Вышла книга о «Слезе социализма» и её обитателях

12 сентября 2018, 17:11
Версия для печати Версия для печати

Дом-коммуну «Слеза социализма» на улице Рубинштейна знают, вероятно, все петербуржцы. Знают и то, что здесь в советское время жили писатели. В том числе — Ольга Берггольц, которая вспоминала о «Слезе»: «Это был самый нелепый дом в Ленинграде». Но кто ещё, кроме Берггольц, квартировал в этом здании, известно немногим. Истории жильцов «Слезы социализма» собрал писатель, бывший петербургский журналист, а ныне — владелец израильского книжного магазина «Бабель» Евгений Коган. Он выпустил книгу «Слеза социализма. Дом забытых писателей».

Сам Коган родился в «Слезе социализма» в 1974 году и был лично знаком с поэтессой и мемуаристкой Идой Наппельбаум, жившей здесь с 1930-х до начала 1990-х и оставившей книгу воспоминаний «Угол отражения». До определённого момента Когана не интересовала литературная история дома, ведь «в трёх домах отсюда находился Ленинградский рок-клуб».



Фото: common.place

«Но вот пришло время, и меня «накрыло»… Я взял домовую книгу 1930-х и выписал из неё тринадцать имён. Десять из них мне ничего не говорили. Пошёл библиотеку, начал копать. И выяснил, что большинство этих писателей — очень важные фигуры для ранней советской литературы, это фамилии, которые гремели в Ленинграде 1930-х», — рассказал Коган 11 сентября на презентации в петербургском музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

В «Слезе социализма» жил один из руководителей РАППа Юрий Либединский; переводчик Михаил Фроман, которого «хвалил и ругал Корней Чуковский»; Вольф Эрлих, поэт-имажинист, друг Есенина. «Есенин подарил ему написанные кровью стихи «До свиданья, друг мой, до свиданья». Получается, что Вольф Эрлих — последний человек, которого Есенин видел живым. Из этого определённые люди быстро заключили, что еврейская клика убила великого поэта», — отмечает Евгений Коган.

Каждый литератор «вписан» в книгу в соответствии с номером квартиры. Кроме поэтических и прозаических текстов, которые во многих случаях ни разу не переиздавались с 1930-х, Коган собрал выдержки из дневников, интервью, газетные выступления своих героев, критические заметки о них. Отдельная глава посвящена самой «Слезе социализма», причём в истории дома до сих пор много белых пятен. Например, неизвестно, где именно жила Ольга Берггольц — после капитального ремонта в 1960-х нумерация квартир изменилась. «Не сохранилось ни одной довоенной фотографии здания: самая ранняя, которую мне удалось найти, — середины 1950-х годов», — говорит Коган.

Название «Слезы социализма», которое кажется народным, по-настоящему придумал писатель Петр Сажин. Причём к этой точной (для здания в котором до перепланировки кухни и ванные комнаты были только общими, а трубы отчаянно протекали) формулировке прибегали не только обычные жители, но и руководители города. «Даже Сергей Миронович Киров заметил как-то, проезжая по нашей улице Рубинштейна, что «Слезу социализма» следует заключить в стеклянный колпак, дабы она, во-первых, не развалилась, и дабы, во-вторых, при коммунизме видели, как не надо строить», — цитирует Евгений Коган воспоминания писателя Александра Штейна.

Книга вышла в 2018 году в издательстве Common Place.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

В Петербурге раскроют тайны «писательского недоскрёба»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

15 телесериалов декабря: «Сто лет одиночества», «Игра в кальмара-2», Джоан Роулинг и Юра Борисов — выбор «Фонтанки»

Конец года будет насыщенным в плане телесериалов: новый сезон «Игры в кальмара», приквел «Декстера», очередная история из телевселенной «Звёздных войн», парочка приличных экранизаций вроде «Ста лет одиночества» и шестой книги про Корморана Страйка от Джоан Роулинг, а ещё несколько добротных отечественных телепроектов вроде «Первого номера» и «Прометея».

Статьи

>