Неоконченные фильмы погибшего в ЦАР Александра Расторгуева завершат его коллеги

20 сентября 2018, 11:39
Версия для печати Версия для печати

Друзья и коллеги погибшего в Центральноафриканской республике Александра Расторгуева завершат его работы и постараются снять собственные фильмы-воспоминания о режиссёре-документалисте. Об этом главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус, сценарист Сусанна Баранжиева, кинооператор и режиссёр Павел Костомаров объявили вечером 19 сентября в петербургском книжном «Порядок Слов». Здесь прошёл показ неоконченных проектов Расторгуева в рамках фестиваля «Послание к человеку» .

Петербуржцы увидели ленты «INDIA30» об индийском городе Варанаси, «Последний день» — о майской революции 2018 года в Армении и видеозарисовки для проекта «Реальность». «Сейчас смешно вспоминать, что были обстоятельства, которые казались когда-то фатальными и не дали завершить работу», — признался Павел Костомаров.

Во время показа зрители сидели на полу и теснились в проходе. Как заметила Любовь Аркус, разница между тем, что при жизни режиссёр «был абсолютно не нужен в стране», где «его всё отторгало», и «той огромной любовью, болью от сердца, которую испытали люди абсолютно разных поколений» уже после его смерти, удивительна и трагична.

— Мы с ним часто обсуждали, в чем разница между «близкий человек» и «родной человек». Сейчас я могу сказать, что, наверное, роднее друга у меня не было. Ближе есть, а роднее не было. Когда это всё случилось, параллельным каким-то зрением я увидела, какое количество людей его оплакивает. У него были абсолютно немыслимые идеи, но почему-то всё заканчивалось тем, что всё заканчивалось. Не было места ему, чтобы он мог поставить хотя бы одну ногу и почувствовать себя уверенным. Я буду снимать, наверное, фильм (о нём — Прим. ред.). Паша (Костомаров — Прим. ред.) тоже будет снимать. Мы будем стараться, — пообещала Аркус и напомнила, что с 2018 года на «Послании к человеку» вручают специальный приз имени Александра Расторгуева.

Возможный «перезапуск» проектов друзья режиссёра обсуждают с командой ленты «Срок». Работа, прежде всего, пойдёт над фильмами, показанными в «Порядке слов». Однако Аркус, Баранжиева и Костомаров подчеркнули, что незавершенных лент в архивах Расторгуева найдётся «намного больше» трёх.

«Последний день» — один из недавних и наиболее важных фильмов Расторгуева и Сусанны Баранжиевой, написавшей сценарии для девяти его картин, — снимался в Армении за 2,5 дня в апреле 2018 года. Расторгуев работал в эпицентре бархатной революции.

Много неиспользованного материала, который можно было бы «повернуть любой стороной» и собрать, «как из кубиков-лего», осталось и после проекта «Реальность». В 2006 — 2008 годах Расторгуев загорелся идеей найти новый киноязык: отказаться от операторов и отдать аппаратуру в руки самих героев. Начал с детского дома — роздал воспитанникам тогда ещё большие камеры и научил их «самосниманию»: верил, что непрофессионалы, особенно дети, даже через такие «видео-селфи» смогут создать нечто гениальное.

Проект «INDIA30» — один из самых давних. Как пояснила Сусанна Баранжиева, автором идеи и главным героем этого фильма стал президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Салагаев. Он «собирался пройти по местам силы, которые есть в мире. Начать решили с Индии... Мы добрались в Варанаси, место, приходят умирать все индусы, место, где тысячи лет горят костры. И в этих декорациях смерти решили снимать кинокомедию».

Режиссёр-документалист Александр Расторгуев был убит в Центральноафриканской республике в ночь на 31 июля. Вместе с журналистом Орханом Джемалем и оператором Кириллом Радченко он собирался работать над фильмом о деятельности ЧВК. На федеральных каналах работы Расторгуева впервые показали лишь после его смерти. Подробнее о том, что увидели и не увидели журналисты, читайте в специальном репотаже «Фонтанки».

Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

«А он, гад, обращался ко мне на «вы»»: Киносообщество прощается с Александром Расторгуевым

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>