Возвращение «Фантастических тварей»: Депп и Джуд Лоу идут на магическую войну

15 ноября 2018, 15:03
Версия для печати Версия для печати

В прокате — «Преступления Грин-де-Вальда», продолжение «Фантастических тварей», «взрослого» спин-оффа «Гарри Поттера». Теперь — действительно очень взрослая история. Фантазия на тему катастроф двадцатого века с могучими актерскими работами.

Одна из многих действительно сильных сторон Джоан Роулинг — она прекрасно владеет контекстом и умеет помещать свои работы в традицию. «Поттер» был укоренен в британском романе воспитания, диккенсовских трогательных и жутковатых историях. Это во многом было залогом успеха саги: книжки про мальчика-волшебника похожи на многое достойное, уже читанное родителями. «Твари», в отличие от «Поттера», не экранизация — Роулинг сразу писала сценарий. И так же легко оперирует киношными, а не литературными топосами, конвенциями и традициями. В первой части, действие которой развивалось в Нью-Йорке двадцатых, Роулинг придумала целую гангстерскую сагу — с плащами, шляпами, небоскребами, роковыми красавицами и эмигрантами. Интригой «Преступлений» было — куда писатель продвинется теперь? Во что будет играть в этот раз?

Роулинг отправила своих героев в Европу — Лондон и Париж, где им предстоит бороться со сбежавшим из заточения злодеем Грин-де-Вальдом. После «Тварей» стоило ждать парижской фактуры — кофе, круассанов, канкана и саундтрека от Яна Тирсена. Но Роулинг сдержалась и пошла куда менее очевидным путем. «Преступления» — не только история борьбы волшебников с своим злым коллегой, но и ясный, никак не завуалированный портрет предвоенной Европы, живущей предчувствием катастрофы. Как в «Хрониках Нарнии» реалии Лондона времен бомбежек накладываются на сказочный мир со львами и волшебниками, так и здесь Париж безработных, популистов и голодных художников живет параллельно с городом фантастических существ, магов и эльфов. Следить за тем, как эти миры перекликаются — едва ли не интереснее, чем наблюдать за охотой Ньюта Саламандера за беглым Грин-де-Вальдом.

Более того — «Преступления» будут куда интереснее подросшим фанатам «Поттера», чем первые «Твари». Здесь много отсылок к саге: есть молодой Дамблдор, Хогвардс давних времен. Одна из героинь носит фамилию Лестрейндж, а другая — умеющая превращаться в змею — зовется Нагайной. Это уже не спин-офф, а без пяти минут приквел, очень интригующий; его продолжения имеет смысл ждать с двойным нетерпением.

Связку с оригинальным «Поттером», правда, осуществляет здесь даже не сюжет, а стиль. Режиссер «Тварей» и «Преступлений» Дэвид Йейтс работал над последними фильмами саги, и легко реконструирует придуманный им же визуальный стиль: полеты над улицами, панорамы банков и министерств, выпрыгивающие из каждого угла эльфы и домовые. Ко всему этому он нашел прекрасного союзника, оператора Филиппа Русло, работавшего с Клодом Гореттой, Жан-Жаком Анно, Стивеном Фрирзом. Тот изящно и легко балансирует на грани бытового кино и сказки. Играет с сумраком и светом, выстраивает сложнейшие партитуры движения камеры по комнатам и подземельям.

Главный залог успеха «Преступлений» — актеры. Эдди Редмейн еще в «Тварях» продемонстрировал что умеет работать глубоко и неординарно. Его Ньют Саламандер — не юный маг, а ученый-аутист, лучшие друзья которого — книжки и зверюшки, а вот с людьми как-то труднее. Больше всего он похож на молодого Стивена Хокинга, которого Редмейн когда-то играл — сдается мне, именно потому Йейтс актера на главную роль и пригласил. Попал Йейтс и с приглашенными звездами. Джуд Лоу играет Дамблдора молодым харизматиком, который купается в любви учеников, но имеет множество тайн и подвохов. Даже Джонни Депп, которому досталась совершенно мультяшная роль злодея Грин-де-Вальда, лишенного характера и свойств, превращает образ в нечто большее. Играет такого демона-искусителя, совращающего волшебников. Для актера, потерявшего форму и репутацию, давно ничего стоящего не игравшего, а только раздающего интервью желтой прессе такая работа, — удача и счастье.

Но самое мощное в «Преступлениях» — именно параллели с реальной историей двадцатого века. К кульминации действия они перестают быть просто подтекстом и превращаются в визуальный аттракцион. Перед героями проносятся сцены грядущей Второй Мировой: бомбежки, битвы, разрушенные города. Наконец, взрыв атомной бомбы. Всё это не только сильный трюк — эпизод работает очень мощно в эмоциональном плане. А главное — обещает весьма любопытное продолжение. В котором будут не только тайны Хогвардса и хорошие актерские работы, но и серьезный разговор о катастрофах и их причинах. Дальше будет еще взрослее.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Драматург, рыцарь, один из символов британского театра — кем был ушедший Том Стоппард

Том Стоппард (Томаш Штраусслер при рождении), британский драматург, умер 29 ноября 2025 года. Весь мир пытается осмыслить потерю, вспоминает его работы. Так кем же он был и что привнес в мир?

Статьи

>