
Возвращение «Фантастических тварей»: Депп и Джуд Лоу идут на магическую войну

В прокате — «Преступления Грин-де-Вальда», продолжение «Фантастических тварей», «взрослого» спин-оффа «Гарри Поттера». Теперь — действительно очень взрослая история. Фантазия на тему катастроф двадцатого века с могучими актерскими работами.
Одна из многих действительно сильных сторон Джоан Роулинг — она прекрасно владеет контекстом и умеет помещать свои работы в традицию. «Поттер» был укоренен в британском романе воспитания, диккенсовских трогательных и жутковатых историях. Это во многом было залогом успеха саги: книжки про мальчика-волшебника похожи на многое достойное, уже читанное родителями. «Твари», в отличие от «Поттера», не экранизация — Роулинг сразу писала сценарий. И так же легко оперирует киношными, а не литературными топосами, конвенциями и традициями. В первой части, действие которой развивалось в Нью-Йорке двадцатых, Роулинг придумала целую гангстерскую сагу — с плащами, шляпами, небоскребами, роковыми красавицами и эмигрантами. Интригой «Преступлений» было — куда писатель продвинется теперь? Во что будет играть в этот раз?
Роулинг отправила своих героев в Европу — Лондон и Париж, где им предстоит бороться со сбежавшим из заточения злодеем Грин-де-Вальдом. После «Тварей» стоило ждать парижской фактуры — кофе, круассанов, канкана и саундтрека от Яна Тирсена. Но Роулинг сдержалась и пошла куда менее очевидным путем. «Преступления» — не только история борьбы волшебников с своим злым коллегой, но и ясный, никак не завуалированный портрет предвоенной Европы, живущей предчувствием катастрофы. Как в «Хрониках Нарнии» реалии Лондона времен бомбежек накладываются на сказочный мир со львами и волшебниками, так и здесь Париж безработных, популистов и голодных художников живет параллельно с городом фантастических существ, магов и эльфов. Следить за тем, как эти миры перекликаются — едва ли не интереснее, чем наблюдать за охотой Ньюта Саламандера за беглым Грин-де-Вальдом.
Более того — «Преступления» будут куда интереснее подросшим фанатам «Поттера», чем первые «Твари». Здесь много отсылок к саге: есть молодой Дамблдор, Хогвардс давних времен. Одна из героинь носит фамилию Лестрейндж, а другая — умеющая превращаться в змею — зовется Нагайной. Это уже не спин-офф, а без пяти минут приквел, очень интригующий; его продолжения имеет смысл ждать с двойным нетерпением.
Связку с оригинальным «Поттером», правда, осуществляет здесь даже не сюжет, а стиль. Режиссер «Тварей» и «Преступлений» Дэвид Йейтс работал над последними фильмами саги, и легко реконструирует придуманный им же визуальный стиль: полеты над улицами, панорамы банков и министерств, выпрыгивающие из каждого угла эльфы и домовые. Ко всему этому он нашел прекрасного союзника, оператора Филиппа Русло, работавшего с Клодом Гореттой, Жан-Жаком Анно, Стивеном Фрирзом. Тот изящно и легко балансирует на грани бытового кино и сказки. Играет с сумраком и светом, выстраивает сложнейшие партитуры движения камеры по комнатам и подземельям.
Главный залог успеха «Преступлений» — актеры. Эдди Редмейн еще в «Тварях» продемонстрировал что умеет работать глубоко и неординарно. Его Ньют Саламандер — не юный маг, а ученый-аутист, лучшие друзья которого — книжки и зверюшки, а вот с людьми как-то труднее. Больше всего он похож на молодого Стивена Хокинга, которого Редмейн когда-то играл — сдается мне, именно потому Йейтс актера на главную роль и пригласил. Попал Йейтс и с приглашенными звездами. Джуд Лоу играет Дамблдора молодым харизматиком, который купается в любви учеников, но имеет множество тайн и подвохов. Даже Джонни Депп, которому досталась совершенно мультяшная роль злодея Грин-де-Вальда, лишенного характера и свойств, превращает образ в нечто большее. Играет такого демона-искусителя, совращающего волшебников. Для актера, потерявшего форму и репутацию, давно ничего стоящего не игравшего, а только раздающего интервью желтой прессе такая работа, — удача и счастье.
Но самое мощное в «Преступлениях» — именно параллели с реальной историей двадцатого века. К кульминации действия они перестают быть просто подтекстом и превращаются в визуальный аттракцион. Перед героями проносятся сцены грядущей Второй Мировой: бомбежки, битвы, разрушенные города. Наконец, взрыв атомной бомбы. Всё это не только сильный трюк — эпизод работает очень мощно в эмоциональном плане. А главное — обещает весьма любопытное продолжение. В котором будут не только тайны Хогвардса и хорошие актерские работы, но и серьезный разговор о катастрофах и их причинах. Дальше будет еще взрослее.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Монтаж аттракционов над непроглядной тьмой. Каким получился роман Яхиной об Эйзенштейне
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 19 марта 2025 - Марк Эйдельштейн подписал контракт с агентством, среди клиентов которого — Анжелина Джоли и другие звезды Голливуда
- 17 марта 2025 - «Музей не место отдыха для отставников». Союз музеев России выпустил манифест
- 14 марта 2025 - По «Земле Санникова» снимут новый фильм, сериал, сиквел и приквел
- 14 марта 2025 - Под Петербургом снимают сериал с Лизой Боярской «Тоннель» про финскую мафию
- 13 марта 2025 - Умерла композитор София Губайдулина
Статьи
-
18 марта 2025, 18:02Как отвлечь ребенка от гаджетов и провести с ним свободное время вне дома, интересно и с пользой? С ответом на помощь приходят культурные площадки, которые в каникулы готовы подхватить и малышей, и подростков, погрузив их в свои миры. «Фонтанка» собрала для вас лучшие фестивали и события, на которых каждый найдет что-нибудь по душе.
-
17 марта 2025, 11:2916 марта стало известно: фантастическую комедию «Микки 17» решено выпустить в цифре 25 марта — меньше чем через три недели после мировой премьеры. Конечно, причиной тому, скорее всего, неудовлетворительные цифры сборов. Фильм, стоивший 118 миллионов долларов, за пару выходных собрал лишь 58 миллионов. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел кино и разобрался: это непонятый зрителями шедевр от режиссера, снявшего «Паразитов» и «Сквозь снег», — или действительно неудача?