Умер петербургский писатель и автор «Пушкинского дома» Андрей Битов

Классик современной русской литературы, автор романа «Пушкинский дом» Андрей Битов скончался в Москве 3 декабря. Об этом в Facebook сообщила писатель и издатель Анна Бердичевская. Такую же информацию опубликовала литературный критик Галина Юзефович, отметив, что новости пришли из Бауманской больницы в Москве.
Андрей Битов родился в 1937 году в Ленинграде. Окончил геологоразведочный факультет Горного института, в студенческие годы участвовал в работе литобъединения под руководством Глеба Семёнова. Первыми творческими опытами Битова стали стихи и короткие абсурдистские рассказы. Первая книга, «Дачная местность», опубликована в 1967 году, за ней в 1960-е-1970-е последовал целый ряд других публикаций — «Аптекарский остров», «Уроки Армении, «Семь путешествий».
Главный роман Андрея Битова, «Пушкинский дом», создавался в 1960-е-1970-е годы и вплоть до перестройки не печатался на родине. Это портрет поколения шестидесятников и одновременно — одно из основных произведений русского литературного постмодернизма. В повествовании о ленинградском филологе Лёве Одоевцеве обыграны основные тексты отечественной литературы — «Отцы и дети», «Герой нашего времени», «Медный всадник», «Маскарад», «Бедные люди». Роман напечатали в США в 1978 году. Это, наряду с участием в бесцензурном альманахе «Метрополь», привело к тому, что Битова практически прекратили публиковать в Советском Союзе.
Широкая известность пришла к автору во время перестройки и в 1990-е годы. Битов стал одним из основателей, а позже — президентом российского ПЕН-Центра. В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ. В 2014 году, во время присоединения Крыма, вместе с другими культурными деятелями предложил провести Конгресс интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма».
Подробнее об Андрее Битове читайте в материале «Фонтанки».
«Фонтанка.ру»
Читайте также:

Куда пойти 17 — 19 октября: мир Хармса в Фонтанном доме, «Слово-движение» в МДТ и «Послание к человеку»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 октября 2025 - Кураторы «Послания к человеку» рассказали, как изменилось кино «в расколотом мире»
- 17 октября 2025 - Археологи нашли близ Усть-Луги старейшую «крепость» эпохи неолита — ее построили «пришельцы»
- 16 октября 2025 - С соседями подружиться не получилось. Книжный «Фаренгейт 451» переезжает в третий раз
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
Статьи
-
16 октября 2025, 18:29С 17 по 25 октября Петербург снова станет столицей документального, игрового, анимационного и экспериментального кино: публику соберёт 35-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». В рамки Международного, Национального и экспериментального конкурсов, а также 11 спецпрограмм уместились более 170 фильмов из 43 стран мира. Рассказываем про самые важные показы фестиваля.
-
15 октября 2025, 16:30Петербург 15 октября узнает имена победителей II Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Ф. И. Шаляпина. Третий тур и гала-концерт пройдут на сцене Большого зала Филармонии. Накануне маэстро Фабио Мастранджело провел с финалистами и председателем жюри конкурса Вероникой Джиоевой открытую репетицию этого концерта на новой площадке своего театра — в Концертном зале на Английской набережной, где только-только завершилась реставрация
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
14 октября 2025, 21:21В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
-
06 октября 2025, 14:55
-
13 октября 2025, 18:17
-
05 октября 2025, 19:22