
Что смотреть в цирке на Новый год: «Бал Золушки» в Чинизелли и «Улетные ёлки» в Автово

«Фонтанка» увидела две цирковые премьеры, которые дают в Петербурге под Новый год. «Новогодний бал Золушки» в цирке на Фонтанке будет интересен самым маленьким зрителям, представление в цирке в Автово подойдёт тем, кто не ищет рекордных трюков и глубоких смыслов.
«Новогодний бал Золушки» в цирке Чинизелли
Впервые со времен директорства Славы Полунина в цирке на Фонтанке поставлен сюжетный спектакль с очевидной фабулой и авторской музыкой. Его автор – Дмитрий Иванов, незадолго до премьеры покинувший пост главы компании «Росгосцирк».
Новая «Золушка» следует классическому сюжету, навеянному, с одной стороны, сказкой Шарля Перро, с другой — знаменитым советским фильмом. Постановщики попытались соединить в одном представлении милые образы прошлого в лице вкрадчивого Оле Лукойле из советского мультика и современные технологии из разряда лазерных шоу. Единство музыкального ряда обеспечил композитор Андрей Быстрицкий, сочинивший к спектаклю оригинальную музыку. Специально для «Золушки» создали костюмы, не слишком способствующие единству оформительского решения, но вполне подходящие к сюжету.
Традиция ставить под Новый год «Золушку» в цирке Чинизелли появилась в 1870-е годы и соблюдалась настолько неукоснительно, что к революции в Петербурге на этой сказке выросло не одно поколение городских жителей. На фоне абсолютно «взрослого» цирка рождественское время было единственным периодом, когда в цирк водили детей. Главная особенность той сказки заключалась не столько в сюжете и особой пышности, сколько в составе артистов. К ее постановке всегда привлекали детей, в некоторые годы их количество достигало 300. В 2018 году постановочная группа вернулась к далекой чинизеллиевской традиции — на манеже выступают детские танцевальные и цирковые коллективы. Их участникам отдана роль вездесущих, трогательных и милых мышей, и дети с ней справляются блестяще.

Фото: Настасья Зарапина
Но главная находка новогоднего спектакля лежит в иной плоскости. Цирк Чинизелли делает осторожный шаг в сторону полноценного циркового спектакля, где одинаково важны как трюковая часть, так и актерская выразительность персонажей. Постановщики грамотно распределили роли между артистами: руководитель конно-акробатического аттракциона Таймураз Кануков сыграл сдержанного отца Золушки, клоун Давид Ларибле — короля, готового развлекать своими шутками приглашенных на бал, иллюзионистка Кристина Сударчикова — элегантную и всесильную Волшебницу. Но как это часто бывает в цирке в силу технических причин, все они существуют в своих ролях под фонограмму и лишь открывают рот под заранее записанные треки, а оттого лишены всякой возможности импровизации. На этом фоне подлинными героями становится троица мачехи и сестер, обеспеченных как раз живыми микрофонами. Клоун Владимир Шкелев в роли Мачехи удачно импровизирует, отыгрывает реакцию публики и вообще демонстрирует удивительную гибкость в разговорном жанре. Благодаря ему спектакль обрастает шутками и живыми эмоциями, обретает нужный ритм.
Акробатические номера и номера с животными тоже подобраны удачно, баланс здесь выдержан. Трогательные овечки под управлением Эмилии Будзилович, талантливые попугаи под управлением Вениамина Игумнова, каскад трюков в исполнении джигитов Кануковых, комический номер с обедающим шимпанзе Мики, исчезающий жанр конного па-де-де в исполнении Мурада Хыдырова и Екатерины Венегас, феерическая иллюзия с переодеваниями Кристины и Константина Сударчиковых естественным образом вписываются в сюжет «Золушки».
Зрителям стоит учесть, что новогодняя тематика прорезается лишь под занавес спектакля — на манеж выходит обязательный Дед Мороз, а на оркестровой рампе вырастает переливающаяся блестками ёлка из новогодней сказки двухлетней давности, созданной еще Гией Эрадзе.
Нынешняя цирковая «Золушка» получилась милой и трогательной и будет понятна и интересна самым маленьким зрителям, а вот дети постарше вряд ли что найдут в этом представлении, разве что щекочущие нервы трюки дрессировщика львов Владислава Гончарова. Замысел постановщиков здесь вполне реализовался – главное достоинство этой сказки в ее точном соответствии традиционному сюжету и представлению о новогодней сказке как источнике всяких добрых эмоций и чувств.
«Улетные новогодние ёлки» в цирке в Автово
Представление в цирке в Автово под названием «Улетные новогодние ёлки» следует структуре дивертисмента с новогодними элементами. Как и требует стиль классической ёлки, Дед Мороз и Снегурочка в роли ведущих и поздравляют с праздниками, разъясняют, что ждет зрителей и даже читают стихи.
Минимальные клоунские функции отданы артистам Камерного музыкального театра, нетривиально заполняющим короткие паузы между номерами. Но главные персонажи «Улетных новогодних ёлок» — животные. В одном представлении объединены артисты, работающие с попугаями (Яна Хорошилова), с пони и экзотическими животными (Людмила и Сергей Тарантины), кошками, енотами и медведями (Алена и Максим Масляновы), обезьянами (Роман Абдурахманов).
Сюда явно не следует отправляться тем, кто не жалует в цирке животных — змеи выползают из диковинных реквизитных ящиков, четверо могучих униформистов выносят и уносят здоровенного извивающегося крокодила, а по манежу бродят не самые импозантные страусы. Вслед за этим, однако, чудеса эквилибристики, а точнее отличной дрессировки демонстрирует павиан Манюня — в финале номера ей удается даже заднее сальто на шаре.
Все представление создано усилиями дюжины артистов, которые выходят в обоих отделениях и показывают несколько разноплановых номеров. Украшением представления может считаться номер десятилетнего эквилибриста на катушках Александра Маслянова, демонстрирующего поразительные артистические навыки и чудеса баланса. В 2018 году этот маленький артист уже завоевал золото в детской программе Московского международного молодежного фестиваля циркового искусства в цирке Никулина, а в самом начале 2019 года примет участие в главном цирковом смотре планеты в Монте-Карло.
В Автово стоит ехать тем зрителям, которых не пугает формат шапито, которые не ищут рекордных трюков и глубоких смыслов. Здесь все по-домашнему, просто и незатейливо.
«Новогодний бал Золушки» в цирке Чинизелли, как и «Улетные новогодние ёлки» в Автово, показывают до 13 января. Добавим, что в Упсала-Цирке вплоть до 7 января идут новогодние неЁлки «Мы делили мандарин» — хотя и не премьера, но проверенное и остроумное представление.
Ирина Селезнева-Редер, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
«Нам не страшен Новый год»: Три десятка детских елок с подсказками для родителей

Каменная гостья: люди, лисы и оборотни стали героями спектакля по роману соавтора песен Бьорк
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
- 28 марта 2025 - Найден неопубликованный роман Эдуарда Лимонова. Его готовят к первому изданию
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.