
Потопленный сюжет, потеющий Макконахи: Как автор «Острых козырьков» утонул в «Море соблазна»

В прокате — «Море соблазна», мистический триллер с Мэттью Макконахи. Теории мирового заговора переплетаются с фрейдизмом, а граница между реальностью и фантазиями размыта, в лучших жанровых традициях.
Стивен Найт умеет напустить туману. Он известен, в первую очередь, как сценарист — в своё время сочинил «Грязные прелести», «Порок на экспорт». Но он ещё и создатель «Острых козырьков» и «Табу», двух самых ярких британских сериалов последних лет. Его талант — строить сюжет неожиданным образом, превращать просмотр фильма в американские горки. Тайны, секреты, двусмысленности — инструменты, которыми он владеет в совершенстве.
В «Море соблазна» этого добра хватает. На пороге дома главного героя появляется его бывшая жена. С неожиданной просьбой: убить ее нового мужа, изувера и мафиози. Из этой нехитрой завязки Найт выжимает максимум. Богатую фактуру вымышленного рыбацкого селения на затерянном в океане острове. Туманное прошлое героя, которое всплывает во флэшбеках. Брутальное настоящее: хэмингуэевские попытки поймать огромного тунца, пьянки в рыбацких барах, секс с местными жительницами, болтовня с аборигенами. Но самое любопытное — то, как сценарист Найт работает, собственно, с интригой. Он предлагает нам наблюдать не за тем, как главный герой мучается совестью: убивать или нет. Эта фабула — только повод, чтобы развернуть жуткий и красочный конфликт между воображаемым миром, алкогольным бредом, подозрительностью с одной стороны, и простой, бытовой, обыденной реальностью, в которой для всего есть свои логические объяснения.
Такая работа с сюжетом — в лучших традициях жанра. Любой хороший триллер по-настоящему не про дом с привидениями и не про тени прошлого, а именно про то, какой зыбкой бывает грань между бредом и действительностью, как легко их порой перепутать. Найт демонстрирует завидное мастерство сочинителя: герой Макконахи мечется между уверенностью, что весь мир вокруг него придуман сыном-компьютерным гением (привет, «Матрица» и «Чёрное зеркало») и всё более редкими прозрениями, что он просто рыбак, который живет на острове, а его бывшая жена желает его использовать в своих целях.

Фото: volgafilm.ru
Одна проблема: сколько бы ни твердили мастера, что для хорошего фильма нужны «сценарий, сценарий и еще раз сценарий», без достойного визуального воплощения не обойтись. Каким бы находчивым, хитро скроенным, умным ни был сюжет, он должен жить на экране, а не только существовать в виде текста и череды событий. А это Найт, опытный сценарист и начинающий пока режиссер, умеет не слишком хорошо. «Море соблазна» даже неприхотливым не назовёшь: Найт попросту не знает, как перенести на экран свой сюжет. Не владеет визуальным языком компьютерных игр, эпизоды, связанные с ними, выглядят вставными новеллами, никак не пересекаются с остальными сценами. Камера то и дело начинает с шумом летать вокруг кораблей, фигур, лиц и рыб. Фильм распадается на красивые кадры, картинки, сцены, ходы — но в единое целое не складывается.
Не придают единства даже первоклассные актеры — Макконахи в главной роли, как обычно, сурово смотрит в кадр, потеет и переживает. Энн Хэтэуэй повторяет приевшийся рисунок роли женщины-вамп: как сто раз до этого играла, так и играет. Фирменный злодей Джейсон Кларк в образе мафиози-истязателя тоже обычен до невозможности. Порой кажется, что и снимать их было необязательно: так, нарезать из прошлых работ крупных-общих планов, перебить их панорамами океанов-островов, и фильм готов. Заурядность визуального решения и актерских работ топит всю хитрость и изощренность сюжета. Они попросту обесцениваются, становятся незаметными. А всё потому, что кино всё-таки искусство синкретическое, состоящее из множества элементов. Среди них нет главного и второстепенного. Они все равны. И если одну составляющую формальной системы поставить выше прочих — конструкция рушится. Как в «Море соблазна». Фильме, который мог бы быть отличным триллером — а стал памятником заурядности.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
От Тарантино до Пелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019

Куда пойти 18 — 20 апреля: Кандинский в Главном Штабе, фестиваль Dance Open и «День подснежника»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 18 апреля 2025 - Уральские горы пришли к петербуржцам: «Фонтанка» заглянула на генеральный прогон перед открытием Dance Open
- 17 апреля 2025 - Московскому Музею современного искусства «Гараж» сменили директора
- 17 апреля 2025 - Военное кино с Машковым и фильм о петербургских интеллигентах с Крючковой и Адабашьяном: в Москве открывают ММКФ
- 16 апреля 2025 - Группа КИНО выпустила клип на песню «Звезда» с мультипликационным Цоем в кабриолете
- 15 апреля 2025 - Эрмитаж назвал следующий бесплатный день
Статьи
-
17 апреля 2025, 13:58В прокат выходит фильм Николая Лебедева «Кракен» с Александром Петровым в роли командира подводной лодки, отправляющегося на поиски старшего брата (Виктор Добронравов), чей подводный ракетный крейсер таинственно затонул в Гренландском море. Виновником аварии оказывается гигантский осьминог, но это далеко не главная проблема, терзающая героев.
-
12 апреля 2025, 15:47
-
10 апреля 2025, 11:46
-
09 апреля 2025, 15:41