«Аксель»: Альтернатива Mamma-Mia!
В прокате — самый неожиданный кинодебют года и первоклассный летний блокбастер для всей семьи. Фантастику о парне и собаке-роботе обозреватель «Фонтанки» советует предпочесть даже раскрученному продолжению мюзикла Mamma-Mia!
Режиссером и автором сценария «Акселя» выступил совершенно безвестный широкой аудитории персонаж, Оливер Дейли. Три года назад он собрал в сети, на краудфандинг-платформе Kickstarter нехитрый — 45 тысяч — бюджет для своей дебютной семиминутной короткометражки про подростка, который встретил собачку-робота и подружился с ней. Зарисовка получилась вполне успешной, и Дейли решил превратить её в полный метр — с бюджетом в сотню-другую раз больше, хитрой графикой и известными актерами. Уже сам факт, что эта затея удалась и фильм выходит в прокат по всему миру (а в России — на неделю раньше, чем в Штатах) свидетельствует, что «Аксель» — настоящий прорыв. Как минимум, для режиссера. Максимум — для всего независимого кинематографа. Так резко с нулевой отметки давно никто не стартовал.
Но фильм и сам по себе любопытный, необычный, наглый. На уровне сценария Дейли демонстрирует крепкий уровень мастерства — в банальную «Каштанку» успевает всунуть кучу жанровых игр, стилистических оммажей, цитат, ребусов. С одной стороны, сохраняет простое, линейное повествование. Мальчишка встречает в пустыне собачку-робота, та становится его лучшим другом. Создали песика плохие роботехники для военных целей, и они хотят питомца у подростка отобрать.
С другой, здесь куча нюансов. Главный герой — не сентиментальный малыш, а гонщик, и сцены поединков мотоциклистов Дейли снимает изобретательно, ярко, переключая оптику, жонглируя манерами: то с простенького GoPro, то с высоты птичьего полета. Да и вообще, похоже на «Безумного Макса». Злодеи — не опасные военные, а примитивные лузеры-технари, и большую часть экранного времени не носятся по следу собачки, а наблюдают за её перемещениями на экране монитора. Тоже необычный визуальный ход.
Визуальное решение — может, самая сильная сторона «Акселя». Оператором выступил Тим Орр, опытнейший стилизатор, который много работал с Дэвидом Гордоном Грином, одним из самых незаурядных и многогранных американских режиссеров. В «Акселе» он не только переключает оптики и жонглирует манерами, но и создает единый, очень цельный и выигрышный стиль. «Делает» ленту под восьмидесятые: век неоновых всполохов, агрессивного монтажа, броских эффектов и киберпанка. Сейчас такое в моде — успех сериала «Очень странные дела» тому свидетельство.
Стиль в «Акселе» затмевает всё. И это очень хорошо. Его элементами становятся даже актеры — вне восьмидесятнической манеры юный Алекс Нойштедтер, обладающий уж слишком слащавой внешностью (кудряшки, пухлые губы, пышные ресницы), смотрелся бы пошло и вычурно. А так, среди железяк, моторов и под синтезаторные шумы — отлично. Без игровой стихии, без отсылок к старому доброму кино исполнительница главной женской роли, певица Бекки Джи, выглядела бы вульгарно — ну, какая из гламурной хип-хоп-исполнительницы подружка честного и милого мальчика! Идеально вписывается в общую стилизацию и Джейн Томас, звезда «Ночей в стиле буги» и «Тонкой красной линии», который играет отца главного героя. Сам его облик — баки, седой кок, щетина — совершенно оттуда, года из восемьдесят пятого.
Наконец, умелая стилизация делает «Акселя» еще семейным кино. Это тот случай, когда родители будут ностальгировать по фильмам своего детства, броским и бойким телемувикам. А дети — влюбляться в такое по уши, знакомиться и втягиваться.
С «Акселем» только одна проблема: такие прорывы совершенно необязательно что-то обещают в дальнейшем. Нет, Дейли никуда не исчезнет, помяните моё слово: мы еще встретим его имя в титрах многомиллионных проектов и перезапусков старых франшиз. Но нет никакой гарантии, что после этого наглого и могучего дебюта он снимет что-то действительно стоящее. Тем более «Акселя» нужно смотреть сейчас. Чтобы знать, о чем потом тосковать.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
От балета на плечах до спектакля с художником Тарантино. Как петербуржцев удивляет Китай
Новости
- 04 октября 2024 - В Петропавловской крепости увековечили одного из основоположников советской космонавтики Бориса Раушенбаха
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
30 сентября 2024, 20:55
-
30 сентября 2024, 12:48
-
28 сентября 2024, 22:19