
Прогулки с Довлатовым

В Петербурге прошел фестиваль «День Д», посвященный 75-летнему юбилею писателя Сергея Довлатова. Последний из трех фестивальных дней превратился в подлинный довлатовский карнавал на улице, которой гораздо больше подошло бы имя этого писателя, чем имя музыканта Рубинштейна, прожившего на ней всего четыре года. Организаторы придумали массу интерактивных акций и развлечений во всех возможных жанрах и формах: от экскурсий и спектаклей до тантамаресок и посланий Довлатову, которые можно было настучать на «Ундервудах».
Всё началось с народной толпы на открытии памятника, хотя по изначальной идее памятником всё должно было завершиться. Бронзового Довлатова работы архитектора Бухаева должны были провезти по Рубинштейна и окрестным улицам ввечеру — под звуки джаза и лай фокстерьеров (в память о Глаше, четвероногом члене довлатовской семьи): в знак того, что всенародно любимый писатель, некогда изгнанный городской номенклатурой и госбезопасностью, до сих про не может вернуться. Но буквально за пару дней до начала праздника в Смольном сменилось настроение, губернатор подписал личное распоряжение об установке памятника на Рубинштейна. Проезжавшие и проходившие накануне праздника по Рубинштейна люди почти круглосуточно могли наблюдать активность десятка людей в черном: вымеряли, спорили, звонили по телефонам, новоустановленного Довлатова укутывали в целлофан. Но народ, собравшийся утром на церемонию и практически перекрывший движение по узкой улице, вряд ли задумывался о том, почему вдруг из «классового врага» властей Довлатов превратился в «великого русского советского писателя» (именно такой текст прозвучал из уст вице-губернатора Игоря Албина), хотя по сути в жизни Довлатова, как и в жизни Пушкина, ничего уже не может измениться. А вот в конъюнктуре — вполне: в шутках, довольно быстро разошедшихся в интеллигентских кругах, о том, что памятник Довлатову призван уравновесить в народном сознании мост Кадырова, как обычно, только доля шутки.
Однако конъюнктура в данном случае — дело все же десятое. А первое — народная тропа, в которую на весь день превратилась улица Рубинштейна. От памятника она текла в курдонер — парадный двор довлатовского дома, где со сцены под дружный людской смех звучали тексты писателя в исполнении медийных лиц Петербурга: читали актеры Сергей Мигицко, Анна Алексахина, Дмитрий Мурашев и многие другие. Целый день — от официального открытия памятника в 13.00 — до неофициального, в 17.30, когда артистов на сцене потеснили друзья, коллеги, и, что особенно важно, родные Довлатова, улица бурлила, несмотря на не долгие, но частые ливни. Над двориком и в два, и в три, и в пять часов неслось: «Я умею танцевать танго, И танцую я его ловко. Только зря ты все глядишь, Таня, Ты уж лучше пригласи Левку». Или: «Вы хорошо его знаете? Хорошо. Но с плохой стороны». И еще десятки цитат, которые люди в толпе произносили, опережая актеров и радовались узнаваниям. А, наслушавшись, шли и пихали лица в тантамарески изнутри домика, сооруженного художником Николаем Копейкиным — и оказывались по-панибратски рядом с Довлатовым и Бродским в Нью-Йорке, или, на соседней стене, с охранником Довлатовым и его «подопечными» зэками на памятной все зоне. Или зависали около подлинной довлатовской печатной машинки и заварного чайника, предоставленных редакцией журнала «Костер», дожидаясь своей очереди опробовать натуральный «Ундервуд» – исторические печатные машинки стали на праздники одним из любимых публикой аттракционов.
А тем временем до двора уже добрался необычный спектакль-бродилка режиссера Семена Александровского, где с Долатовым — с его привычками, страхами, комплексами, – разбирался участковый милиционер, в роли которого выступил актер Валентин Кузнецов. Добирались, кстати, небыстро — час от Невского до довлатовского дома, с заходом в бары, разумеется: с Довлатовым, как известно, все было непросто — без известного допинга не разобраться. Произносили тосты за милицию, за Пушкина, оскверненного Довлатовым, за «важность показаний и свидетельств», а кто не хотел за это — мог выпить просто за правду. А завершался спектакль все равно тостом за Сергея Донатовича, потому что как можно не ощутить глубокое душевное единение с человеком, который, который написал: «Долги — вот то, что по-настоящему связывает тебя с людьми», «Семья — это если по звуку угадываешь, кто моется в ванной», «Порядочный человек — это тот, кто делает гадости без удовольствия». Ну и так далее. Строки — через одну — афоризмы. Каждая пятая легко превращается в тост. Каждая десятая — в анекдот.
Уж не припомню по какому поводу и когда в Петербурге так массово, так единодушно, с такой личной заинтересованностью и включенностью так долго гуляли. Довлатов, как выяснилось (или подтвердилось) оказался в доску своим для людей самых разных поколений. С открытой сцены ближе к вечеру Елена Довлатова рассказала, как часто ей приходилось «рассаживать друзей Сергея за большим круглым столом» – друзей было много, но вдова, по ее словам, никогда бы не могла предположить, что у него столько почитателей в Петербурге. Дочь Катя Довлатова, растрогавшись, поблагодарила всех собравшихся за любовь к ее отцу, которая обращается и на нее с матерью. Двор и в самом деле был заполнен народом до отказа: это была уже не тропа, а река.
Причем, не за халявой ведь толпились — и не за дефицитом (кстати, композитор Владимир Раннев, создавший аудиоинсталляцию «Звуки 70-х» наряду с механическими голосами из радиоприемника внедрил в нее и до боли знакомые звуки очереди) — а чтобы присоединиться, присоседиться к единомышленникам, глотнуть небывалой (и до сих пор) внутренней свободы, которая давно и прочно ассоциируется именно с текстами Довлатова, который, совершенно того не желая, самим фактом своего естественного человеческого существования, описанного им в общедоступной, узнаваемой форме, бессознательно несознательно — подрывал (и продолжает подрывать) любую систему. В этом смысле, День Д(овлатова) стал еще и днем беспримерной фронды без единого политического лозунга, исключительно с табличками с довлатовскими цитатами на стенах домов, связанных с жизнью писателя (половина из которых оказалась уворована гостями праздника, что само по себе замечательно). С этим, я думаю, и поздравил со сцены петербуржцев Лев Лурье, инициатор и идейный вдохновитель праздника, автор аншлаговых экскурсий (одну из них можно увидеть прямо на "Фонтанке.ру") и книги «Ленинрад Довлатова», в три дня ставшей бестселлером.
- Я много раз приглашал его приехать в Ленинград, – завершил неформальную церемонию друг Довлатова, писатель, главный редактор журнала «Звезда» Андрей Арьев. – Сережа отвечал: «Я не хочу приезжать в Ленинград твоим другом, я хочу приехать сюда писателем». И это главное, что намедни сбылось. Хотя грустное выражение лица бронзового Довлатова кажется слишком уместным. Памятник открыли у бара "Цветочки", и вопрос, почему книги Довлатова не превращаются в истории «о жизни на Марсе», как хотелось бы герою одного из сыгранных в этот день спектаклей, а становятся все актуальнее — то есть, вопрос, какие нас всех ждут ягодки, – вовсе не праздный.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

15 телесериалов апреля: новые «Одни из нас», «Черное зеркало», «Андор» и «Беспринципные в Питере», — выбор «Фонтанки»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.