‘ото: кадр из фильма

Ђƒауї как эксперимент над людьми: в ѕариже проходит премьера 700-часового российского фильма с уголовниками и звездами

23 €нвар€ 2019, 13:00
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ ѕариже начинают показывать «ƒау» — междисциплинарный творческий проект »льи ’ржановского («4»), который называют жутким и сенсационным. ¬ начале съемок произведение новой, доселе невиданной формы современного искусства за€вл€лось как фильм о жизни советского физика Ћьва Ћандау. Ќо съемки обернулись неоднозначным психологическим экспериментом над актерами и другими участниками съемочного процесса, причЄм режиссер никак не хочет завершать эксперимент и готов расшир€ть его дальше — за счет зрителей.  рупнейшие мировые газеты уже предостерегают своих читателей.

–абота над фильмом велась темпами јлексе€ √ермана (старшего) — то есть дес€ть лет. ѕри этом она до сих пор не завершена: в разосланном менее чем за неделю до событи€ пресс-релизе авторы предупредили, что о выходе полнометражного фильма будет объ€влено дополнительно. ј 23 €нвар€ прессе (и с 24 €нвар€ — широкой публике) представ€т некий глобальный эксперимент на грани иммерсивного театра и кино, в который можно погрузитьс€ — и стать его частью.

— тех пор, как фильм при участии студии «Ћенфильм» ’ржановский начал снимать в ѕетербурге, утекло много воды и средств. ѕоследние, полученные от ћинкульта, по суду отправились в обратном направлении: создатели категорически не укладывались в сроки. Ќо то была капл€ в море: во сколько в итоге обошелс€ проект, продюсеры не рассказывают. ѕо некоторым фигурировавшим в прессе оценкам, это свыше 50 миллионов долларов. Ќа помощь пришли европейские кинематографические фонды и миллиардер, бывший владелец Yota —ергей јдоньев, — также, как утверждали журналисты, финансировавший предвыборную кампанию  сении —обчак.  роме того, продюсеры своеобразно экономили: многие актеры жаловались, что их отправл€ли восво€си без денег, «кидали» владельцев квартир в ’арькове, сдававших жилье участникам съемочного процесса, часть реквизита тоже получали бесплатно и не возвращали. Ќо это фактически была тоже часть пресловутого эксперимента, провоцировавшего людей раскрывать свои качества в экстремальной обстановке — сродни той, что царила в —оветском —оюзе (врем€ действи€ картины — 1930-е — 1960-е годы).



‘ото: предоставлено SARAFUN PR

ѕосле переезда съемок в ’арьков (по финансовым соображени€м), о «ƒау» ’ржановского заговорили как о неком извращении. Ќесмотр€ на то, что процесс работы над картиной было запрещено снимать и фотографировать (даже все свои вещи участники фильма оставл€ли за территорией), стали по€вл€тьс€ слухи и публикации о «ƒау». ¬ заброшенном спорткомплексе в ’арькове был выстроен и функционировал некий «Ќ»»», куда в течение трех лет (2009-2011) приходили работать люди (их нанимали как на месте, так и «выписывали» из разных городов, оплачива€ билеты), кастинги проходили тыс€чи человек и каждого ’ржановский отсматривал лично, по свидетельствам очевидцев, задава€ провокационные вопросы. ∆урналисты писали, что в основном это были насто€щие физики, дворники, буфетчицы, проститутки и, по некоторой информации, даже люди с расстройством аутического спектра. »звестно, что профессиональных артистов на съемках было мало: жену Ћандау играет украинска€ актриса –адмила ўеголева, академика ѕетра  апицу (в фильме —  рупицу) — режиссер јнатолий ¬асильев, главна€ роль Ћьва Ћандау (по фильму — ƒау) досталась культовому дирижеру “еодору  урентзису. “акже в фильме участвовали музыканты Ћеонид ‘едоров и ¬ладимир ¬олков, легенда перформативных искусств ћарина јбрамович и многие другие, вплоть до уголовника ћаксима ћарцинкевича («“есака») с его подельниками — режиссер хотел на экране выхода энергии и получил желаемое: под занавес съемок неонацисты охотно разнесли пенопластово-дерев€нное здание-декорацию Ќ»».

 ак таковых указаний актерам не выдавали: те приходили «на работу» и делали то же, что в обычной жизни. Ќо авторы картины провоцировали взаимодействие между людьми — в ход, по слухам, шли и вещества, измен€ющие сознание. ”частников целенаправленно подталкивали к интимным св€з€м, дело доходило до изнасилований (и это тоже документировались и присутствует в фильме). ѕовсюду были установлены камеры (в некоторых публикаци€х утверждалось даже, что они пр€тались и позади зеркал), готовые запечатлеть пограничные состо€ни€, конфликты и другие непригл€дные ситуации, возникавшие в здании-съемочной площадке. 

¬ отзывах о работе фигурировали предположени€, что режиссер ставил целью эксперимента посмотреть, до каких крайностей могут доходить люди. “еперь, как сообщает Le Monde, группа французских женщин даже готовитс€ подать на ’ржановского в суд. «ћне непон€тно, как муниципальные учреждени€ могут содействовать проекту, в котором женщин, в том числе уличных проституток, опаивают и насилуют», — за€вила изданию помощник мэра в —ен-—ен-ƒени ћадлен ƒа —илва.

 оманда проекта за врем€ работы над картиной многократно мен€лась: по отношению ко многим обстановка не отличалась особой человечностью (и, возможно, это тоже было частью эксперимента). ќператором-постановщиком был ёрген ёргес (работавший с ‘ассбиндером), художником-постановщиком — ƒенис Ўибанов («¬се умрут, а € останусь»). ¬ озвучивании картины принимали участие »забель јджани, ‘анни јрдан, »забель ёппер, Ўарлотта –эмплинг, ’анна Ўигула, ∆ерар ƒепардье, ”иллем ƒефо, Ћарс јйдингер. «рители услышат музыку Massive Attack.

 ак видно, даже по парижским меркам, «€вление» «ƒау» — дерзость нешуточна€. “е, кому уже удавалось посмотреть хот€ бы часть проекта, в один голос говор€т, что в показ на территории –оссии не вер€т. ћногого об увиденном не рассказывают: писатель и журналист јлександр √енис в интервью RTVI по€снил, что на данный момент «ƒау» представл€ет собой 13 лент без вн€тного сценари€ и сюжета (хот€ изначально сценарист у фильма был, ¬ладимир —орокин); во врем€ просмотра становитс€ то страшно, то скучно — но в целом «оторватьс€ невозможно». ¬прочем, придетс€: в общем счете работа ’ржановского вылилась в 700 часов материала, отсн€того на 35-миллиметровую пленку. ќбщий публицистический настрой картины √енис охарактеризовал, скорее, как «антисоветский».

ѕоказы пройдут в двух парижских театрах-близнецах, наход€щихс€ на реконструкции, — “еатра Ўатле и “еатра de la Ville, а в ÷ентре ѕомпиду представ€т иммерсивную инсталл€цию, где будут жить герои проекта. ≈сли парижска€ администраци€ разрешит, ночами три этих точки будут соедин€тьс€ в небе треугольником из красных лазерных лучей — что за€влено как оммаж русскому авангарду начала ’’ века. “еатры будут доступны дл€ публики 24 часа в сутки до 17 феврал€, музей — по своему графику работы. „тобы попасть на территорию «ƒау», нужна виза (а не билеты). ќна бывает разной продолжительности: на шесть часов, сутки или до конца работы проекта в ѕариже. ≈сли берете хот€ бы суточную, придетс€ регистрироватьс€ и становитьс€ частью психологического эксперимента — как минимум, вас будут снимать.   слову, на 95% продукт будет представлен на русском €зыке, и местным придетс€ надевать наушники с переводом.

 ак сообщили «‘онтанке» в российском представительстве «ƒау», помимо фильмов и сериалов, смонтированных из отсн€того материала, в ѕариже зрител€ ждут различные «научные и духовные практики», семинары, концерты, перформансы и инсталл€ции. ќжидаетс€ приезд исполнител€ главной роли — “еодора  урентзиса, но конкретных дат пока нет.

–усско€зычный сегмент Facebook последнюю неделю бурлит дискусси€ми, ехать ли в ѕариж на премьеру «ƒау». ќдни считают подобные эксперименты аморальными, режиссера — неадекватным, и не хот€т иметь к этому никакого отношени€. ƒругие полагают интересным хот€ бы с профессиональной точки зрени€ оценить новую форму искусства.  ак воспримет произведение мирова€ общественность — станет €сно уже через пару дней. ¬ берлинской премьере ’ржановскому уже отказали, ѕариж оказалс€ смелее. —ледующим по графику значитс€ Ћондон. ¬ конечном итоге создатели картины планируют выложить материалы в интернет на специальный сайт, который поможет посетител€м составить собственный маршрут по фильму.

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

„итайте также:

ќт “арантино до ѕелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019

”лицы невидимых рисунков.  ак петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

—поры о легализации уличного искусства в ѕетербурге ведутс€ не первый год: они обостр€ютс€ в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображени€ всем известных личностей, как это произошло с »осифом Ѕродским, и ослабевают в периоды без скандалов. ѕараллельно с Ђуличными войнамиї, в конце июл€ было объ€влено о том, что при поддержке —мольного и «ак—а в городе организуют школу граффити. » рисовать там будут Ђпатриотичныеї работы.  орреспондент Ђ‘онтанкиї узнал, где спр€таны сотни артов художников, которые не собираютс€ рисовать по указке, и оказалс€ в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

—татьи

>