почему должен быть скандал? Почему скандал возникает, когда кто-то действует по закону, и не возникает, когда кто-то истерично падает на пол, бьет локтями полу и говорит: «Я хочу, хочу»?

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Пять новых книг, герои которых живут в Петербурге. Кем и как населяют город молодые писатели?

За свои три века Петербург стал самым литературным городом России — действие каких книг тут только ни разворачивалось! «Страницей Гоголя ложится Невский, весь Летний сад — Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова, а по Разъезжей бродит Достоевский», — написал Самуил Маршак. Одна беда: все это было давно. А кто рискует писать о Петербурге прямо сейчас — и что из этого получается? Собрали пять разных книг этого года, где город на Неве — полноправный участник сюжета.

Статьи

>