Back in the USSR: В Петербурге вручили высшую театральную премию

30 октября 2018, 00:26
Версия для печати Версия для печати

В ТЮЗе имени Брянцева 29 октября объявили победителей «Золотого софита». Высшая театральная премия Петербурга пытается быть актуальной. Как может.

Архивные театральные фотографии с надписью «современность» показали на большом экране в первые секунды церемонии вручения высшей театральной премии «Золотой софит». Затем, по задумке заслуженного деятеля искусств России и режиссера церемонии Татьяны Казаковой, известные артисты пели комические куплеты Вадима Жука на мотивы советских песен. «Не думай о софитах свысока», «Высоким пламенем горит наша театральная культура», «Мы выше, и выше, и выше! ставим критерии» и так далее. Затем зрителей ждали пародия на песню «Ленинграда»: «Водила меня Лиза к Рудольфу в антрепризу» с припевом про то, что негосударственные театры «бюджет не пилят, пусть развлекают нас сейчас».

От залихватского капустника в исполнении заслуженных артистов отвлекал буклет с номинантами: экспертный совет отметил ключевые премьеры 2017-2018 сезона вполне добросовестно. Первые полтора часа церемонии — награждение лауреатов в области государственных и негосударственных театров драмы — проходили так, будто номинационный совет избавился от устоявшейся репутации консерваторов. Однако ближе к окончанию возникло впечатление, что экспертам надоело выбирать: например, сразу три награды получил Владимир Фирер за сценографию и костюмы трех разных спектаклей. «Не знаю, что сказать, я очень удивлён», — резюмировал художник. Комическая ситуация сложилась и в театре кукол — все три награды ушли спектаклю «Птифуры» театра «Кукольный формат» в постановке Анны Викторовой (за лучший спектакль, за лучшую мужскую роль и работу художника).

Григорий Дитятковский и команда спектакля
Григорий Дитятковский и команда спектакля "Мизантроп", Театр им. В. Ф. Комиссаржевской

Фото: Софья Козич, специально для "Фонтанки.ру"

В театре драмы награды за лучшую режиссуру и лучший спектакль также оказались сдвоены. Лауреатом в области негосударственного театра в двух номинациях стала Яна Тумина за спектакль «Комната Герды». А в государственном театре при выборе между спектаклями и режиссурой Андрея Могучего, Юрия Бутусова и Григория Дитятковского (все упомянуты в двух номинациях) совет выбрал последнего. Григорий Дитятковский — хороший режиссер, но закрыть глаза на две главные премьеры прошлого сезона Могучего и Бутусова и наградить в них только артистов — необычный ход. Впрочем, судя по режиссуре, современность для этой премии — в лучшем случае, конец XX века, но никак не 2018 года. Остается с нетерпением дожидаться следующего года, когда пройти мимо премьер Константина Богомолова и Люка Персеваля в БДТ у номинационного совета не получится.

Важными для театрального сообщества эпизодами стало награждение специальным призом народной артистки России Ирины Соколовой, когда зрительный зал встал, аплодируя, и речь актера Александра Новикова, удостоенного премии за лучшую мужскую роль второго плана в спектакле «Гамлет» Юрия Бутусова: «Спасибо всем, кто понимает, что такое театр Юрия Бутусова. Я хочу поблагодарить его за семь лет работы и за то, что происходило на репетициях — этому нет ни названия, ни цены. Где бы не находилась его трудовая, моя любовь безгранична и навсегда».

Итак, публикуем имена лауреатов.

Государственные театры драмы

Лучший спектакль на большой сцене — «Мизантроп» в постановке Григория Дитятковского, Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.

Лучшая работа режиссера — Григорий Дитятковский за постановку спектакля «Мизантроп», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.

Лучший спектакль на малой сцене — «Живи и помни» в постановке Григория Козлова, театр «Мастерская».

Лучшая женская роль — Евгения Игумнова за роль Селимены в спектакле «Мизантроп» в постановке Григория Дитятковского, Театр им. В.Ф.Комиссаржевской.

Лучшая женская роль второго плана — Ируте Венгалите за роль Госпожи первого правительственного чиновника в спектакле «Три толстяка» в постановке Андрея Могучего, БДТ им. Г. А. Товстоногова.

Лучшая мужская роль — Иван Батарев за роль Луки в спектакле «Беглец» в постановке Айдара Заббарова, театр имени Ленсовета.

Лучшая мужская роль второго плана — Александр Новиков за роли Первого актера и Могильщика в спектакле «Гамлет» в постановке Юрия Бутусова, Театр имени Ленсовета.

Лучший актерский ансамбль — Марина Игнатова, Елена Попова, Ирина Патракова за роли Розовых дам в спектакле «Три толстяка» в постановке Андрея Могучего, БДТ им. Г. А. Товстоногова.

Лучшая работа художника – сценографа — Владимир Фирер за сценографию спектакля «Гамлет» в постановке Юрия Бутусова, Театр имени Ленсовета

Лучшая работа художника по костюмам — Владимир Фирер за костюмы к спектаклю «Мизантроп» в постановке Григория Дитятковского, Театр им. В.Ф. Комиссаржевской

Экспертный совет по театрам драмы вручил спецприз «за расширение границ театральной реальности» спектаклю «Тридцать шесть драматических ситуаций» в постановке Веры Поповой, копродукция Небольшого драматического театра и центра «Антон тут рядом». Второй спецприз «за новую сценическую форму социального высказывания» ушел Евгении Сафоновой за спектакль «Лицо земли» в ТЮЗе им. А. А. Брянцева.

Спецпризами «за уникальный вклад в театральную культуру Петербурга» были награждены также народные артисты России Ирина Соколова и Николай Иванов.

Негосударственные театры драмы

Лучший спектакль — «Комната Герды» в постановке Яны Туминой, Театр «Особняк»

Лучшая работа режиссера — Яна Тумина за постановку спектакля «Комната Герды», Театр «Особняк»

Лучшая женская роль — Алиса Олейник за роль Герды в спектакле «Комната Герды» в постановке Яны Туминой, Театр «Особняк»

Лучшая мужская роль — Петр Семак за роль Ясона в спектакле «Медея» в постановке Влада Фурмана, «Русская антреприза им. Андрея Миронова»

Лучшая работа художника — Надежда Лопардина за сценографию к спектаклю «Квартира» в постановке Валентина Левицкого, Камерный театр Малышицкого

Экспертный совет наградил спецпризами художницу Киру Камалидинову за создание уникальной художественной среды в спектаклях «Деревня канатоходцев» и «Комната Герды» и Анну Тугушеву за пластическое решение спектакля «Нос» театра «ЦЕХЪ».

Театр кукол

Лучший спектакль — «Птифуры» в постановке Анны Викторовой, Театр «Кукольный формат»

Лучшая роль в театре кукол — Кирилл Смирнов за работу в спектакле «Птифуры «в постановке Анны Викторовой, Театр «Кукольный формат»

Лучшая работа художника в театре кукол — Анна Викторова за постановку «Птифуры», Театр «Кукольный формат»

Спецпризы ушли Кире Черкасской «за многолетнее служение театру кукол» и директору Большого театра кукол Александру Калинину «за действенный вклад в создание и развитие фестиваля «БТК-FEST» и поддержку творческих проектов современного театра кукол».

Музыкальный театр

Лучший балетный спектакль — «Времена года». Хореография Ильи Живого, Мариинский театр

Лучшая женская роль в балетном спектакле — Екатерина Кондаурова за роль Солистки в спектакле «Времена года». Хореография Ильи Живого, Мариинский театр

Лучшая мужская роль в балетном спектакле — Андрей Гудыма за роль Эспады в спектакле «Дон Кихот». Хореография Йохана Кобборга, Театр балета им. Леонида Якобсона

Специальный приз вручен Дарье Павленко «за самобытность и художественную выразительность в современной хореографии».

Лучший спектакль в оперном театре — «Царская невеста» в постановке Александра Петрова, музыкальный руководитель и дирижёр Павел Бубельников, Детский музыкальный театр «Зазеркалье»

Лучшая женская роль в оперном спектакле — Татьяна Сержан за роль Миссис Форд в спектакле « Фальстаф». Режиссер Андреа де Роза, музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев, Мариинский театр

Лучшая мужская роль в оперном спектакле — Виктор Коротич за роль Грязного в спектакле «Царская невеста» в постановке Александра Петрова, музыкальный руководитель и дирижёр Павел Бубельников, Детский музыкальный театр «Зазеркалье»

Лучший спектакль в оперетте и мюзикле — «Граф Монте Кристо» в постановке Миклоша Габора Кереньи. Музыкальный руководитель и дирижер Алексей Нефедов, Театр Музыкальной комедии

Лучшая женская роль в оперетте и мюзикле — Карина Чепурнова за роль Чин Чи Лы в спектакле «Чин Чи Ла» в постановке Олега Левакова. Музыкальный руководитель и дирижер Андрей Алексеев, Театр Музыкальной комедии

Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле — Мурад Султаниязов за роль Эзопа в спектакле «Эзоп» в постановке Исаака Штокбанта. Музыкальный руководитель Александр Лихачев, Театр «Буфф»

Лучшая работа художника в музыкальном театре — Владимир Фирер за сценографию и костюмы к спектаклю «Царская невеста» в постановке Александра Петрова. Музыкальный руководитель и дирижер Павел Бубельников, Детский музыкальный театр «Зазеркалье»

Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>