Огнеопасно: Пользователи и критики оценили первый интерактивный эпизод «Чёрного зеркала»

30 декабря 2018, 16:32
Версия для печати Версия для печати

В киноизданиях и на пользовательских форумах расходятся рецензии на «Брандашмыг», полнометражный эпизод сатирического сай-фай сериала «Чёрное зеркало». Netflix выложил его в пятницу, хотя первые разговоры о проекте начались месяц назад. Главная особенность «Брандашмыга» — это интерактивная серия, то есть зрители могут сами влиять на развитие событий.

Сюжет разворачивается в 1984 году, и это первый случай, когда авторы «Чёрного зеркала» решили обратиться к прошлому. Конечно, время взято не случайно, и вовсе не потому, что в этом году впервые вручили музыкальную премию MTV или образовалась популярная немецкая группа Modern Talking. Дело в том, что январе 1984 года в продажу поступил первый персональный компьютер производства корпорации Apple – Apple Macintosh, после чего история разделилась на «до» и «после». Именно это события, а позже и распространение Интернета, привело человечество ко всему тому, что мы смотрим в «Чёрном зеркале» уже не первый год.

Сама фабула, как нетрудно догадаться по названию, взята из произведений Льюиса Кэррола про Алису, которая в погоне за Белым кроликом по Стране чудес натыкается на Брандашмыга, он же — Бармаглот. Так и главный герой нового эпизода «Чёрного зеркала» Стефан оказывается в мире раздвоенных реальностей и вселенных. Он придумал новую компьютерную видеоигру, где зритель принимает решение за героя. Но по такому же принципу в результате складывается и жизнь самого Стефана.

Исходя из интерактивности фильма, его хронометраж варьируется от 40 до 90 минут экранного времени. Естественно, специализирующиеся издания уже вывесили хитроумные схемы, как понять сюжет и сделать правильный выбор — в частности, отличился портал Reddit, чью картосхему тут же многие перепечатали.

СМИ вынесли исключительно высокие оценки «Брандашмыгу» за инновационность, супермодерновость, просвечивающие сквозь ретро-стиль. Но многие кинообозреватели сразу же задались вопросом — а нужен ли этот самый выбор зрителю, если он из потребителя может превратиться в производителя. Например, The Hollywood Reporter дал своей рецензии подзаголовок: «Хорошо как игра, но не как драма». Издание The Variety отметило: «И фильм, и игра получились незаконченными. И то, и другое — неполное; и то, и другое сделано, ради сенсации, но не даёт зрителю наслаждения».

Зрители, судя по первым отзывам и всплескам активности в соцсетях, в восторге. В Twitter уже распространяются мемы про новую серию. «Я, когда пытаюсь принять решение в «Брандашмыге», — пишет пользователь @stephshdz.

 «Я завтра, когда буду выбирать, пить ли чай или кофе на завтрак», — вторит @AthierLaia.

Интерактивность, так или иначе, пошла на пользу «Чёрному зеркалу», ещё больше раскрыв концепт и месседж проекта — кино и телесериалы не могут быть прежними и смотреть их лучше не в кинотеатрах. (Вспомним о войне Каннского кинофестиваля и французских кинотеатров с Netflix: его обвиняют в вытеснении традиционного формата киноразвлечений). Понятно, что это была всего лишь разовая, но очень мощная акция, призванная доказать: у зрителя тоже есть выбор.

Андрей Смирнов, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

Главные сериалы декабря: выбор «Фонтанки»

Родом из подкастов: Лучшие телесериалы-экранизации

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>