
«Аксель»: Альтернатива Mamma-Mia!

В прокате — самый неожиданный кинодебют года и первоклассный летний блокбастер для всей семьи. Фантастику о парне и собаке-роботе обозреватель «Фонтанки» советует предпочесть даже раскрученному продолжению мюзикла Mamma-Mia!
Режиссером и автором сценария «Акселя» выступил совершенно безвестный широкой аудитории персонаж, Оливер Дейли. Три года назад он собрал в сети, на краудфандинг-платформе Kickstarter нехитрый — 45 тысяч — бюджет для своей дебютной семиминутной короткометражки про подростка, который встретил собачку-робота и подружился с ней. Зарисовка получилась вполне успешной, и Дейли решил превратить её в полный метр — с бюджетом в сотню-другую раз больше, хитрой графикой и известными актерами. Уже сам факт, что эта затея удалась и фильм выходит в прокат по всему миру (а в России — на неделю раньше, чем в Штатах) свидетельствует, что «Аксель» — настоящий прорыв. Как минимум, для режиссера. Максимум — для всего независимого кинематографа. Так резко с нулевой отметки давно никто не стартовал.
Но фильм и сам по себе любопытный, необычный, наглый. На уровне сценария Дейли демонстрирует крепкий уровень мастерства — в банальную «Каштанку» успевает всунуть кучу жанровых игр, стилистических оммажей, цитат, ребусов. С одной стороны, сохраняет простое, линейное повествование. Мальчишка встречает в пустыне собачку-робота, та становится его лучшим другом. Создали песика плохие роботехники для военных целей, и они хотят питомца у подростка отобрать.
С другой, здесь куча нюансов. Главный герой — не сентиментальный малыш, а гонщик, и сцены поединков мотоциклистов Дейли снимает изобретательно, ярко, переключая оптику, жонглируя манерами: то с простенького GoPro, то с высоты птичьего полета. Да и вообще, похоже на «Безумного Макса». Злодеи — не опасные военные, а примитивные лузеры-технари, и большую часть экранного времени не носятся по следу собачки, а наблюдают за её перемещениями на экране монитора. Тоже необычный визуальный ход.
Визуальное решение — может, самая сильная сторона «Акселя». Оператором выступил Тим Орр, опытнейший стилизатор, который много работал с Дэвидом Гордоном Грином, одним из самых незаурядных и многогранных американских режиссеров. В «Акселе» он не только переключает оптики и жонглирует манерами, но и создает единый, очень цельный и выигрышный стиль. «Делает» ленту под восьмидесятые: век неоновых всполохов, агрессивного монтажа, броских эффектов и киберпанка. Сейчас такое в моде — успех сериала «Очень странные дела» тому свидетельство.
Стиль в «Акселе» затмевает всё. И это очень хорошо. Его элементами становятся даже актеры — вне восьмидесятнической манеры юный Алекс Нойштедтер, обладающий уж слишком слащавой внешностью (кудряшки, пухлые губы, пышные ресницы), смотрелся бы пошло и вычурно. А так, среди железяк, моторов и под синтезаторные шумы — отлично. Без игровой стихии, без отсылок к старому доброму кино исполнительница главной женской роли, певица Бекки Джи, выглядела бы вульгарно — ну, какая из гламурной хип-хоп-исполнительницы подружка честного и милого мальчика! Идеально вписывается в общую стилизацию и Джейн Томас, звезда «Ночей в стиле буги» и «Тонкой красной линии», который играет отца главного героя. Сам его облик — баки, седой кок, щетина — совершенно оттуда, года из восемьдесят пятого.
Наконец, умелая стилизация делает «Акселя» еще семейным кино. Это тот случай, когда родители будут ностальгировать по фильмам своего детства, броским и бойким телемувикам. А дети — влюбляться в такое по уши, знакомиться и втягиваться.
С «Акселем» только одна проблема: такие прорывы совершенно необязательно что-то обещают в дальнейшем. Нет, Дейли никуда не исчезнет, помяните моё слово: мы еще встретим его имя в титрах многомиллионных проектов и перезапусков старых франшиз. Но нет никакой гарантии, что после этого наглого и могучего дебюта он снимет что-то действительно стоящее. Тем более «Акселя» нужно смотреть сейчас. Чтобы знать, о чем потом тосковать.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4 — 6 июля: VK Fest, «ЭтоЭтно» и вторая часть проекта о Бродском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
29 июня 2025, 20:28
-
04 июля 2025, 23:26