‘ото: предоставлено компанией Myriapod Productions

ƒжессика ќрек на площадке с оператором-постановщиком Ўоном ¬иль€мсом

–ежиссер из —Ўј сн€ла фильм о блокаде. ¬любленные защищают банк сем€н в »нституте растениеводства Ђот врагов, полчищ мышей и друг от другаї

20 феврал€ 2019, 15:44
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ƒжессика ќрек рассказала «‘онтанке», как работала над картиной, откуда у неЄ интерес к –оссии, и как она «читала блокадные дневники целыми дн€ми и в слезах засыпала ночью». 

—оздатель фильмов « оролева жуков завоевывает “окио» и «јатсинки: истори€ ковбоев јрктики» заинтересовалась судьбой ученых, работавших в »нституте растениеводства им. Ќ.». ¬авилова, где хранитс€ одно из крупнейших хранилищ сем€н в мире. Ќо при этом врем€ действи€ ќрек перенесла в ближайшее будущее.

—ъемки велись в ѕетербурге, а в марте премьера фильма состоитс€ в “ехасе на фестивале SXSW — это попул€рный ежегодный проект, состо€щий из нескольких музыкальных, кино- и медиафестивалей и конференций. ќдна только музыкальна€ часть собирает пор€дка 50 тыс€ч слушателей. «‘онтанка» поговорила с ƒжессикой о картине, о «скольжении во времени» и о том, как снимать непридуманные истории в век компьютерной графики.

 ќ чем этот фильм?

— «ќдин человек умирает миллион раз» — это частично реальна€ истори€, частично легенда, происход€ща€ в будущем. ќна о семенах и генетическом разнообразии, о росте и ув€дании, о любви и войне, о разных видах голода. ќ том, что значит оставатьс€ человеком, даже когда реальность лишает человечности. ¬ официальном синопсисе мы объ€сн€ем, что главные герои, јлиса и ћаксим, работают в »нституте √енетических –есурсов –астений в центре города. “ам находитс€ самый большой банк сем€н в мире — незаменимое хранилище образцов со всей планеты, бесценный клад существующего генетического разнообрази€. Ёти два молодых ботаника влюбл€ютс€ в то врем€, как вокруг них разворачиваетс€ война. ¬раг окружает город, отреза€ их от остальной –оссии, от электричества, тепла и еды. Ќаступает отча€нно холодна€ зима, и город медленно, болезненно, начинает умирать от голода. ћаксим и јлиса защищают банк сем€н от других голодающих, от врагов, полчищ мышей и друг от друга.

One Man Dies A Million Times – Teaser from Myriapod Productions on Vimeo.

 ак американска€ режиссер заинтересовалась –оссией и узнала о подвиге ленинградских ученых?

— ќднажды € узнала о русских сказках про Ѕабу ягу и увидела иллюстрации к ним, выполненные »ваном Ѕилибиным (к слову, погибшим в блокаду). ћен€ заинтересовал этот сюжет, и в 2009 году € решила сн€ть фильм — так по€вилась картина «ѕокорение Ѕабы яги» (фильм, сочетающий сказку и этнокультурное исследование, показали на «јртдокфесте» в 2014 году — ѕрим.ред.). » когда € была в ѕетербурге во врем€ работы над этой картиной, мы проходили через »саакиевскую площадь. Ќаш линейный продюсер между делом упом€нул: ««десь находитс€ самый большой в мире банк сем€н». Ѕезусловно, € была заинтригована. я только что закончила документальный проект об этнобиологии, и новый фильм как гибрид игрового и документального кино стал своего рода продолжением работы.

»зуча€ и просматрива€ материалы дл€ картины, € впервые почувствовала, как истори€ дл€ мен€ ожила. «а годы исследований € провела шесть интенсивных недель в творческой резиденции The MacDowell Colony в ѕитерборо (Ќью-’эмпшир), где читала блокадные дневники целыми дн€ми — с момента пробуждени€ и до того, как в слезах засыпала ночью (в списке литературы, использованной дл€ съемок, — ««аписки блокадного человека» Ћидии √инзбург, «Ћенинградский дневник» ¬еры »нбер, стихотворени€ ќльги Ѕерггольц, «Ѕлокадный дневник» ≈лены  очиной и дес€ток других изданий — ѕрим.ред.). Ёто был неверо€тно мощный опыт. ƒл€ мен€ главной движущей силой стало желание передать тот уровень реальности — и сильнейшие мучени€, и удивительную убежденность этих героев, которые были, в общем, обыкновенными людьми.

 то стал прототипами героев?

— я не смогла найти достаточно информации об отдельных ученных, которые работали в банке сем€н во врем€ блокады, по крайней мере, на английском €зыке. ѕоэтому объединила их истории, концентриру€сь на детал€х, чтобы создать своего рода архетип насто€щего геро€. ’от€ центральные персонажи не воспроизвод€т событий чьей-либо конкретной жизни, все, что происходит в кадре, происходило в реальности.  аждое событие, дата — из воспоминаний и дневников, которые вели люди во врем€ блокады.

ƒжессика ќрек на площадке
ƒжессика ќрек на площадке

‘ото: предоставлено компанией Myriapod Productions

„то значит «сделать историю более пон€тной современному зрителю»?

— Ќаибольший вызов дл€ кинематографиста в век гиперреальной компьютерной графики — создать ощущение реальности, от которой зрители не смогут абстрагироватьс€. —егодн€ многие настолько вер€т фантази€м, поступающим через разные формы медиа, что становитс€ все сложнее отличить факты от выдумки. я не хочу, чтобы этот фильм воспринималс€ как придуманна€ истори€. Ёто не ««вездные войны» и не исторический роман, чье действие происходит во врем€ ¬торой мировой войны. Ёто реальное, ощущаемое, насто€щее. » насущное, потому что банк сем€н остаетс€ чрезвычайно важной частью современного мира, мен€ волнует ее насто€щее и будущее.

ƒл€ чего в фильме о блокаде по€вилась любовна€ истори€?

— »стори€ блокады и истории ученых — мрачные, это непроста€ тема. Ќо, в конечном итоге, сюжет наполнен надеждой. я хочу, чтобы зрители увидели, как еЄ свет пробиваетс€ с самого начала фильма, и любовь — лучшее средство. Ќо поймите мен€ правильно, € хочу, чтобы люди посмотрели фильм и ушли не с каким-то чувством искаженной надежды или мелодраматичной романтики, а с ощущением значимости того, на что мы, человечество, способны — как на абсолютного худшее, так и на абсолютного лучшее.

ƒл€ каких зрителей создавалась картина?

— я стараюсь не думать слишком много о зрител€х, когда снимаю фильмы. я делаю так, как нужно сделать, и надеюсь, что фильмы найдут свое место. Ќо € думаю, во времена, когда отношени€ между –оссией и —Ўј неустойчивые и непосто€нные, — это мощное послание об универсальности страданий и стойкости.

√де проходили съемки?

— ќдной из самых захватывающих составл€ющих работы дл€ мен€ было как раз то, что мы снимали в самом семенном банке — в пространствах, где действительно жили и работали ученые во врем€ блокады. » нам позволили сотрудничать с исследовател€ми, которые работают там сейчас, чтобы они смогли обучить наших актеров практическим умени€м в этой области. —еменной банк стал своего рода «пространственно-временным тоннелем». ≈сть определенный культурный слой науки, времени, мысли, который накапливаетс€ за годы работы таких учреждений. Ћюди не снимают фотографии своих предшественников, все наслаиваетс€. ¬ институте были компьютеры 1990-х и мониторы 2010-х, установленные сверху. Ётого не выдумать. Ёто было идеально дл€ атмосферы вневременности, котора€ важна в фильме.

ѕочему фильм черно-белый?

— ћне хотелось нарушить привычные ограничени€ документальной и драматической формы, избежать «фантастического» воспри€ти€ истории. Ќо € все же не хотела, чтобы фильм можно было легко датировать, чтобы в нем распознавалс€ только год съемки — лишь один год среди дес€тилетий, в которых он актуален. я хотела, чтобы там было то самое «скольжение» во времени, и зритель не мог пон€ть, когда точно все происходит.

¬опросы задавала јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

«‘онтанка.ру» благодарит продюсерскую компанию «¬елес ћедиа» за организацию интервью

„итайте также:

Ќевидима€ блокада: Ѕлокадные музеи, которых нет на карте

Ѕлокадный «ѕраздник»: ѕочему не смешит комеди€ јлексе€  расовского

 

”лицы невидимых рисунков.  ак петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

—поры о легализации уличного искусства в ѕетербурге ведутс€ не первый год: они обостр€ютс€ в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображени€ всем известных личностей, как это произошло с »осифом Ѕродским, и ослабевают в периоды без скандалов. ѕараллельно с Ђуличными войнамиї, в конце июл€ было объ€влено о том, что при поддержке —мольного и «ак—а в городе организуют школу граффити. » рисовать там будут Ђпатриотичныеї работы.  орреспондент Ђ‘онтанкиї узнал, где спр€таны сотни артов художников, которые не собираютс€ рисовать по указке, и оказалс€ в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

—татьи

>