Потопленный сюжет, потеющий Макконахи: Как автор «Острых козырьков» утонул в «Море соблазна»
В прокате — «Море соблазна», мистический триллер с Мэттью Макконахи. Теории мирового заговора переплетаются с фрейдизмом, а граница между реальностью и фантазиями размыта, в лучших жанровых традициях.
Стивен Найт умеет напустить туману. Он известен, в первую очередь, как сценарист — в своё время сочинил «Грязные прелести», «Порок на экспорт». Но он ещё и создатель «Острых козырьков» и «Табу», двух самых ярких британских сериалов последних лет. Его талант — строить сюжет неожиданным образом, превращать просмотр фильма в американские горки. Тайны, секреты, двусмысленности — инструменты, которыми он владеет в совершенстве.
В «Море соблазна» этого добра хватает. На пороге дома главного героя появляется его бывшая жена. С неожиданной просьбой: убить ее нового мужа, изувера и мафиози. Из этой нехитрой завязки Найт выжимает максимум. Богатую фактуру вымышленного рыбацкого селения на затерянном в океане острове. Туманное прошлое героя, которое всплывает во флэшбеках. Брутальное настоящее: хэмингуэевские попытки поймать огромного тунца, пьянки в рыбацких барах, секс с местными жительницами, болтовня с аборигенами. Но самое любопытное — то, как сценарист Найт работает, собственно, с интригой. Он предлагает нам наблюдать не за тем, как главный герой мучается совестью: убивать или нет. Эта фабула — только повод, чтобы развернуть жуткий и красочный конфликт между воображаемым миром, алкогольным бредом, подозрительностью с одной стороны, и простой, бытовой, обыденной реальностью, в которой для всего есть свои логические объяснения.
Такая работа с сюжетом — в лучших традициях жанра. Любой хороший триллер по-настоящему не про дом с привидениями и не про тени прошлого, а именно про то, какой зыбкой бывает грань между бредом и действительностью, как легко их порой перепутать. Найт демонстрирует завидное мастерство сочинителя: герой Макконахи мечется между уверенностью, что весь мир вокруг него придуман сыном-компьютерным гением (привет, «Матрица» и «Чёрное зеркало») и всё более редкими прозрениями, что он просто рыбак, который живет на острове, а его бывшая жена желает его использовать в своих целях.

Фото: volgafilm.ru
Одна проблема: сколько бы ни твердили мастера, что для хорошего фильма нужны «сценарий, сценарий и еще раз сценарий», без достойного визуального воплощения не обойтись. Каким бы находчивым, хитро скроенным, умным ни был сюжет, он должен жить на экране, а не только существовать в виде текста и череды событий. А это Найт, опытный сценарист и начинающий пока режиссер, умеет не слишком хорошо. «Море соблазна» даже неприхотливым не назовёшь: Найт попросту не знает, как перенести на экран свой сюжет. Не владеет визуальным языком компьютерных игр, эпизоды, связанные с ними, выглядят вставными новеллами, никак не пересекаются с остальными сценами. Камера то и дело начинает с шумом летать вокруг кораблей, фигур, лиц и рыб. Фильм распадается на красивые кадры, картинки, сцены, ходы — но в единое целое не складывается.
Не придают единства даже первоклассные актеры — Макконахи в главной роли, как обычно, сурово смотрит в кадр, потеет и переживает. Энн Хэтэуэй повторяет приевшийся рисунок роли женщины-вамп: как сто раз до этого играла, так и играет. Фирменный злодей Джейсон Кларк в образе мафиози-истязателя тоже обычен до невозможности. Порой кажется, что и снимать их было необязательно: так, нарезать из прошлых работ крупных-общих планов, перебить их панорамами океанов-островов, и фильм готов. Заурядность визуального решения и актерских работ топит всю хитрость и изощренность сюжета. Они попросту обесцениваются, становятся незаметными. А всё потому, что кино всё-таки искусство синкретическое, состоящее из множества элементов. Среди них нет главного и второстепенного. Они все равны. И если одну составляющую формальной системы поставить выше прочих — конструкция рушится. Как в «Море соблазна». Фильме, который мог бы быть отличным триллером — а стал памятником заурядности.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
От Тарантино до Пелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.