‘ото: кадр из фильма

Ђёмористї ћихаила »дова: ƒиалог с фейсбуком

28 феврал€ 2019, 14:06
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ п€тницу в прокат выходит «ёморист», режиссерский дебют сценариста «Ћета» ћихаила »дова. –етро-драма, претендующа€ на то, чтобы быть остросовременным высказыванием.

“ем, кто не погружен в ленту фейсбука и новости московского медиарынка, нужно еще объ€снить, кто такой ћихаил »дов. јмериканский писатель и журналист русского происхождени€, лет дес€ть назад ненадолго вернулс€ в –оссию, опубликовал успешный роман « офемолка», редактировал гл€нцевые журналы. ѕотом начал писать сценарии — и вот пришел в режиссуре.

¬се сценарии »дова (и в особенности самый громкий — «Ћета»  ирилла —еребренникова) грешили примерно одним. ќбрывочностью, недописанностью и одновременно предельной €сностью месседжа.  ак будто автору важнее донести до зрител€ свои соображени€, чем добитьс€ совершенства формы. ќбычное дело дл€ журналиста и вообще пищущего человека, привыкшего к монологам.



‘ото: кадр из фильма

¬ «ёмористе» этот грех вроде не так заметен. ‘орма — ну, да, обрывочна, но фрагментарность выгл€дит как сознательный выбор. ‘ильм распадаетс€ на новеллы. √лавный герой, чтец эстрадных реприз Ѕорис јркадьев, ругаетс€ в летней ёрмале с бывшим соавтором, который обвин€ет его в компромиссах и в том, что тот принес талант в жертву благополучию. ќн же собираетс€ исполн€ть новый, страшно смешной монолог на празднике железнодорожников, но поддаетс€ на уговоры импрессарио и соглашаетс€ прочесть подвыпившим чиновникам свой хит про фотографа с обезь€нкой на пл€же. ¬ общем, фильм в принципе представл€ет собой сборник скетчей и зарисовок, раздробленность формы не должна бросатьс€ в глаза.



‘ото: кадр из фильма

«ато бросаетс€ другое — «ёморист», во-первых, абсолютный фильм писател€: тут очень много сцен, которые на бумаге или в пересказе выгл€д€т круто. Ќо на экране не срабатывают — или смущают излишней броскостью и эстетством. ≈сть эпизод, в котором јркадьев читает монолог наход€щимс€ в космосе астронавтам: конечно, в итоге говорит с ними о Ѕоге. Ќо на экране зритель этого просто не замечает: его внимание приковано не к выразительному диалогу и словам, а к фактуре пространства, в котором находитс€ герой. ∆елез€кам, обшивке стен и вообще антуражу, достойному бункера √итлера. »ли вот: застолье, день рождени€ генеральской жены, гости чавкают салатом, а фоном к празднику телевизор показывает порнуху. ¬ театре бы сработало на ура. ¬ кино, где внимание зрител€ переключаетс€ с одного геро€ на другого, с рук на тарелки, с плана на план — вообще не замечаетс€.

»дов, во-вторых, все-таки вз€лс€ за ретро-драму, и ее законы все режиссерские находки слопали. ѕри всей обрывочности фильм кажетс€ нещадно порезанной версией «ƒвижени€ вверх» или «—пасибо, что живой». ≈сть приставленный к таланту гэбэшник, но, в отличие от вертухаев из других лент, он не строит козней и вообще в судьбе персонажа не играет большой роли. ≈сть злодеи-функционеры — но они никого не стращают, не соблазн€ют, а только пьют водку и ржут. ј в момент, когда вивисекторы должны на несчастного артиста накинутьс€ и начать его терзать — экран гаснет и бегут титры.



‘ото: кадр из фильма

—праведливости ради, у «ёмориста» всЄ же есть одно, но важное преимущество. Ёто первый за долгое врем€ фильм, в котором вообще нет узнаваемых физиономий. ƒаже единственный узнаваемый — неузнаваем: ёрий  олокольников в роли народного артиста в блондинистом парике. јркадьева играет — ну, да, актер, но больше известный как церемониймейстер, устроитель и ведущий открытий-закрытий вс€ческих фестивалей јлексей јгранович. ’от€ есть некоторое коварство в таком выборе исполнител€ главной роли: он всем, кто св€зан с кино, друг, при€тель и товарищ, ему не скажешь (и не напишешь): Ћеша, прости, на какую-то ерунду ты потратил год жизни, лучше бы конструктор «Ћего» дома строил. Ќо в целом «ёморист», может, первый за очень долгое врем€ фильм, в котором незамыленность лиц срабатывает на доверие к экранному действию.

Ќаконец, есть еще одна — может, сама€ важна€ — особенность «ёмориста».  ак и было сказано, дл€ »дова совершенство формы не так важно, как читаемость. ѕоэтому он полтора часа говорит со зрителем про актуальное. ѕро сотрудничество с властью, про принесение таланта в жертву комфорту. ¬ этом смысле «ёморист» — кино дл€ фейсбука: дл€ тех, кто переживает из-за того же, строчит статусы длиной в сценарий «ёмориста». ќни фильм примут, полюб€т — он реализует их страхи и фантазии. ј остальных просим не беспокоитьс€: это кино не дл€ вас и не про вас.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»

„итайте также:

ћихаил »дов: ћонеточка – новый ÷ой? ћожет, новый ÷ой – это ƒуров

Ђ≈го портрет Ч в каждой работеї. ќткрылась посмертна€ выставка создател€ Ђѕетербургского ангелаї

Ђ‘онтанкаї побывала на персональной выставке скульптора –омана Ўустрова и узнала, как обсто€т дела с установкой пам€тника петербургской старушке

—татьи

>