Прикинулся скамейкой: Памятник «Собачьему сердцу» откроется, но не выйдет из тени

21 ноября 2018, 18:51
Версия для печати Версия для печати

Несогласованный памятник профессору Преображенскому и собаке Шарику — персонажам повести Михаила Булгакова и фильма Владимира Бортко, откроют официально. 26 ноября при участии «Ленфильма» на Моховой 27-29 состоится торжественная церемония с перерезанием ленточки, приедет режиссер картины. Правда, законной «прописки» к тому моменту персонажи так и не получат.

Инициатором установки монумента, как выяснила «Фонтанка», стал Александр Габитов, член Общественной палаты Ленобласти и президент Союза промышленников и предпринимателей этого же региона. Габитов рассказал, что устанавливал памятник за свой счет.

«Я живу в этом дворе уже 20 лет — с мыслью, что это двор, где снимали «Собачье сердце», — объяснил общественный деятель свой неожиданный порыв. — У него богатая история — например, недавно в нем установили доску министру финансов Российской империи (Владимиру Коковцеву — Прим.Ред.). И когда появились деньги и желание, я обратился к своему знакомому скульптору, и он придумал такой памятник. А потом я уже узнал, что в ноябре исполняется 30 лет фильму «Собачье сердце» — такое совершенно случайное стечение обстоятельств».

Памятник Габитов так и не узаконил (в сентябре чиновники районной администрации узнали о монументе от «Фонтанки», отправились искать его на место, да так и не нашли) — но пообещал это сделать «со временем», а пока — памятником не считать.

«Я обсуждал этот вопрос и в комитете по культуре, и с другими нашими руководителями города — вы знаете, у меня есть выходы на все эти направления, — так вот мы это называем не памятником — это элемент благоустройства, скамейка. Она не прикреплена к историческому зданию, стоит на земле, и на этой скамейке присел герой вместе с собачкой. Мы оставили свободное место, чтобы любой желающий смог подойти, сесть рядом и сфотографироваться».

Проблем в отношениях с жилищниками Габитов не предвидит. «Это не какой-то огромный памятник, он стоит на территории, принадлежащей ТСЖ, никому не мешает — более того, не нарушает эстетику нашего города», — считает он.

Любопытно, что с создателем фильма Габитов впервые связался уже после того, как установил Преображенского и Шарика. Владимиру Бортко понравилась, по словам Габитова, как идея, так и её реализация. Над монументом трудился молодой скульптор Игорь Сенин, которого бизнесмен нашел в интернете. Он же помог заказчику определиться с концепцией.

«Когда мы говорили, пришло такое понимание фильма: доктор сделал доброе дело для дворовой собаки, и потом эта дворовая собака превратилась в человека и начала выставлять его из квартиры, — поделился Александр Габитов. — Один из посылов фильма звучит таким образом: добро нужно делать для тех, кто может отозваться на это добро».

При этом заказчик и скульптор подкорректировали идею Михаила Булгакова — по заверению инициатора, исключительно ради всеобщего блага: несмотря на то, что у писателя в повести сказано, что Шарик был дворняжкой, с шерстью «жидкой, кустами, буроватой, с подпалинами», на монументе рядом с профессором сидит вполне себе породистый, по виду, питбуль.

«Мы думали, какую собаку посадить — дворовую или породистую, которая потом не будет своего добродетеля выселять из квартиры? — поделился неожиданными соображениями глава СПП Ленобласти. — Мы же этим памятником будущее формируем, а не прошлое!»



Фото: Михаил Огнев

«У того, что написал Булгаков, на самом деле, глубокий смысл! — продолжил он. — Почему запретили это произведение? Наверное, посыл как раз в том, что интеллигенция воспитала себе преемников, которые и съели потом эту интеллигенцию — в те годы. Будем надеяться, что в следующие 100 лет такого не возникнет. И глубокая идея этого памятника — в том, что эта собака, которая сидит, — не дворняга, а приличный домашний пес».



Фото: скриншот видео с сайта youtube.com

В администрации Центрального района по вопросу статуса памятника «Фонтанку» переадресовали в комитет по культуре. Там нам порекомендовали обратиться в комитет по градостроительству и архитектуре, где свое отношение к памятнику и перспективах его согласования оперативно выразить не смогли. В ТСЖ «Феникс», обслуживающем дом по Моховой, 27-29, на звонки также не ответили.

Владимир Бортко в беседе с корреспондентом свое мнение о памятнике назвал «положительным», к замене собаки отнесся без эмоций — правда, признал, что видел монумент лишь на фотографиях.

Его помощник в депутатском деле архитектор Вячеслав Бухаев, создавший памятник Сергею Довлатову на Рубинштейна, Чижика-Пыжика и множество других известных монументов и мемориальных досок в Петербурге, признал, что процедура согласования памятников сейчас действительно, достаточно сложна. Она требует собрать целый ряд подписей: от чиновников комитета по культуре и комитета по градостроительству до губернатора города. По словам Бухаева, согласования памятника Довлатову так бы и продолжались, если бы не помощь вице-губернатора Игоря Албина. В качестве печального примера Бухаев привел памятник художнику Андрею Мыльникову в сквере у дома 1/8 по Мичуринской улице, который, будучи единогласно принятым на Градсовете, так и стоит несогласованным уже два года.

Вспомнив к слову о самом фильме Владимира Бортко, Вячеслав Бухаев отметил, что овчарка, снимавшаяся в «Собачьем сердце», устав от манипуляций со своей шерстью и ухом (их проделывали для придания ей дворняжбего вида) после окончания съемок все же таки укусила гримера.

«Терпел-терпел, а потом в конце отомстил: ему же клеем приделывали колтун, ухо опустили. А вообще он очень был умный, за что его и выбрали, — даже Толоконникова (Владимир Толоконников, исполнитель роли Шарикова — Прим.Ред.) учили, когда тот робел: «Видишь, как собака играет!»

Кстати, саму картину «Собачье сердце» 26 ноября тоже покажут — на «Ленфильме», в 19.00. По случаю 30-летия ленты на нее и на встречу с режиссером приглашают бесплатно всех горожан.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>