«Эрарта Сцена»: Наигрались

01 июля 2018, 18:16
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге закрылась «Эрарта Сцена», за 3,5 года ставшая культовым местом для любителей современной музыки, лекций, театра. «Фонтанка» 30 июня заглянула на последний концерт и поговорила о «кухне» проекта с программным директором Денисом Рубиным.

В прощальный вечер на «Эрарта сцене» не стали нагнетать тоску, хотя ощущение вселенской несправедливости сквозило изо всех щелей — включая балкон, куда Денис Рубин настойчиво приглашал слушателей, чтобы напоследок оценить вид. Самую цельную по своему образу, самую яркую из концертно-театрально-лекционных площадок города закрыли «без объявления войны». Причем сделали это поспешно, как при эвакуации, — так, что пришлось переносить уже заявленные концерты. И без внятных объяснений со стороны руководства «Эрарты», за исключением коммерческих причин. Но этот аргумент мало кого устроил: соцсети наполнились предположениями о смене команды и другими домыслами.

На сцену вышли «резиденты» — те, кто выступали на ней более-менее регулярно, и кто формировал имидж заведения. Группы «Сегодняночью», «Кирпичи», S.P.O.R.T., Zero People, Владимир Волков с коллегами по академической сцене, Женя Любич, Optimystica Orchestra и «Полюса». Набралось на качественный трехчасовой фестиваль хорошей музыки, практически без перерывов на переподключение аппаратуры и настройку (пять минут — не срок для столь тонкого процесса).

В начале концерта артисты иронизировали — по поводу «открытия закрытия». Потом убеждали слушателей и самих себя, что когда где-то закрывается дверь — в другом месте открывается еще одна. Потом на экране позади сцены стали показывать кадры выступлений за три с половиной года: Лев Лурье, Олег Басилашвили, Дмитрий Быков, Татьяна Толстая, Театр АХЕ, Сергей Шнуров, Ксения Раппопорт… Чем дальше, тем яснее становилось: нет в Петербурге другого такого места, где можно было бы увидеть и послушать столько интересных людей. Да, многие площадки что-то делают помаленьку, но такого, чтобы образовалась цельная среда… Разве только на «Диалогах» у Николая Солодникова, но то один жанр — интеллектуальных бесед, а на «Эрарта сцене» — и концерты, и спектакли. Другой масштаб.

Во время выступления группы S.P.O.R.T. в первый раз «прорвало». Перед песней «Каникулы» артисты заговорили о том, как хорошо было бы, если бы «Эрарта Сцена» просто уходила отдыхать на лето, а не закрывалась.

— Это просто ошибка! — в сердцах сказал гитарист.

— Дурь какая-то! — отозвалось эхом из зала уже при выступлении на сцене следующих музыкантов — Zero People.

— Конечно, так не должно быть, — рассуждал солист Александр Красовицкий. — Ведь у нас в стране все «очень хорошо» с музыкой интересных жанров.

— За кулисами мы встречаемся с музыкантами, которых не видим годами, — рассказал Владимир Волков. — И вот все здесь и все почему-то рады. Я надеюсь, что мы вернемся — я не знаю куда, может быть, и сюда.

Когда Волков с коллегами посреди концерта современной музыки заиграл Вивальди, и никто не освистал музыкантов, не ушел массово выпивать или курить, люди, оглядываясь друг на друга, стали задумываться, что и публика здесь необычная. И закрытие «Эрарта Сцены» — какой-то недружественный акт по отношению к такой категории людей. К тем, кто любит разное — но хорошее: ярких немейнстримовых исполнителей любых жанров — от классики до рэпа, умные беседы, экспериментальный театр. Кто достаточно образован, чтобы считывать цитаты, кто не толкается и не хамит в толпе.

— Это была самая лучшая площадка, — призналась со сцены Женя Любич и объяснила, что, кроме следующего, уже запланированного августовского концерта на другой сцене, теперь и не знает, где выступать.

И так как на «Эрарта Сцене» проходили ее рождественские «Белые концерты», а следующего не будет, Рождество решили отмечать прямо сейчас. И исполнили песни из этой программы.

За много лет в культурной жизни Петербурга не припомнить громких закрытий — если не считать таковым снос кинотеатра «Прибой» (кстати, через улицу от «Эрарты»). Но находившийся там Центр современного искусства имени Сергея Курехина не закрывался совсем. Обычно площадки тихо сходят на нет, про них просто забывают, и это мало кто замечает. Тут же вышло по-другому. Музейные хозяева решили больше не вкладываться в проект, подумав, что «Эрарта» сможет существовать успешно и без сцены. Весьма спорное утверждение, так как именно «Эрарта сцена» создавала ощущение постоянного движения вокруг музея, его актуальности, делала его модным местом. Но, похоже, владельцам это перестало быть важным. Поиграли — и хватит.


«Мы открыли Москву для Петербурга»

Незадолго до финального концерта программный директор «Эрарта Сцены» Денис Рубин рассказал «Фонтанке» об окупаемости концертных проектов, их аудитории, цензуре и Telegram.

— Может ли такой немейнстримовый проект, как «Эрарта Сцена», в принципе приносить прибыль?

— Я думаю, что может. Вопрос в том, на сколько хватает терпения у тех, кто в него вкладывает. Мы были на пути в эту сторону, — другое дело, что нужно очень четко оценивать размеры вложений и понимать, что это процесс долгий. Даже если все идет хорошо и не возникает безумных форс-мажоров — условно говоря, какого-нибудь мощного кризиса, после которого можно забыть про все планы.

— Сколько времени нужно новому проекту при грамотном руководстве, чтобы выйти на окупаемость?

— Я всегда был оптимистичным и думал, что года три, но по факту — лет пять, шесть, семь. Это необходимо, чтобы сформировался тот пул артистов, который с большей вероятностью принесет прибыль. Любой артист, какой бы топовый он не был, может как заработать, так и увести организаторов в минус. Но есть артисты, которые чаще приносят прибыль, чем остальные. Соответственно, чем больше в арсенале площадки таких артистов, чем плотнее гастрольный график, тем становится проще. Это первый фактор. Второй — появление партнерских программ, спонсоров, грантов — возможно, через государство, которое начинает поддерживать подобные инициативы. Не секрет, что любой проект работает на разных условиях, и один из вариантов — аренда. Но площадки такого формата не сдают бездумно всем подряд, а стараются выдерживать некую афишу. И с каждым годом растет количество потенциальных арендаторов. Но при этом нужно оставаться в формате.



Фото: Сергей Николаев

— Прозвучала неожиданная для меня мысль, что должен сформироваться пул артистов. Я, честно говоря, думала, что артисты, наоборот, должны быть разные, а когда они начинают повторяться, публике становится скучно.

— Артисты, конечно, разные, но любая программа имеет некую цикличность. Грубо говоря, есть ряд событий, которые уникальны, эксклюзивны и возникают только один раз или раз в несколько лет, — если это иностранные артисты. Но большая часть программы все равно строится на артистах отечественных. Их чисто не бесконечно. Количество хороших артистов, во всех смыслах слова — еще меньше. Поэтому организаторы борются за то, чтобы какой-то ряд артистов охотно с ними сотрудничал. Это не означает, что эти исполнители играют каждый день или каждую неделю. Это может быть концерт раз в полгода. Если брать наш пример, это Леонид Федоров, Billy’s Band, Петр Мамонов, Полина Осетинская, те, кто прекрасны и успешны, и они сами не играют чаще, чем раз в несколько месяцев — а то и раз в год. Но эта периодичность — нужна. В какой-то момент у хорошей площадки возникает процентов 70 репертуара — это их устоявшиеся резиденты.

— И тут же возникает вопрос об аудитории. Аудитория «Эрарта Сцены» была в основном постоянной или люди всякий раз приходили новые?

— Невозможно заставить человека очень часто посещать концерты в силу разных причин: финансовых, занятости, вкусов, привычек. В среднем у нас была постоянная аудитория, которая приходила к нам два-четыре раза в год. Это хороший показатель. Еще было много людей, которые приходили на конкретных артистов. Но мы специально так разнообразно строили программу, чтобы одному и тому же человеку было интересно увидеть разные события. Потому что современный слушатель не зацикливается на одной нише, ему интересны и джаз, и рок, и классика, и авангард, и театр, и лекции. Поэтому, когда мы делаем более-менее цикличную программу, выдерживая ее в рамках вкуса и определенного формата, мы отталкиваемся от того, что один и тот же человек может к нам чаще заглядывать.

— Сейчас одни и те же люди переходят с одной театральной премьеры на другую, в кино — одни и те же идут на «Довлатова» и на «Лето»…

— Наша общая забота, чтобы этот круг людей расширился.

— А каков он у «Эрарта Сцены»?

— Мне сложно оценить в цифрах. Но если у нас бывало три-пять тысяч человек в месяц, и где-то треть из них были постоянными, то получается тысяч 15.

— В Петербурге — 15 тысяч человек, которые готовы следить за немейнстримовым современным искусством?

— 15 тысяч человек, которые владеют нашей программой — я не знаю, ходили ли они еще куда-то. Но на самом деле, не думаю, что это очень уж широкий круг. И это проблема России в принципе, что у нас нет обширной прослойки, которой интересен такой формат. Она есть, но она должна расти. Как только в городе появится 100 тысяч поклонников музыки типа «АукцЫона», а не Стаса Михайлова, сразу всем будет легче жить.

— На какие примеры, может быть, зарубежные, вы ориентировались, создавая «Эрарта Сцену»?

— У нас не было никакого образца. Я не хочу сказать, что мы были оригинальными и дико новаторскими, — в мире есть подобные проекты. Но мы, если честно, действовали по своему пониманию и представлению. Задачей было сделать площадку разнообразную и мультижанровую. Мы объявили, что совмещаем у себя на равных правах и музыку, и театр, и лекционный формат — и честно это выдерживали. Похожие образцы есть. Другое дело — что те места, где я бывал и смотрел репертуар, — московский «Гараж», Kiasma в Хельсинки, Центр Помпиду — делают уклон на экспериментально-рафинированное искусство. А мы все-таки старались взять шире, привлечь более массового зрителя. Интеллигентного, умного, но не настолько высоколобого.

— Встречали ли вы сопротивление руководства музея — по жанровым причинам, вкусовым?

— Нет. Руководство в нашу программу никак не вмешивалось, нам ее отдали на откуп. Мы сами определяли, что считаем нужным, выстраивали планы, рассчитывали, как это будет происходить.

— Вы можете поставить себе в заслугу, что открыли какие-то имена? Чем из сделанного гордитесь?

— Я горжусь всем, что сделано на этой площадке. Мы старались чутко реагировать на то, что происходит, и какие-то новые имена у нас появлялись, но они бы и без нас пробились, так что тут заносчиво было бы говорить о нашей заслуге. Но мы сделали, помимо всего прочего, несколько проектов. Во-первых, придумали фестиваль короткометражных спектаклей «Короче!», и потом уже его подхватили Москва и другие города. Мы придумали «Волков-манифест» — разножанровый фестиваль, на котором Владимир Волков собирает своих друзей. Потом моя большая гордость, что я уговорил Гавриила Лубнина, знаменитого художника и автора прекраснейших песен, и он дал добро на то, чтобы куча разных музыкантов из Петербурга и Москвы сделали концерт-трибьют. Мы сделали его в декабре, в два дня, потому что в один все желающие не уместились. Еще я очень рад, что «Эрарта Сцена» стала домом для основной части современных интересных московских групп. Все москвичи — из тех, что подходят под наш формат, — говоря «Петербург», имели в виду «Эрарта». Это «Мегаполис», Алексей Айги и ансамбль 4’33", Антон Батагов, Инна Желанная, Moonсake и другие. Насколько я знаю, когда очередной москвич собирался осваивать Северную столицу и спрашивал у коллег, куда идти, называли прежде всего нас. И это большая заслуга — мы открыли Москву для Петербурга.

— У каждого события есть причины, а есть повод. Что стало поводом к закрытию в данном случае?

— Не было никакого повода. Причины и повод совпадают. Все произошло достаточно быстро. Для меня это было удивительно, но так случилось. Если в начале года акционеры принимали наш план, ставили нам определенные задачи, были готовы к тому, что задачи будут выполняться с трудностями, то в какой-то момент, примерно в мае, нам объявили, что проекта больше не будет.

— Составлялась уже афиша на осень...

— Много чего было на осень, но это обычная рабочая программа. Там не было ни одного события, которое могло послужить поводом, чтобы мне сказали «этого не надо».

— Вы допускаете, что «Эрарта Сцена» будет функционировать с другим названием и другой командой?

— Я допускаю все что угодно, но пока об этом речи не идёт. Грубо говоря, акционерам было бы проще сменить политику программы и команду, но в данном случае, по моей информации, «Эрарта» отказывается от этого направления в принципе. Как вы сами понимаете, в наше время все непостоянно, может быть, через год, через два что-то будет переосмыслено и, может быть, концертная площадка снова появится. Но в ближайшей перспективе такого не намечается.

— Где следить за вашими проектами?

— Я планирую концерты на похожих площадках, но пока это настолько предварительно, что мне нечего сказать.

— Неужели никуда не позвали?

— Меня много куда позвали, но везде говорили либо «приходи, у нас есть маленькая площадка, приводи нам музыкантов». Или «а не хочешь ли ты тут что-то поделать», «не хочешь взять зал в аренду?» Предложений вал, я даже в какой-то момент на них перестал реагировать. Есть пара интересных, но пока они слишком общие. В данное время я вынужденным образом делаю свое концертное агентство под названием Happy New Ears, и оно в ближайшей перспективе будет заниматься реализацией концертов, которые были намечены в «Эрарте». Таких порядка десяти — где мы уже взяли на себя обязательства. Я их переношу на другие площадки и пытаюсь сделать либо за свой счет, либо с привлечением партнеров. Ну и плюс у меня есть параллельно проект с Вячеславом Полуниным, но пока не расскажу какой.

— Может, вы планируете образовательные или масс-медиа проекты: у вас же замечательный канал в Telegram.

— Он никуда не денется, это просто хобби. Но я не беру на себя смелость кого-то учить и нести прекрасное, доброе, вечное в таком формате.

— И все-таки, можете посоветовать бывшим своим гостям, куда им теперь ходить?

— У нас в городе не так много всего, но что-то есть. Надо внимательно смотреть по сторонам. Во-первых, открылось много прекрасных больших креативных пространств — типа «Севкабеля», Artplay, Музея стрит-арта, где много всего интересного происходит. Есть новая сцена Александринки, есть «Скороход», который сейчас, по-моему, не очень активно функционирует, есть Social Club — маленькое место, которому я немножко помогал советами в свое время, и которое делает неплохую программу. Есть площадки, на которые приезжают вполне приличные артисты — «Космонавт», «Аврора», «Зал ожидания», Opera, MOD.

— Вы прямо никого не обидели.

— На самом деле, даже когда открывается новая площадка, я не волнуюсь насчет конкуренции. Во-первых, она подстегивает, и, во-вторых, на мой взгляд, все выиграют оттого, что в городе появится в сто раз больше площадок. Это приучает народ двигаться, перемещаться с места на место, и наша аудитория таким образом растет. В Петербурге огромное количество прекрасных ресторанов, баров, поэтому прослойка интеллигентных потребителей еды, которые разбираются не только в ней, и в рецептах, и в дизайне — огромная. И рестораны прекрасно себя чувствуют, даже несмотря на то, что их такое большое количество. Там своя жизнь, свои открытия и закрытия, там везде люди. То же самое очень нужно в отношении событий. Как только у нас появится еще хотя бы 50 новых площадок — от маленьких до больших — всем сразу будет лучше.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Война никогда не меняется»: каким стало возвращение в «родные» Пустоши в сериале Fallout

На стриминге Amazon Prime Video 10 апреля вышел первый сезон сериала «Фоллаут» — о жизни в постапокалиптической пустыне от шоураннера «Мира Дикого запада».

Статьи

>