
Возвращение «Фантастических тварей»: Депп и Джуд Лоу идут на магическую войну

В прокате — «Преступления Грин-де-Вальда», продолжение «Фантастических тварей», «взрослого» спин-оффа «Гарри Поттера». Теперь — действительно очень взрослая история. Фантазия на тему катастроф двадцатого века с могучими актерскими работами.
Одна из многих действительно сильных сторон Джоан Роулинг — она прекрасно владеет контекстом и умеет помещать свои работы в традицию. «Поттер» был укоренен в британском романе воспитания, диккенсовских трогательных и жутковатых историях. Это во многом было залогом успеха саги: книжки про мальчика-волшебника похожи на многое достойное, уже читанное родителями. «Твари», в отличие от «Поттера», не экранизация — Роулинг сразу писала сценарий. И так же легко оперирует киношными, а не литературными топосами, конвенциями и традициями. В первой части, действие которой развивалось в Нью-Йорке двадцатых, Роулинг придумала целую гангстерскую сагу — с плащами, шляпами, небоскребами, роковыми красавицами и эмигрантами. Интригой «Преступлений» было — куда писатель продвинется теперь? Во что будет играть в этот раз?
Роулинг отправила своих героев в Европу — Лондон и Париж, где им предстоит бороться со сбежавшим из заточения злодеем Грин-де-Вальдом. После «Тварей» стоило ждать парижской фактуры — кофе, круассанов, канкана и саундтрека от Яна Тирсена. Но Роулинг сдержалась и пошла куда менее очевидным путем. «Преступления» — не только история борьбы волшебников с своим злым коллегой, но и ясный, никак не завуалированный портрет предвоенной Европы, живущей предчувствием катастрофы. Как в «Хрониках Нарнии» реалии Лондона времен бомбежек накладываются на сказочный мир со львами и волшебниками, так и здесь Париж безработных, популистов и голодных художников живет параллельно с городом фантастических существ, магов и эльфов. Следить за тем, как эти миры перекликаются — едва ли не интереснее, чем наблюдать за охотой Ньюта Саламандера за беглым Грин-де-Вальдом.
Более того — «Преступления» будут куда интереснее подросшим фанатам «Поттера», чем первые «Твари». Здесь много отсылок к саге: есть молодой Дамблдор, Хогвардс давних времен. Одна из героинь носит фамилию Лестрейндж, а другая — умеющая превращаться в змею — зовется Нагайной. Это уже не спин-офф, а без пяти минут приквел, очень интригующий; его продолжения имеет смысл ждать с двойным нетерпением.
Связку с оригинальным «Поттером», правда, осуществляет здесь даже не сюжет, а стиль. Режиссер «Тварей» и «Преступлений» Дэвид Йейтс работал над последними фильмами саги, и легко реконструирует придуманный им же визуальный стиль: полеты над улицами, панорамы банков и министерств, выпрыгивающие из каждого угла эльфы и домовые. Ко всему этому он нашел прекрасного союзника, оператора Филиппа Русло, работавшего с Клодом Гореттой, Жан-Жаком Анно, Стивеном Фрирзом. Тот изящно и легко балансирует на грани бытового кино и сказки. Играет с сумраком и светом, выстраивает сложнейшие партитуры движения камеры по комнатам и подземельям.
Главный залог успеха «Преступлений» — актеры. Эдди Редмейн еще в «Тварях» продемонстрировал что умеет работать глубоко и неординарно. Его Ньют Саламандер — не юный маг, а ученый-аутист, лучшие друзья которого — книжки и зверюшки, а вот с людьми как-то труднее. Больше всего он похож на молодого Стивена Хокинга, которого Редмейн когда-то играл — сдается мне, именно потому Йейтс актера на главную роль и пригласил. Попал Йейтс и с приглашенными звездами. Джуд Лоу играет Дамблдора молодым харизматиком, который купается в любви учеников, но имеет множество тайн и подвохов. Даже Джонни Депп, которому досталась совершенно мультяшная роль злодея Грин-де-Вальда, лишенного характера и свойств, превращает образ в нечто большее. Играет такого демона-искусителя, совращающего волшебников. Для актера, потерявшего форму и репутацию, давно ничего стоящего не игравшего, а только раздающего интервью желтой прессе такая работа, — удача и счастье.
Но самое мощное в «Преступлениях» — именно параллели с реальной историей двадцатого века. К кульминации действия они перестают быть просто подтекстом и превращаются в визуальный аттракцион. Перед героями проносятся сцены грядущей Второй Мировой: бомбежки, битвы, разрушенные города. Наконец, взрыв атомной бомбы. Всё это не только сильный трюк — эпизод работает очень мощно в эмоциональном плане. А главное — обещает весьма любопытное продолжение. В котором будут не только тайны Хогвардса и хорошие актерские работы, но и серьезный разговор о катастрофах и их причинах. Дальше будет еще взрослее.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50