Бой с тенью. Мариинский театр сразится в суде с сайтом-двойником

12 ноября 2018, 19:40
Версия для печати Версия для печати

Мариинский театр придумал оригинальный способ бороться с перепродажей билетов через сторонние сайты. Сайт-двойник встретится с Мариинкой в суде — поводом для иска, что неожиданно, стала защита прав на товарный знак.

Мариинский театр подал в суд на компанию, создавшую его сайт-двойник. Как стало известно «Фонтанке», дело рассматривается в Арбитражном суде Москвы. Исковое заявление Мариинского театра подано к ООО «СИ ЭН ЭФ.ру» и принято к производству 1 октября. Поводом для обращения стало «нарушение исключительных прав истца на товарный знак в сети Интернет».

На ответчика «СИ ЭН ЭФ.ру» зарегистрирован сайт с доменом mariinsky.com.ru (настоящий домен учреждения — mariinsky.ru). Любопытно, что «Яндекс» в ответ на запрос «Мариинский театр» ставит «двойника» на первое место, даже выше официального сайта, с пометкой «реклама».

Дизайн сайта хотя и не повторяет внешний вид официального портала театра, но вполне может создать ощущение, что пользователи на нём находятся. В афише — те же самые представления, в качестве иллюстраций иногда используются фотографии с сайта Мариинки. Уменьшенная иконка-лира Мариинского, хотя и не на главной странице, но тоже присутствует. Она всплывает рядом со ссылками на афишу, репертуар, схему зала, новости и историческую справку о театре.

Билеты на спектакли на сайте-«клоне» продаются с существенной наценкой — от 1300 рублей до 3700 рублей. Так, желающим увидеть балет «Баядерка» на основной сцене Мариинки 14 ноября за место в первом ряду партера при оформлении покупки через официальный сайт придётся отдать 10 тысяч рублей. Сайт mariinsky.com.ru эти же места продаёт за 13,7 тысячи.

Среди тех, кто воспользовался услугами mariinsky.com.ru, нашлись и читатели «Фонтанки». «Вчера, перепутав сайт mariinsky.com.ru с официальным сайтом (mariinsky.ru), купила билеты по существенно завышенной цене. ОБИДНО ДО СЛЕЗ… — написала нам читательница Ольга Фомина. — Я дозвонилась до компетентных лиц театра — администрация в курсе существования сайта-двойника, мне сообщили, что театр ведет с мошенниками неравную борьбу при помощи нашей судебной системы. На мой вопрос о том, смогу ли я попасть на мероприятие Мариинского театра по билетам, купленных на сайте-двойнике, мне ответили, что об этом я смогу узнать, только когда приду на спектакль». Впрочем, позже в телефонном разговоре с «Фонтанкой» Фомина рассказала, что на оперу «Травиата» 10 ноября попала.

Помимо защиты прав, Мариинский требует взыскать с ответчика 300 тысяч рублей компенсации, а также 11,8 тысяч за расходы на нотариальное заверение доказательств. Судя по всему, театр беспокоит использование самого слова mariinsky — согласно информации в Сети, оно зарегистрировано в качестве товарного сайта Мариинки. Предварительное заседание суда назначено на 17 декабря. Суд уже принял обеспечительные меры — запретил «СИ ЭН ЭФ.ру» совершать какие-либо действия, направленные на досрочное прекращение прав администрирования сайта или их уступку другому лицу. Такие же требования получил и регистратор доменного имени mariinsky.com.ru — АО «Региональный сетевой информационный центр».

По данным «Фонтанки», ООО «СИ ЭН ЭФ.ру» зарегистрировано 24 января 2008 года. Генеральный директор компании — Дмитрий Тючков, совладельцы — Владимир Володько, Алексей Габов и Ким Сын Чжэ. Домен mariinsky.com.ru создан в апреле 2018 года, его использование оплачено до апреля 2019-го. По информации системы «СПАРК», на компанию зарегистрировано ещё около десятка театральных интернет-двойников, например, страницы по продаже билетов в Большой театр, Мастерскую Петра Фоменко, театр Маяковского и Crocus City Hall. Все домены практически идентичны настоящим, а их интерфейс и наполнение не меняется: посетителям предлагают ознакомиться с афишей, картой зала и купить понравившиеся билеты.

«Фонтанка» попыталась связаться с руководством организации по телефонам, указанным в информационной системе «СПАРК». Как оказалось, все линии обслуживают операторы «официального билетного агентства»: они могут помочь при заказе билетов в Мариинку или Большой, но большинство специалистов названия «СИ ЭН ЭФ.ру» даже не слышали. На вопрос, можно ли поговорить с кем-либо из руководства, в колл-центре сообщают, что «не знают, чем помочь» и советуют написать на электронную почту.

В тот же колл-центр журналист «Фонтанки» попал, и когда пытался дозвониться по номерам, указанным на сайте mariinsky.com.ru.

— Мне даже фамилии эти ничего не говорят, — отреагировал один из сотрудников центра на фамилии Тючкова, Володько, Габова и Чжэ. — Обратитесь лучше в Мариинский театр.

Чтобы познакомиться с мнением руководства «СИ ЭН ЭФ.ру» о судебном иске, «Фонтанка» написала запрос на электронный ящик компании, но ответа пока не получила. Если наши респонденты предоставят комментарий, мы сообщим об этом читателям.

В пресс-службе Мариинского театра о подробностях дела распространяться не стали, но сообщили, что «работа по борьбе с сайтами-двойниками продолжается в настоящий момент. Готовятся исковые документы для обращения в суд». Борьбу с перепродажей специалисты ведут и в социальных сетях с псевдоофициальными группами:

— В феврале 2018 года претензионные письма по факту незаконного использования товарных знаков, а также изображений и текстов, исключительное право на которые принадлежат Театру, были отправлены в адрес администрации 24 сайтов, а также администрации социальных сетей ВКонтакте, Facebook и Instagram. По результатам проведенной работы удалось добиться удаления всей незаконно используемой символики и информации, — пояснили «Фонтанке» в театре.

Опрошенные «Фонтанкой» театральные эксперты не смогли с ходу вспомнить аналогичные дела в российской судебной практике. «Это хороший прецедент, и дай бог, чтобы Мариинский театр этот суд выиграл», — отметил в разговоре с нашим изданием один из лучших театральных менеджеров страны, директор московского театра им. Вахтангова Кирилл Крок.

«Если в оформлении сайта ответчика присутствует логотип Мариинского театра, зарегистрированный в Роспатенте, если там используются литературные и фото-, видео-материалы, скопированные с сайта театра, тогда есть перспективы добиться исчезновения этого портала. Но если этот полулегальный сайт материалы не копирует, очень сложно будет добиться его исчезновения из Сети», — оценил перспективы иска Крок.

По словам Кирилла Крока, Вахтанговский театр дважды сталкивался с деятельностью сайтов-«подделок», но смог в досудебном порядке добиться их ликвидации. Впрочем, системно проблему такие действия не решают: «Чтобы изменить ситуацию, нужен закон». Эксперт напомнил, что в Госдуму внесены поправки в законодательство о борьбе с «черными билетами», однако о сайтах-двойниках в этом документе речи нет. Требуется «досудебная блокировка и закрытие сайтов», которые занимаются перепродажей театральных билетов по завышенным ценам, уверен Крок.

Дмитрий Левин, руководитель отдела продаж БДТ им. Г. Товстоногова, также отметил, что даже возможная победа Мариинского в суде «усложнит жизнь (сайтам-двойникам — Прим.Ред.), но не уничтожит само это явление». «Театр поборет даже не сайт, а то, как он выглядит, — рассуждает Левин. — Они (создатели псевдопортала — Прим.Ред.), в конце концов, сделают лиру другого цвета — не золотой, а красной. Или нарисуют арфу, похожую на лиру». Левин настроен по отношению к сайтам-двойникам решительно: «Уничтожать их надо, запрещать. Мы советовались с коллегами из силовых структур, я предложил ужесточить законодательство в области интернет-продаж. Если какой-то сайт появляется в «Яндексе», Google и заявляет, что занимается продажей билетов, то он должен верифицировать себя в качестве агента».

По словам Левина, в Рунете также распространены мошеннические ресурсы, продающие фальшивые билеты. Однако ущерб от их деятельности не так велик: распознать липу несложно — хотя бы по некачественному дизайну сайтов. К тому же, в поисковиках такие порталы не индексируются — чаще всего ссылки на них распространяют через фейковые аккаунты в соцсетях: «Создается страничка с фотографией красивой девушки. Она стучится в друзья к парню и предлагает сводить её в театр, отправляет ссылку на билет. Один раз я общался с человеком, который попал в такую ситуацию — потратил деньги, но билетов не получил. Никаких действий после этого он не предпринял, в правоохранительные органы не обратился».

Сайты же, которые вполне законно, но без разрешения театров торгуют билетами, «становятся со временем хитрее и наглее». Они наносят и театрам, и зрителям ощутимый вред, продолжает Левин: «С учётом открытых продаж билетов, такие деятели получают возможность скупать места на дефицитные спектакли в самом начале продаж. Но если эти билеты перепродать не удаётся, их сдают «оптом» за день или за полдня за спектакля. Мы не успеваем реализовывать места и сталкиваемся с ситуацией недополученного сбора», — комментирует Дмитрий Левин.

Добавим, что от интернет-«двойников» старадают и региональные театры. Например, в июне комитет по культуре заявил, что копия появилась у сайта Санкт-Петербургского театра комедии им. Н. П. Акимова. «Чтобы не стать жертвой мошенников, рекомендуется внимательно изучать название сайта и его структуру. На официальном сайте любого государственного учреждения культуры всегда можно найти информацию о полном и сокращенном наименовании организации, месте нахождения, почтовом адресе, сведения об учредителе и учредительные документы. Обезопасить себя от возможных подделок и действий мошенников можно только приобретая билеты у официальных распространителей», — посоветовало ведомство.

Ольга Минеева, Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>