Вышла книга о «Слезе социализма» и её обитателях
Дом-коммуну «Слеза социализма» на улице Рубинштейна знают, вероятно, все петербуржцы. Знают и то, что здесь в советское время жили писатели. В том числе — Ольга Берггольц, которая вспоминала о «Слезе»: «Это был самый нелепый дом в Ленинграде». Но кто ещё, кроме Берггольц, квартировал в этом здании, известно немногим. Истории жильцов «Слезы социализма» собрал писатель, бывший петербургский журналист, а ныне — владелец израильского книжного магазина «Бабель» Евгений Коган. Он выпустил книгу «Слеза социализма. Дом забытых писателей».
Сам Коган родился в «Слезе социализма» в 1974 году и был лично знаком с поэтессой и мемуаристкой Идой Наппельбаум, жившей здесь с 1930-х до начала 1990-х и оставившей книгу воспоминаний «Угол отражения». До определённого момента Когана не интересовала литературная история дома, ведь «в трёх домах отсюда находился Ленинградский рок-клуб».
Фото: common.place
«Но вот пришло время, и меня «накрыло»… Я взял домовую книгу 1930-х и выписал из неё тринадцать имён. Десять из них мне ничего не говорили. Пошёл библиотеку, начал копать. И выяснил, что большинство этих писателей — очень важные фигуры для ранней советской литературы, это фамилии, которые гремели в Ленинграде 1930-х», — рассказал Коган 11 сентября на презентации в петербургском музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
В «Слезе социализма» жил один из руководителей РАППа Юрий Либединский; переводчик Михаил Фроман, которого «хвалил и ругал Корней Чуковский»; Вольф Эрлих, поэт-имажинист, друг Есенина. «Есенин подарил ему написанные кровью стихи «До свиданья, друг мой, до свиданья». Получается, что Вольф Эрлих — последний человек, которого Есенин видел живым. Из этого определённые люди быстро заключили, что еврейская клика убила великого поэта», — отмечает Евгений Коган.
Каждый литератор «вписан» в книгу в соответствии с номером квартиры. Кроме поэтических и прозаических текстов, которые во многих случаях ни разу не переиздавались с 1930-х, Коган собрал выдержки из дневников, интервью, газетные выступления своих героев, критические заметки о них. Отдельная глава посвящена самой «Слезе социализма», причём в истории дома до сих пор много белых пятен. Например, неизвестно, где именно жила Ольга Берггольц — после капитального ремонта в 1960-х нумерация квартир изменилась. «Не сохранилось ни одной довоенной фотографии здания: самая ранняя, которую мне удалось найти, — середины 1950-х годов», — говорит Коган.
Название «Слезы социализма», которое кажется народным, по-настоящему придумал писатель Петр Сажин. Причём к этой точной (для здания в котором до перепланировки кухни и ванные комнаты были только общими, а трубы отчаянно протекали) формулировке прибегали не только обычные жители, но и руководители города. «Даже Сергей Миронович Киров заметил как-то, проезжая по нашей улице Рубинштейна, что «Слезу социализма» следует заключить в стеклянный колпак, дабы она, во-первых, не развалилась, и дабы, во-вторых, при коммунизме видели, как не надо строить», — цитирует Евгений Коган воспоминания писателя Александра Штейна.
Книга вышла в 2018 году в издательстве Common Place.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
В Петербурге раскроют тайны «писательского недоскрёба»
15 телесериалов декабря: «Сто лет одиночества», «Игра в кальмара-2», Джоан Роулинг и Юра Борисов — выбор «Фонтанки»
Новости
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
- 29 ноября 2024 - Министр культуры рассказала, сколько фильмов нужно снимать в год и пообещала господдержку сиквелов
- 27 ноября 2024 - В трейлере нового сезона «Игры в кальмара» показали возвращение игрока 456 и «темную лошадку»
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
29 ноября 2024, 08:30