Неоконченные фильмы погибшего в ЦАР Александра Расторгуева завершат его коллеги

Друзья и коллеги погибшего в Центральноафриканской республике Александра Расторгуева завершат его работы и постараются снять собственные фильмы-воспоминания о режиссёре-документалисте. Об этом главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус, сценарист Сусанна Баранжиева, кинооператор и режиссёр Павел Костомаров объявили вечером 19 сентября в петербургском книжном «Порядок Слов». Здесь прошёл показ неоконченных проектов Расторгуева в рамках фестиваля «Послание к человеку» .
Петербуржцы увидели ленты «INDIA30» об индийском городе Варанаси, «Последний день» — о майской революции 2018 года в Армении и видеозарисовки для проекта «Реальность». «Сейчас смешно вспоминать, что были обстоятельства, которые казались когда-то фатальными и не дали завершить работу», — признался Павел Костомаров.
Во время показа зрители сидели на полу и теснились в проходе. Как заметила Любовь Аркус, разница между тем, что при жизни режиссёр «был абсолютно не нужен в стране», где «его всё отторгало», и «той огромной любовью, болью от сердца, которую испытали люди абсолютно разных поколений» уже после его смерти, удивительна и трагична.
— Мы с ним часто обсуждали, в чем разница между «близкий человек» и «родной человек». Сейчас я могу сказать, что, наверное, роднее друга у меня не было. Ближе есть, а роднее не было. Когда это всё случилось, параллельным каким-то зрением я увидела, какое количество людей его оплакивает. У него были абсолютно немыслимые идеи, но почему-то всё заканчивалось тем, что всё заканчивалось. Не было места ему, чтобы он мог поставить хотя бы одну ногу и почувствовать себя уверенным. Я буду снимать, наверное, фильм (о нём — Прим. ред.). Паша (Костомаров — Прим. ред.) тоже будет снимать. Мы будем стараться, — пообещала Аркус и напомнила, что с 2018 года на «Послании к человеку» вручают специальный приз имени Александра Расторгуева.
Возможный «перезапуск» проектов друзья режиссёра обсуждают с командой ленты «Срок». Работа, прежде всего, пойдёт над фильмами, показанными в «Порядке слов». Однако Аркус, Баранжиева и Костомаров подчеркнули, что незавершенных лент в архивах Расторгуева найдётся «намного больше» трёх.
«Последний день» — один из недавних и наиболее важных фильмов Расторгуева и Сусанны Баранжиевой, написавшей сценарии для девяти его картин, — снимался в Армении за 2,5 дня в апреле 2018 года. Расторгуев работал в эпицентре бархатной революции.
Много неиспользованного материала, который можно было бы «повернуть любой стороной» и собрать, «как из кубиков-лего», осталось и после проекта «Реальность». В 2006 — 2008 годах Расторгуев загорелся идеей найти новый киноязык: отказаться от операторов и отдать аппаратуру в руки самих героев. Начал с детского дома — роздал воспитанникам тогда ещё большие камеры и научил их «самосниманию»: верил, что непрофессионалы, особенно дети, даже через такие «видео-селфи» смогут создать нечто гениальное.
Проект «INDIA30» — один из самых давних. Как пояснила Сусанна Баранжиева, автором идеи и главным героем этого фильма стал президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Салагаев. Он «собирался пройти по местам силы, которые есть в мире. Начать решили с Индии... Мы добрались в Варанаси, место, приходят умирать все индусы, место, где тысячи лет горят костры. И в этих декорациях смерти решили снимать кинокомедию».
Режиссёр-документалист Александр Расторгуев был убит в Центральноафриканской республике в ночь на 31 июля. Вместе с журналистом Орханом Джемалем и оператором Кириллом Радченко он собирался работать над фильмом о деятельности ЧВК. На федеральных каналах работы Расторгуева впервые показали лишь после его смерти. Подробнее о том, что увидели и не увидели журналисты, читайте в специальном репотаже «Фонтанки».
Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
«А он, гад, обращался ко мне на «вы»»: Киносообщество прощается с Александром Расторгуевым

15 телесериалов июня: «Детективы из искусства», «Железное сердце», продолжения «Медведя» и «Игры в кальмара» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29