
Потопленный сюжет, потеющий Макконахи: Как автор «Острых козырьков» утонул в «Море соблазна»

В прокате — «Море соблазна», мистический триллер с Мэттью Макконахи. Теории мирового заговора переплетаются с фрейдизмом, а граница между реальностью и фантазиями размыта, в лучших жанровых традициях.
Стивен Найт умеет напустить туману. Он известен, в первую очередь, как сценарист — в своё время сочинил «Грязные прелести», «Порок на экспорт». Но он ещё и создатель «Острых козырьков» и «Табу», двух самых ярких британских сериалов последних лет. Его талант — строить сюжет неожиданным образом, превращать просмотр фильма в американские горки. Тайны, секреты, двусмысленности — инструменты, которыми он владеет в совершенстве.
В «Море соблазна» этого добра хватает. На пороге дома главного героя появляется его бывшая жена. С неожиданной просьбой: убить ее нового мужа, изувера и мафиози. Из этой нехитрой завязки Найт выжимает максимум. Богатую фактуру вымышленного рыбацкого селения на затерянном в океане острове. Туманное прошлое героя, которое всплывает во флэшбеках. Брутальное настоящее: хэмингуэевские попытки поймать огромного тунца, пьянки в рыбацких барах, секс с местными жительницами, болтовня с аборигенами. Но самое любопытное — то, как сценарист Найт работает, собственно, с интригой. Он предлагает нам наблюдать не за тем, как главный герой мучается совестью: убивать или нет. Эта фабула — только повод, чтобы развернуть жуткий и красочный конфликт между воображаемым миром, алкогольным бредом, подозрительностью с одной стороны, и простой, бытовой, обыденной реальностью, в которой для всего есть свои логические объяснения.
Такая работа с сюжетом — в лучших традициях жанра. Любой хороший триллер по-настоящему не про дом с привидениями и не про тени прошлого, а именно про то, какой зыбкой бывает грань между бредом и действительностью, как легко их порой перепутать. Найт демонстрирует завидное мастерство сочинителя: герой Макконахи мечется между уверенностью, что весь мир вокруг него придуман сыном-компьютерным гением (привет, «Матрица» и «Чёрное зеркало») и всё более редкими прозрениями, что он просто рыбак, который живет на острове, а его бывшая жена желает его использовать в своих целях.

Фото: volgafilm.ru
Одна проблема: сколько бы ни твердили мастера, что для хорошего фильма нужны «сценарий, сценарий и еще раз сценарий», без достойного визуального воплощения не обойтись. Каким бы находчивым, хитро скроенным, умным ни был сюжет, он должен жить на экране, а не только существовать в виде текста и череды событий. А это Найт, опытный сценарист и начинающий пока режиссер, умеет не слишком хорошо. «Море соблазна» даже неприхотливым не назовёшь: Найт попросту не знает, как перенести на экран свой сюжет. Не владеет визуальным языком компьютерных игр, эпизоды, связанные с ними, выглядят вставными новеллами, никак не пересекаются с остальными сценами. Камера то и дело начинает с шумом летать вокруг кораблей, фигур, лиц и рыб. Фильм распадается на красивые кадры, картинки, сцены, ходы — но в единое целое не складывается.
Не придают единства даже первоклассные актеры — Макконахи в главной роли, как обычно, сурово смотрит в кадр, потеет и переживает. Энн Хэтэуэй повторяет приевшийся рисунок роли женщины-вамп: как сто раз до этого играла, так и играет. Фирменный злодей Джейсон Кларк в образе мафиози-истязателя тоже обычен до невозможности. Порой кажется, что и снимать их было необязательно: так, нарезать из прошлых работ крупных-общих планов, перебить их панорамами океанов-островов, и фильм готов. Заурядность визуального решения и актерских работ топит всю хитрость и изощренность сюжета. Они попросту обесцениваются, становятся незаметными. А всё потому, что кино всё-таки искусство синкретическое, состоящее из множества элементов. Среди них нет главного и второстепенного. Они все равны. И если одну составляющую формальной системы поставить выше прочих — конструкция рушится. Как в «Море соблазна». Фильме, который мог бы быть отличным триллером — а стал памятником заурядности.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
От Тарантино до Пелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019

«Дело не закрыто». Что случилось с домом легендарного композитора Олега Каравайчука?
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
11 июля 2025, 08:30
-
04 июля 2025, 08:30