
«Ленинградское дело» Московских ворот: Как памятник архитектуры снесли и собрали по частям

Можете представить себе Петербург без Московских ворот? А именно так и было с 1936 года по конца 1950-х, когда шедевр архитектора Василия Стасова разобрали и хранили в городских музеях. Неожиданную историю памятника обнародовало издательство «Красный матрос». «Фонтанка» прочитала книгу «Про Московские Триумфальные ворота», выпущенную к 180-летию арки, и законспектировала самое интересное.
1. Московские ворота могли быть шире и приземлённее.
Проект триумфальных ворот на Московской дороге. Главный фасад. Ш. Клериссо, 1781 г.
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
Известная всем петербуржцам арка могла выглядеть по-другому. «Ворота города Петербурга на дороге в Москву» ещё в 1780 году задумывала создать Екатерина II. Эскиз и гипсовую модель императрица заказала французскому архитектору Шарлю-Луи Клериссо. Но задумка осталась на бумаге. «Ворота… очень хороши на вид, но дороги в исполнении: нужно будет подумать», — резюмировала императрица и решения так и не приняла.
Дороговизна стала причиной, по которой в 1831 году положили под сукно ещё один проект ворот — архитектора Альберта Кавоса.
2. Стасов, создавая монумент, вдохновлялся античным Акрополем.
Пропилеи Афинского акрополя. 437 г. до н.э.
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
Единственный архитектор, чей проект воплотили в жизнь, — академик Петербургской Академии художеств Василий Стасов, автор Спасо-Преображенского и Троицкого соборов, Нарвских ворот. Архитектор задумывал ворота под влиянием древнегреческой архитектуры, в одном из архивных документов прообразом монумента названы пропилеи афинского Акрополя.
Московские ворота возвели в 1838 году и посвятили победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов и усмирению Польши. Арка — крупнейшее в мире архитектурное сооружение из чугуна. Фигуры гениев для фриза заказали скульптору Борису Орловскому. В руки гениев он вложил щиты с гербами российских губерний.
3. Около ворот были пристройки — кордегардии.
Восточная кордегардия во время демонтажа. Сентябрь 1936 г.
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
При Василии Стасове к западу и востоку от арки появились ещё две постройки. Эти четырехугольные здания с башнями назывались кордегардиями и предназначались для караула. Кордегардии были неотъемлемой частью задумки архитектора, с основным зданием их соединяли чугунные решетки.
Кроме, собственно, военных караулов, в кордегардиях в разное время квартировали чиновники Таможенного и Морского ведомств, располагались пожарный резерв, Школа строительного дела. Постройки разобрали в 1936 году, когда городские власти посчитали, что ворота больше не нужны Ленинграду и затрудняют движение.
4. Ворота снесли.
Разборка взорванной восточной кордегардии
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
Постановление о сносе Московских ворот президиум Ленсовета принял в сентябре 1936 года — «в связи с реконструкцией Международного проспекта и Московского шоссе». На реализацию плана Ленсовет выделил всего четыре дня, хотя, судя по фотографиям и газетным заметкам, демонтаж длился дольше.
Письма с контраргументами, направленные архитекторами и горожанами на имя Андрея Жданова, не возымели действия. Впрочем, городские власти прислушались к другому требованию общественности — сохранить части памятника, чтобы позже собрать его заново в другом месте. Фрагменты арки складировали, например, в артиллерийском Историческом музее, музее Академии художеств и Русском музее.
«Есть тут одно подозрение, в чем основная трагедия Московских ворот. Слишком они были величественным памятником тому, чему, по новым представлениям, памяти не требовалось /…/ Обустройство Международного проспекта — это только предлог. Можно было обустроить и с учетом уже существующего памятника. Причина неприязни к Московским воротам, — по крайней мере, одна из основных — лежит в психологии: она простая и выражается одним словом. Ревность», — пишет в книге современник, прозаик и драматург, лауреат литературной премии «Национальный бестселлер» Сергей Носов.
5. Но справедливость восторжествовала.
Детали ступней гениев во время реставрации
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
Ещё в до войны Московские ворота собирались восстановить — в Московском районном парке культуры и отдыха, будущем парке Победы. Разговоры о том, что снос памятника был градостроительной ошибкой, возобновились и в послевоенное время. Собрать арку предлагали и около стадиона Кирова, и у Нахимовского училища, и на старом месте, только вдоль, а не поперёк Московского проспекта (тогда — проспект Сталина).
Впрочем, у ворот были и противники. Сохранилась стенограмма совещания в Ленинградском отделении Союза Советских архитекторов от 9 июня 1952 года. Некто Глинин, «сотрудник по охране памятников», доказывал, что шедевр Стасова — памятник реакционный: «Уместно ли сейчас, когда международная реакция бешено готовит против нашей Родины и стран народной демократии новую войну, — ставить вопрос о восстановлении «Триумфальных» ворот (от которых остались лишь жалкие остатки), испрашивая для этой цели 3 миллиона 700 тысяч рублей из народных средств?».
В 1956 году исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся распорядился восстановить памятник на прежнем месте. В 1959 году под руководством архитекторов Евгении Петровой и Ивана Капцюга были вновь воздвигнуты колонны, работа над архитектурным убранством продолжалась до 1961-го.
6. Происшествие с гербом.
Северный фриз ворот, гений «Мир и Изобилие». Гений «Мир и Изобилие» с южного фриза
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
Несмотря на скрупулёзность Петровой и Капцюга, не все детали попали на старые места. На основании архивных данных было неверно подсчитано количество гениев и гербов. В результате гению «Мир и Изобилие» на южном фризе ворот вместо миртовой ветви вручили герб Костромской губернии. Его двойник на северной стороне, как и положено, держит рог изобилия и миртвую ветвь.
Михаил Сапего, автор проекта «Про Московские Триумфальные ворота», главный редактор издательства «Красный матрос»:
«Московские ворота — по сути, первое отчётливое воспоминание в моей жизни. Это такое небольшое кино, которое есть у каждого своё. 7 ноября 1967 года мой дедушка, фрезеровщик одного из военных заводов, что на стыке Московского и Лиговского проспектов, взял меня на праздничную демонстрацию. Мы приехали к Московским воротам ещё засветло. Пятилетнему пацану хотелось спать, но холод довольно быстро взбодрил меня. Я смотрел то на ворота, то на деда в кругу заводчан, боясь потерять его из виду. Помню, потом мне надули воздушный шарик. Народу постепенно прибывало и вскоре небо на востоке начало розоветь, подтянулись музыканты с духовыми инструментами. Высунулись старушки с леденцами из жжёного сахара и растягайчиками — это были такие обёрнутые фольгой и набитые стружкой твёрдые мячики на резинках, замечательное приспособление, позволявшее детям моего возраста не скучать среди взрослой толпы.
Как и большинство послевоенных ленинградцев, хоть и будучи рождён в Московском районе, я не знал, что ворота были демонтированы. Многие из нынешних горожан тоже не знают об этом. Только в начале 2000-х, когда «Красный матрос» делал книгу о крупнейшем ДТП в истории Петербурга — столкновении паровоза и трамвая в 1930 году в непосредственной близости от ворот, я напал в архиве на фотосессию сноса ворот в сентябре 1936-го.
Работа над проектом шла около пятнадцати лет, за это время удалось узнать немало нового. Выяснилось, например, что части разобранных колонн, так называемые фустовые блоки, служили укрытиями от бомбежки и артобстрелов и использовались в качестве противотанковых заграждений на Пулковских высотах. То есть Московские ворота, не существуя, тем не менее своей чугунной плотью защищали блокадный Ленинград.
Изданный к 180-летию Московских Триумфальных ворот, увы, неподобающе малым тиражом («спасибо» администрации Московского района), наш альбом, думаю, не потеряет своей актуальности и привлекательности, ведь один юбилейный год перетечёт в другой. В 2019-м мы будем отмечать 250-летие с рождения выдающего архитектора, автора Московских ворот — Василия Петровича Стасова».
Читала и беседовала Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
10 видов Петербурга: До революции и сейчас

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».