Вышла книга о «Слезе социализма» и её обитателях
Дом-коммуну «Слеза социализма» на улице Рубинштейна знают, вероятно, все петербуржцы. Знают и то, что здесь в советское время жили писатели. В том числе — Ольга Берггольц, которая вспоминала о «Слезе»: «Это был самый нелепый дом в Ленинграде». Но кто ещё, кроме Берггольц, квартировал в этом здании, известно немногим. Истории жильцов «Слезы социализма» собрал писатель, бывший петербургский журналист, а ныне — владелец израильского книжного магазина «Бабель» Евгений Коган. Он выпустил книгу «Слеза социализма. Дом забытых писателей».
Сам Коган родился в «Слезе социализма» в 1974 году и был лично знаком с поэтессой и мемуаристкой Идой Наппельбаум, жившей здесь с 1930-х до начала 1990-х и оставившей книгу воспоминаний «Угол отражения». До определённого момента Когана не интересовала литературная история дома, ведь «в трёх домах отсюда находился Ленинградский рок-клуб».

Фото: common.place
«Но вот пришло время, и меня «накрыло»… Я взял домовую книгу 1930-х и выписал из неё тринадцать имён. Десять из них мне ничего не говорили. Пошёл библиотеку, начал копать. И выяснил, что большинство этих писателей — очень важные фигуры для ранней советской литературы, это фамилии, которые гремели в Ленинграде 1930-х», — рассказал Коган 11 сентября на презентации в петербургском музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
В «Слезе социализма» жил один из руководителей РАППа Юрий Либединский; переводчик Михаил Фроман, которого «хвалил и ругал Корней Чуковский»; Вольф Эрлих, поэт-имажинист, друг Есенина. «Есенин подарил ему написанные кровью стихи «До свиданья, друг мой, до свиданья». Получается, что Вольф Эрлих — последний человек, которого Есенин видел живым. Из этого определённые люди быстро заключили, что еврейская клика убила великого поэта», — отмечает Евгений Коган.
Каждый литератор «вписан» в книгу в соответствии с номером квартиры. Кроме поэтических и прозаических текстов, которые во многих случаях ни разу не переиздавались с 1930-х, Коган собрал выдержки из дневников, интервью, газетные выступления своих героев, критические заметки о них. Отдельная глава посвящена самой «Слезе социализма», причём в истории дома до сих пор много белых пятен. Например, неизвестно, где именно жила Ольга Берггольц — после капитального ремонта в 1960-х нумерация квартир изменилась. «Не сохранилось ни одной довоенной фотографии здания: самая ранняя, которую мне удалось найти, — середины 1950-х годов», — говорит Коган.
Название «Слезы социализма», которое кажется народным, по-настоящему придумал писатель Петр Сажин. Причём к этой точной (для здания в котором до перепланировки кухни и ванные комнаты были только общими, а трубы отчаянно протекали) формулировке прибегали не только обычные жители, но и руководители города. «Даже Сергей Миронович Киров заметил как-то, проезжая по нашей улице Рубинштейна, что «Слезу социализма» следует заключить в стеклянный колпак, дабы она, во-первых, не развалилась, и дабы, во-вторых, при коммунизме видели, как не надо строить», — цитирует Евгений Коган воспоминания писателя Александра Штейна.
Книга вышла в 2018 году в издательстве Common Place.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
В Петербурге раскроют тайны «писательского недоскрёба»
Эстетичный монстр и злобный создатель. Зачем дель Торо свой «Франкенштейн»?
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 05 ноября 2025 - «Роскошное выражение модернизма в классической форме»: в Петербурге впервые за 30 лет зазвучит симфония Дюка
- 01 ноября 2025 - «Большая книга» открыла бесплатный доступ к книгам-финалистам — за них можно проголосовать
- 31 октября 2025 - Вуди Аллен до конца 2027 года выпустит фильм про Мадрид
- 30 октября 2025 - Warner Bros. рассказала, когда выпустит первый фильм о Hello Kitty
- 30 октября 2025 - Сергей Шнуров рассказал о новом альбоме «Поролоновая свадьба»
Статьи
-
30 октября 2025, 17:23Казалось бы, ничто не предвещало трагедии. Обычный европейский гражданин, крепко стоящий на ногах и уверенный в завтрашнем дне, едет со своим сыном и собачкой на машине в Марокко, чтобы на тамошнем рейве в пустыне найти свою дочь. Ребенок уверен: сестра будет рада их увидеть. Отец выглядит почти отчаявшимся, но настойчиво обращается то к одним танцующим, то к другим, показывая фотографию дочери. У зрителя закрадываются мысли, что мы видим стадию отрицания в принятии неизбежного, и девушки уже нет в живых, — и наверняка по ходу действия будут находиться этому подтверждения, а интрига будет в ее судьбе. Но сюжет оказывается гораздо сильнее.
-
29 октября 2025, 13:30Более 500 произведений искусства — скульптуру, живопись, ритуальные предметы и маски мистерии Цам — можно увидеть до 2 февраля на новой выставке «Драгоценность в лотосе: искусство тибетского буддизма» в Манеже Малого Эрмитажа. Куратор Юлия Елихина — ведущий научный сотрудник Отдела Востока — рассказала «Фонтанке» об экспонатах, прошедших через огонь, о демонах, вызывающих болезни, и о драгоценности, исполняющей желания.
-
26 октября 2025, 12:20