Что смотреть в цирке на Новый год: «Бал Золушки» в Чинизелли и «Улетные ёлки» в Автово

31 декабря 2018, 11:47
Версия для печати Версия для печати

«Фонтанка» увидела две цирковые премьеры, которые дают в Петербурге под Новый год. «Новогодний бал Золушки» в цирке на Фонтанке будет интересен самым маленьким зрителям, представление в цирке в Автово подойдёт тем, кто не ищет рекордных трюков и глубоких смыслов.

«Новогодний бал Золушки» в цирке Чинизелли

Впервые со времен директорства Славы Полунина в цирке на Фонтанке поставлен сюжетный спектакль с очевидной фабулой и авторской музыкой. Его автор – Дмитрий Иванов, незадолго до премьеры покинувший пост главы компании «Росгосцирк».

Новая «Золушка» следует классическому сюжету, навеянному, с одной стороны, сказкой Шарля Перро, с другой — знаменитым советским фильмом. Постановщики попытались соединить в одном представлении милые образы прошлого в лице вкрадчивого Оле Лукойле из советского мультика и современные технологии из разряда лазерных шоу. Единство музыкального ряда обеспечил композитор Андрей Быстрицкий, сочинивший к спектаклю оригинальную музыку. Специально для «Золушки» создали костюмы, не слишком способствующие единству оформительского решения, но вполне подходящие к сюжету.

Традиция ставить под Новый год «Золушку» в цирке Чинизелли появилась в 1870-е годы и соблюдалась настолько неукоснительно, что к революции в Петербурге на этой сказке выросло не одно поколение городских жителей. На фоне абсолютно «взрослого» цирка рождественское время было единственным периодом, когда в цирк водили детей. Главная особенность той сказки заключалась не столько в сюжете и особой пышности, сколько в составе артистов. К ее постановке всегда привлекали детей, в некоторые годы их количество достигало 300. В 2018 году постановочная группа вернулась к далекой чинизеллиевской традиции — на манеже выступают детские танцевальные и цирковые коллективы. Их участникам отдана роль вездесущих, трогательных и милых мышей, и дети с ней справляются блестяще.



Фото: Настасья Зарапина


Но главная находка новогоднего спектакля лежит в иной плоскости. Цирк Чинизелли делает осторожный шаг в сторону полноценного циркового спектакля, где одинаково важны как трюковая часть, так и актерская выразительность персонажей. Постановщики грамотно распределили роли между артистами: руководитель конно-акробатического аттракциона Таймураз Кануков сыграл сдержанного отца Золушки, клоун Давид Ларибле — короля, готового развлекать своими шутками приглашенных на бал, иллюзионистка Кристина Сударчикова — элегантную и всесильную Волшебницу. Но как это часто бывает в цирке в силу технических причин, все они существуют в своих ролях под фонограмму и лишь открывают рот под заранее записанные треки, а оттого лишены всякой возможности импровизации. На этом фоне подлинными героями становится троица мачехи и сестер, обеспеченных как раз живыми микрофонами. Клоун Владимир Шкелев в роли Мачехи удачно импровизирует, отыгрывает реакцию публики и вообще демонстрирует удивительную гибкость в разговорном жанре. Благодаря ему спектакль обрастает шутками и живыми эмоциями, обретает нужный ритм.

Акробатические номера и номера с животными тоже подобраны удачно, баланс здесь выдержан. Трогательные овечки под управлением Эмилии Будзилович, талантливые попугаи под управлением Вениамина Игумнова, каскад трюков в исполнении джигитов Кануковых, комический номер с обедающим шимпанзе Мики, исчезающий жанр конного па-де-де в исполнении Мурада Хыдырова и Екатерины Венегас, феерическая иллюзия с переодеваниями Кристины и Константина Сударчиковых естественным образом вписываются в сюжет «Золушки».

Зрителям стоит учесть, что новогодняя тематика прорезается лишь под занавес спектакля — на манеж выходит обязательный Дед Мороз, а на оркестровой рампе вырастает переливающаяся блестками ёлка из новогодней сказки двухлетней давности, созданной еще Гией Эрадзе.

Нынешняя цирковая «Золушка» получилась милой и трогательной и будет понятна и интересна самым маленьким зрителям, а вот дети постарше вряд ли что найдут в этом представлении, разве что щекочущие нервы трюки дрессировщика львов Владислава Гончарова. Замысел постановщиков здесь вполне реализовался – главное достоинство этой сказки в ее точном соответствии традиционному сюжету и представлению о новогодней сказке как источнике всяких добрых эмоций и чувств.


«Улетные новогодние ёлки» в цирке в Автово

Представление в цирке в Автово под названием «Улетные новогодние ёлки» следует структуре дивертисмента с новогодними элементами. Как и требует стиль классической ёлки, Дед Мороз и Снегурочка в роли ведущих и поздравляют с праздниками, разъясняют, что ждет зрителей и даже читают стихи.

Минимальные клоунские функции отданы артистам Камерного музыкального театра, нетривиально заполняющим короткие паузы между номерами. Но главные персонажи «Улетных новогодних ёлок» — животные. В одном представлении объединены артисты, работающие с попугаями (Яна Хорошилова), с пони и экзотическими животными (Людмила и Сергей Тарантины), кошками, енотами и медведями (Алена и Максим Масляновы), обезьянами (Роман Абдурахманов).

[Изображение недоступно]

 

Сюда явно не следует отправляться тем, кто не жалует в цирке животных — змеи выползают из диковинных реквизитных ящиков, четверо могучих униформистов выносят и уносят здоровенного извивающегося крокодила, а по манежу бродят не самые импозантные страусы. Вслед за этим, однако, чудеса эквилибристики, а точнее отличной дрессировки демонстрирует павиан Манюня — в финале номера ей удается даже заднее сальто на шаре.

Все представление создано усилиями дюжины артистов, которые выходят в обоих отделениях и показывают несколько разноплановых номеров. Украшением представления может считаться номер десятилетнего эквилибриста на катушках Александра Маслянова, демонстрирующего поразительные артистические навыки и чудеса баланса. В 2018 году этот маленький артист уже завоевал золото в детской программе Московского международного молодежного фестиваля циркового искусства в цирке Никулина, а в самом начале 2019 года примет участие в главном цирковом смотре планеты в Монте-Карло.

В Автово стоит ехать тем зрителям, которых не пугает формат шапито, которые не ищут рекордных трюков и глубоких смыслов. Здесь все по-домашнему, просто и незатейливо.

«Новогодний бал Золушки» в цирке Чинизелли, как и «Улетные новогодние ёлки» в Автово, показывают до 13 января. Добавим, что в Упсала-Цирке вплоть до 7 января идут новогодние неЁлки «Мы делили мандарин» — хотя и не премьера, но проверенное и остроумное представление.

Ирина Селезнева-Редер, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

Куда пойти на зимних праздниках: Новогодний фейерверк, выставка сновидений, фестиваль огня на Стрелке, Volkov Manifest

«Нам не страшен Новый год»: Три десятка детских елок с подсказками для родителей

Ход коньком: 14 катков Петербурга под крышей и на воздухе

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>