Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/7659

23 января 2019, 13:00

Категория: кино

«Дау» как эксперимент над людьми: в Париже проходит премьера 700-часового российского фильма с уголовниками и звездами

В Париже начинают показывать «Дау» — междисциплинарный творческий проект Ильи Хржановского («4»), который называют жутким и сенсационным. В начале съемок произведение новой, доселе невиданной формы современного искусства заявлялось как фильм о жизни советского физика Льва Ландау. Но съемки обернулись неоднозначным психологическим экспериментом над актерами и другими участниками съемочного процесса, причём режиссер никак не хочет завершать эксперимент и готов расширять его дальше — за счет зрителей. Крупнейшие мировые газеты уже предостерегают своих читателей.

Работа над фильмом велась темпами Алексея Германа (старшего) — то есть десять лет. При этом она до сих пор не завершена: в разосланном менее чем за неделю до события пресс-релизе авторы предупредили, что о выходе полнометражного фильма будет объявлено дополнительно. А 23 января прессе (и с 24 января — широкой публике) представят некий глобальный эксперимент на грани иммерсивного театра и кино, в который можно погрузиться — и стать его частью.

С тех пор, как фильм при участии студии «Ленфильм» Хржановский начал снимать в Петербурге, утекло много воды и средств. Последние, полученные от Минкульта, по суду отправились в обратном направлении: создатели категорически не укладывались в сроки. Но то была капля в море: во сколько в итоге обошелся проект, продюсеры не рассказывают. По некоторым фигурировавшим в прессе оценкам, это свыше 50 миллионов долларов. На помощь пришли европейские кинематографические фонды и миллиардер, бывший владелец Yota Сергей Адоньев, — также, как утверждали журналисты, финансировавший предвыборную кампанию Ксении Собчак. Кроме того, продюсеры своеобразно экономили: многие актеры жаловались, что их отправляли восвояси без денег, «кидали» владельцев квартир в Харькове, сдававших жилье участникам съемочного процесса, часть реквизита тоже получали бесплатно и не возвращали. Но это фактически была тоже часть пресловутого эксперимента, провоцировавшего людей раскрывать свои качества в экстремальной обстановке — сродни той, что царила в Советском Союзе (время действия картины — 1930-е — 1960-е годы).



Фото: предоставлено SARAFUN PR

После переезда съемок в Харьков (по финансовым соображениям), о «Дау» Хржановского заговорили как о неком извращении. Несмотря на то, что процесс работы над картиной было запрещено снимать и фотографировать (даже все свои вещи участники фильма оставляли за территорией), стали появляться слухи и публикации о «Дау». В заброшенном спорткомплексе в Харькове был выстроен и функционировал некий «НИИ», куда в течение трех лет (2009-2011) приходили работать люди (их нанимали как на месте, так и «выписывали» из разных городов, оплачивая билеты), кастинги проходили тысячи человек и каждого Хржановский отсматривал лично, по свидетельствам очевидцев, задавая провокационные вопросы. Журналисты писали, что в основном это были настоящие физики, дворники, буфетчицы, проститутки и, по некоторой информации, даже люди с расстройством аутического спектра. Известно, что профессиональных артистов на съемках было мало: жену Ландау играет украинская актриса Радмила Щеголева, академика Петра Капицу (в фильме — Крупицу) — режиссер Анатолий Васильев, главная роль Льва Ландау (по фильму — Дау) досталась культовому дирижеру Теодору Курентзису. Также в фильме участвовали музыканты Леонид Федоров и Владимир Волков, легенда перформативных искусств Марина Абрамович и многие другие, вплоть до уголовника Максима Марцинкевича («Тесака») с его подельниками — режиссер хотел на экране выхода энергии и получил желаемое: под занавес съемок неонацисты охотно разнесли пенопластово-деревянное здание-декорацию НИИ.

Как таковых указаний актерам не выдавали: те приходили «на работу» и делали то же, что в обычной жизни. Но авторы картины провоцировали взаимодействие между людьми — в ход, по слухам, шли и вещества, изменяющие сознание. Участников целенаправленно подталкивали к интимным связям, дело доходило до изнасилований (и это тоже документировались и присутствует в фильме). Повсюду были установлены камеры (в некоторых публикациях утверждалось даже, что они прятались и позади зеркал), готовые запечатлеть пограничные состояния, конфликты и другие неприглядные ситуации, возникавшие в здании-съемочной площадке. 

В отзывах о работе фигурировали предположения, что режиссер ставил целью эксперимента посмотреть, до каких крайностей могут доходить люди. Теперь, как сообщает Le Monde, группа французских женщин даже готовится подать на Хржановского в суд. «Мне непонятно, как муниципальные учреждения могут содействовать проекту, в котором женщин, в том числе уличных проституток, опаивают и насилуют», — заявила изданию помощник мэра в Сен-Сен-Дени Мадлен Да Силва.

Команда проекта за время работы над картиной многократно менялась: по отношению ко многим обстановка не отличалась особой человечностью (и, возможно, это тоже было частью эксперимента). Оператором-постановщиком был Юрген Юргес (работавший с Фассбиндером), художником-постановщиком — Денис Шибанов («Все умрут, а я останусь»). В озвучивании картины принимали участие Изабель Аджани, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Шарлотта Рэмплинг, Ханна Шигула, Жерар Депардье, Уиллем Дефо, Ларс Айдингер. Зрители услышат музыку Massive Attack.

Как видно, даже по парижским меркам, «явление» «Дау» — дерзость нешуточная. Те, кому уже удавалось посмотреть хотя бы часть проекта, в один голос говорят, что в показ на территории России не верят. Многого об увиденном не рассказывают: писатель и журналист Александр Генис в интервью RTVI пояснил, что на данный момент «Дау» представляет собой 13 лент без внятного сценария и сюжета (хотя изначально сценарист у фильма был, Владимир Сорокин); во время просмотра становится то страшно, то скучно — но в целом «оторваться невозможно». Впрочем, придется: в общем счете работа Хржановского вылилась в 700 часов материала, отснятого на 35-миллиметровую пленку. Общий публицистический настрой картины Генис охарактеризовал, скорее, как «антисоветский».

Показы пройдут в двух парижских театрах-близнецах, находящихся на реконструкции, — Театра Шатле и Театра de la Ville, а в Центре Помпиду представят иммерсивную инсталляцию, где будут жить герои проекта. Если парижская администрация разрешит, ночами три этих точки будут соединяться в небе треугольником из красных лазерных лучей — что заявлено как оммаж русскому авангарду начала ХХ века. Театры будут доступны для публики 24 часа в сутки до 17 февраля, музей — по своему графику работы. Чтобы попасть на территорию «Дау», нужна виза (а не билеты). Она бывает разной продолжительности: на шесть часов, сутки или до конца работы проекта в Париже. Если берете хотя бы суточную, придется регистрироваться и становиться частью психологического эксперимента — как минимум, вас будут снимать. К слову, на 95% продукт будет представлен на русском языке, и местным придется надевать наушники с переводом.

Как сообщили «Фонтанке» в российском представительстве «Дау», помимо фильмов и сериалов, смонтированных из отснятого материала, в Париже зрителя ждут различные «научные и духовные практики», семинары, концерты, перформансы и инсталляции. Ожидается приезд исполнителя главной роли — Теодора Курентзиса, но конкретных дат пока нет.

Русскоязычный сегмент Facebook последнюю неделю бурлит дискуссиями, ехать ли в Париж на премьеру «Дау». Одни считают подобные эксперименты аморальными, режиссера — неадекватным, и не хотят иметь к этому никакого отношения. Другие полагают интересным хотя бы с профессиональной точки зрения оценить новую форму искусства. Как воспримет произведение мировая общественность — станет ясно уже через пару дней. В берлинской премьере Хржановскому уже отказали, Париж оказался смелее. Следующим по графику значится Лондон. В конечном итоге создатели картины планируют выложить материалы в интернет на специальный сайт, который поможет посетителям составить собственный маршрут по фильму.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

От Тарантино до Пелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019