Худрук Театра балета Якобсона: «Не вижу ничего плохого в том, чтобы шокировать»
Андриан Фадеев рассказал «Фонтанке» о традиции и новациях в балетном искусстве — и о красоте, «которая не может навредить».
Петербургский Театр балета имени Леонида Якобсона в 2018-2019 годах празднует двойной юбилей. Начавшийся сезон стал пятидесятым для труппы. А в январе 2019-го отмечается 115-летие легендарного хореографа-экспериментатора.
В честь этих событий 30 ноября театр проведёт вечер одноактных балетов на сцене Александринского театра. В первом и втором отделении покажут лучшие миниатюры Якобсона — «Па де катр», «Влюбленные», «Секстет», «Венский вальс» и другие. А в третьем состоится премьера балета «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского. Спектакль поставил британский хореограф Даглас Ли, лауреат «Золотой маски» 2016 года за балет «Когда падал снег» в Пермском театре оперы и балета. Сценографию и костюмы создала Эва Адлер, художником по свету стал Сакис Бирбилис, в главных партиях — Алла Бочарова, Денис Климук, Андрей Сорокин.
По просьбе «Фонтанки» критик Анна Гордеева побеседовала с художественными руководителем Театра имени Якобсона Андрианом Фадеевым.
— Юбилейный пятидесятый сезон труппа театра отмечает двумя премьерами в один вечер. Почему к восстанавливаемым и обновляемым миниатюрам Якобсона добавляется балет именно Дагласа Ли? Что вам кажется важным в стиле этого хореографа?
— Создатель Театра был хореографическим новатором тех лет, с ним мечтали работать величайшие танцовщики. И этот вечер — своеобразный мост от ультрасовременного танца второй половины XX века в хореографию сегодняшнюю. Какой путь прошёл балет за эти 50 лет? От Якобсона до Дагласа Ли. Потому что сегодня именно он представляет современный танец.
— Даглас Ли сам выбрал «Жар-Птицу» или вы ему предложили?
— Это был выбор балетмейстера, и нам он показался очень интересным. Ведь «Жар-Птица» ассоциируется с очень русской, лубочной темой. Тем интереснее, как увидит эту историю абсолютно современный иностранный хореограф, работающий в очень необычной, самобытной пластике. И в этом тоже параллель с Якобсоном. Именно он, как никто другой, смело, подчас не осознавая возможных последствий, а, может быть, наперекор всему, ставил так, как видел. Всегда уходя от канона.
Андриан Фадеев
Фото: предоставлено пресс-службой Театра балета им. Л.Якобсона
— Сохраняется ли в его «Жар-Птице» старый сюжет или Даглас Ли рассказывает какую-то свою историю?
— Художник всегда рассказывает свою историю на заданную тему, а Даглас именно художник, он творит и этим интересен. «Жар-Птица» в его балете в космос не летает, Царевна — не дочь олигарха, он не переносит действие на фабрику. Возможно, с чьей-то прогрессивной точки зрения, очень всё банально, в рамках сюжета. Но мне кажется, самое сложное — сделать интересный новый спектакль на старую тему.
— Если бы вы сами работали танцовщиком, а не руководителем Театра балета имени Якобсона, какую из частей премьерного вечера вы бы стремились станцевать — Якобсона или Дагласа Ли?
— Мы все выросли на хореографии Якобсона. В Академии Русского балета актерское мастерство преподают замечательные педагоги Александр Стёпин, Валерий Сергеев, оба в прошлом якобсоновцы. Я сам на этих уроках исполнял и Присыпкина из «Клопа», и Гладиатора из «Спартака», и Юношу из «Влюблённых». Репетируя известную хореографию, всегда стараешься быть непохожим на своих предшественников. И встает риторический вопрос: «Что хотел сказать автор?». Даглас Ли интересен работой здесь и сейчас. Рождением спектакля у тебя на глазах. Соучастием, соавторством. Я уже семь лет не выхожу на сцену, всегда есть сожаление о нестанцованном. Приходят новые хореографы, и удел любого танцовщика после 40 — радоваться этому празднику жизни из зрительного зала. Такова наша профессия. Как только познал своё тело, имеешь опыт, точно знаешь, как надо — пора на пенсию. И нужно иметь мудрость и смелость вовремя уйти. Не цепляться за «последний спектакль», несмотря на то, что нам всегда хочется всё успеть, объять необъятное. Отвечая на ваш вопрос, скажу — с огромным удовольствием станцевал бы в одном отделении «Секстет» или «Венский вальс» Якобсона, а у Дагласа Ли именно Кащея. Это на сегодняшний день. Что бы мне захотелось станцевать десять лет назад, не знаю.
— Что именно подразумевается под «восстановлением» миниатюр Якобсона — в репертуаре появятся какие-то вещи, которые театр в последние годы не танцевал, или уже имеющиеся в репертуаре будут расчищены и отрепетированы заново?
— Мы покажем не шедшее давно па-де-де на музыку Россини. В нашем театре уникальный педагогический состав. Именно благодаря скрупулёзной работе Татьяны Квасовой, Александра Стёпина, а ранее Валентины Климовой, Валерия Сергеева, людей, которые творчески росли в руках Якобсона, мы сохраняем и оттачиваем сложнейшую хореографию основателя нашего театра. Скажу Вам, как артист: каждый спектакль — это всегда, как первый раз. И на сцене может случиться всё, особенно когда работаешь в ансамбле. Поэтому мы и репетируем годами одно и тоже, и абсолютно не устаём от этого. Это наш рабочий процесс. В этот раз весь спектакль пройдёт под живую музыку. Программа миниатюр Якобсона давно не показывалась в сопровождении оркестра. И мне очень радостно, что 30 ноября мы выйдем на сцену Александринского театра в сопровождении ГАСО под управлением замечательного дирижёра Александра Титова. Маэстро сам будет за пультом.
Леонид Якобсон на репетиции
Фото: предоставлено пресс-службой Театра балета им. Л.Якобсона
— «Обновление» подразумевает новую работу художников, вы привлекаете к работе замечательных мастеров — сценографией будут заниматься Альона Пикалова и Татьяна Вьюшинская, костюмами — Татьяна Ногинова. Но когда в правление Алексея Ратманского в Большом театре попробовали «переодеть» миниатюры Касьяна Голейзовского, наследники балетмейстера были крайне возмущены — им хотелось. чтобы использовались те же костюмы, что в шестидесятых годах. Вы не боитесь такой же реакции со стороны наследников или просто старых поклонников Якобсона?
— Страх — плохой советчик. Не боюсь! Ведь к работе действительно привлечены замечательные мастера. Я уверен, что с такой командой профессионалов можно смело идти на любой эксперимент. Как нас и учил Леонид Вениаминович.
— В шестидесятые Якобсон безусловно был революционером в танце и современников поражала не только новизна хореографического языка, но и чувственность этой пластики. Наш век гораздо более откровенен и то, что в шестидесятые обком партии счел бы скандалом, сейчас не заставит вздрогнуть даже пожилую воспитательницу детского сада. Рассчитываете ли вы, что обновленная программа Якобсона произведет на новое поколение то же шокирующее впечатление?
— Не вижу ничего плохого в том, чтобы шокировать. Театр может шокировать, он не должен вредить! В «Родене», например, Якобсон прежде всего воспевал красоту человеческого тела. А оно чувственно от природы. Мы так созданы. Красота не может навредить. Мы приходим с детьми в Эрмитаж и не боимся, что они увидят обнажённые скульптуры. И нет никаких возрастных ограничений для визита в такой музей. А если в те годы Якобсон и шокировал, сейчас пусть шокирует Даглас Ли.
Репетиция балета "Жар-птица", 2018
Фото: предоставлено пресс-службой Театра балета им. Л.Якобсона
— Вы уже семь лет руководите этим театром. Как вам кажется, что вам удалось сделать и что вы сделать пока не сумели?
— Я всегда недоволен собой. Что удалось? Труппа получила возможность поработать с такими звёздами мирового балета, как Жан-Гийом Бар, Йохан Кобборг. И мне кажется сотрудничество было удачным. В репертуаре появились два великолепных спектакля, а артисты прикоснулись к французской, датской и английской балетной школам. Сейчас работаем в совершенно другом направлении. Считаю, что Даглас Ли — интереснейший молодой хореограф. Классический репертуар в театре сегодня репетируют педагоги — бывшие солисты Мариинского театра. И это правильно, потому что Мариинка — колыбель русской балетной классики. Что сделать пока не сумели? Поверьте, гораздо больше! Каждый день мы приходим на Маяковского, 15, в наш Дом и, я уверен, всё самое главное у нас впереди.
— «Дон Кихот» Йохана Кобборга и «Спящая красавица» Жана-Гийома Бара стали яркими событиями в балетной жизни страны. Собираетесь ли вы продолжить этот ряд, пригласив еще кого-то из выдающихся европейских артистов для создания новых редакций классики?
— В современной жизни планы строятся, как минимум, на пять лет вперёд. Работаем, ведём переговоры, очень хочется в следующем году сделать новый большой классический спектакль. Именно новое название, а не очередную редакцию балетного шедевра!
— Каким бы вы хотели видеть Театр балета имени Якобсона, скажем, через десять лет? А каким он должен стать через следующие пятьдесят? Расскажите о будущем театра — каким оно может и должно быть.
— Трудно говорить о будущем. Поход в театр всегда был событием. Люди выбирают спектакль, покупают билеты, ждут, готовятся, красиво одеваются и идут в Театр. Именно с большой буквы. Потому что Театр трогает душу, заставляет думать, взглянуть на жизнь под другим углом. Это возможность эстетического удовольствия, интеллектуального, возможность общения с чем-то ярким, талантливым. Мне кажется — это единственное правильное будущее для любого театра. И, дай Бог, наш не исключение!
Беседовала Анна Гордеева, специально для «Фонтанки.ру»
15 новых культурных площадок Петербурга, где вы еще не успели побывать
Новости
- 23 января 2025 - Кинохронику, звуки блокадного Ленинграда и вещи Ольги Берггольц представят на выставке
- 22 января 2025 - «Ленкому» меняют руководство: Марка Варшавера переводят президентом, назначен худрук
- 22 января 2025 - Дом Радио с февраля начнет проводить занятия танцем для людей старше 60
- 21 января 2025 - В Музее истории религии затопило зал с нравоучениями, выставку пришлось закрыть
- 21 января 2025 - Умер один из последних гигантов французского кино — Бертран Блие, прославивший Жерара Депардье
Статьи
-
09 января 2025, 16:43